Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Операционный (маржинальный) анализ прибыли



2019-10-11 184 Обсуждений (0)
Операционный (маржинальный) анализ прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из самых эффективных методов решения задач финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов продаж. Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Операционный анализ часто называют анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такой объем продаж, при котором нет ни прибыли, ни убытка.

Операционный анализ проводится в несколько этапов.

1 этап. Определение маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль (валовая маржа) представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.

Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные затраты,

или:

Маржинальная прибыль = Постоянные затраты + Прибыль.

 2 этап. Определение коэффициента вклада в формирование прибыли. Он показывает, сколько маржинальной прибыли приходится на рубль выручки.

Коэффициент вклада = Маржинальная прибыль/ Выручка

3 этап. Определение порога рентабельности (точки безубыточности в стоимостном выражении). Порог рентабельности  – это такая выручка, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи хватает только на покрытие постоянных затрат.

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Коэффициент вклада.

Объем продаж (в натуральном выражении), при котором предприятие не несет убытков и не имеет прибыли, называется точкой безубыточности.

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Маржинальная прибыль на ед.

4 этап .  Определение запаса финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Запас финансовой прочности (в ден. ед.) = Выручка от реализации – Порог рентабельности

Запас финансовой прочности (в %) = (Выручка – Порог рентабельности) / Выручка × 100 %

Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств. Чем выше запас финансовой прочности, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшения выручки или увеличения издержек).

 5 этап. Определение операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).

Прибыль от реализации продукции = Запас финансовой прочности × Коэффициент вклада

или

Прибыль от реализации продукции = Выручка от реализ. – Переменные затраты – Постоянные затраты

6 этап. Определение операционного рычага. Сила операционного рычага (СОР) определяется по формуле:

СОР= Маржинальная прибыль / Прибыль от реализации продукции.

Пример:

1. Выручка (нетто), руб. 37000

2. Переменные затраты, руб. 21000

3. Маржинальная прибыль (валовая маржа), руб. 16000

4. Коэффициент вклада (уровень маржинальной прибыли) =

                                   = 16000 : 37000 = 0,43, или 43 %

5. Постоянные затраты, руб.   10000

6. Порог рентабельности (точка безубыточности), руб.

= 10000 : 0,43 = 23256

7. Запас финансовой прочности (зона безопасности), руб.

=37 000 - 23256 = 13744

8. Плановая прибыль от реализации, руб. =  13744 × 0,43 = 5910

9. Запас финансовой прочности (маржа безубыточности), % 

 = 13744: 37 000 = 0,37, или 37 %

10.Сила операционного рычага (СОР) = 16 000 : 5910 = 2,7.

Действие операционного (производственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации (DВ) всегда порождает более сильное изменение прибыли : D П = DВ × СОР.

Если в нашем примере предприятие предполагает увеличить объем производства (продаж) на 10 %, то операционная прибыль вырастет на 27 % (10 % × 2,7). Таким образом, операционный рычаг показывает, во сколько раз изменится операционная прибыль относительно изменения объема продаж в любом направлении.

Операционный рычаг (леверидж) – это потенциальная возможность влиять на доход и прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема продаж. Операционный рычаг характеризует производственный (операционный) риск, связанный с колебаниями прибыли от реализации относительно изменений выручки. Сила воздействия операционного рычага зависит от удельного веса постоянных издержек в общей сумме издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Операционный анализ является инструментом, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами, прибылью, ассортиментом. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных средств.

Традиционная методика факторного анализа прибыли предполагает использование следующей модели:

П = VPП × (Ц ед. – С ед.),

где VPП физический объем продаж продукции конкретного вида;
Ц ед.  цена реализации единицы продукции;
С ед. себестоимость единицы продукции.

Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов: затрат, цены, объема продаж. В маржинальном анализе при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = (VPП × (Ц ед.  – З пер. ед.)) – Зпост.,

где З пер.ед. переменные затраты на единицу продукции;
 Зпост. постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для маржинального анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. В условиях производства широкого ассортимента продукции, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции, можно использовать следующую модель:

П = ∑ (VPПобщ. × У i  × (Ц ед. i  – З пер. i )) – Зпост.,

где VPПобщ.общий объем продаж по предприятию в целом;

У i  - доля продукции I –го вида в общем объеме продаж.

Использование маржинального анализа в финансовом менеджменте предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.




2019-10-11 184 Обсуждений (0)
Операционный (маржинальный) анализ прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Операционный (маржинальный) анализ прибыли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)