Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Три подхода к трактовке управленческого цикла



2019-10-11 402 Обсуждений (0)
Три подхода к трактовке управленческого цикла 0.00 из 5.00 0 оценок




Курс «Контроль и сопровождение образовательной деятельности»

Тема № 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ключевые понятия и место контроля в управленческом сопровождении образовательной деятельности

 

 

Три подхода к трактовке управленческого цикла

2. Первый подход(Ю.А. Конаржевский и Т.И. Шамова)

- фрагмент книги: Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой, 1986

Второй подход (П.И. Третьяков и Т.И. Шамова)

Третий подход ( В.С. Лазарев и М.М. Поташник)

- Фрагмент книги: Управление школой/ Под ред. В.С. Лазарева, 1997

Конкретизация управленческого цикла

6. Циклограмма как форма представленияуправленческого цикла

- Фрагмент книги: Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию, 2011

7. Технологией управлениякак форма представленияуправленческого цикла

- Список литературы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ. Консалтинговый экскурс в историю внутришкольного управления. С. 27-61. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект (Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы): 4-е изд.– М.: 5 за знания, 2009. – 352 с.

- Дополнительные ссылки для выполнения задания

Процесс управления: различные точки зрения на состав управленческого цикла

 

В качестве основных составляющих системы управления обычно определяют организационную структуру и процесс управления

 

Три подхода к трактовке управленческого цикла

 

Реализация управленческих функциональных обязанностей предполагает выполнение определенных управленческих действий. Совокупность последовательно выполняемых действий для реализации управленческих функций образует процесс управления. Процесс управления – это непрерывная последовательность действий, осуществляемых управленцами, в результате которых изменяется управляемый объект. Процесс управления имеет циклический характер. Под циклом понимается, как правило, незамкнутая последовательность управленческих действий [См.: 14, с. 6; 34, с. 75; 33, с. 291; 29, с. 18-19 и др.].

В современной теории управления можно условно выделить три наиболее известных подхода к трактовке состава и структуры управленческого цикла, разработанные Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой, П.И. Третьяковым, В.С. Лазаревым и М.М. Поташником.

2. Первый подход(Ю.А. Конаржевский и Т.И. Шамова)

 

Ю.А. Конаржевский, опираясь на отечественную теорию социального управления, определял управление образовательным учреждениемкак «целесообразную деятельность, направленную на упорядочение образовательного процесса и его совершенствование. По форме управление любой социальной системой представляет собой процесс переработки информации. В общих чертах он состоит из трех основных этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, переработки ее и выдачи командной информации (управленческое решение)» [14, с. 5]. Рассматривая переработку информации на каждом из указанных этапов, Ю.А. Конаржевский прослеживает следующую последовательность управленческих действий: «Управляющая система в процессе своей деятельности получает определенную информацию о состоянии системы управляемой и о качестве процессов, совершающихся в ней. Эта информация воспринимается, анализируется управляющей системой, которая на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учетом команд, поступающих от вышестоящих органов образования, вырабатывает и принимает управленческое решение, направленное на упорядочение управляемой системы или на перевод ее в новое, более высокое качественнее состояние. Эта командная информация поступает в управляемую систему» [14, с. 6]. Из данного описания переработки информации следует, что процесс управления носит в определенной мере замкнутый, циклический характер и состоит из огромного множества различных по целям, объектам, продолжительности управленческих циклов. Ю.А. Конаржевский определил управленческий цикл как «целостную совокупность сориентированных на достижение одной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности, ограниченных определенными предметно-пространственными и временными рамками» [14, с. 6]. При этом функции управления рассматриваются как «различные виды управленческой деятельности, отличающиеся своеобразным содержанием, специфической целенаправленностью, индивидуальной структурой и функциональной интегративностью» [14, с. 6]. Вот именно эти функции, направленные на управляемый объект и взаимодействующие с ним, представляют собой конкретные формы проявления сущности и содержания процесса управления. По мнению ученого, любой управленческий цикл будет состоять из пяти управленческих функций: педагогического анализа, подго товки и принятия управленческого решения, организа ции коллектива на выполнение этого решения, контроля, регулирования. «Каждая из этих функций имеет свое место в общей системе цикла, выполняет только ей одной присущую роль и не может быть игнорирована без риска допустить диспропорции в управленческой деятельности» [14, с. 7]. Например, в рамках управленческого цикла «учебный год» на основе анализа итогов учебного года, показывающего недостатки и достоинства в работе коллективов, определяются цель и главные задачи на новый учебный год. Таким образом, педагогический анализ закладывает основу для осуществления второго вида управленческой деятельности – планирования.Как только годовой план работы утверждается и получает силу обязательного документа, начинает действовать следующая функция управления – организация, направленная на мобилизацию коллектива для выполнения годового плана работы. Одновременно с осуществлением организационной деятельности развертывается и контроль, носящий побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состо­яние постоянной организационной напряженности. Управление не может свестись к констатации фактов, поэтому контроль должен обязательно вступать во взаимодействие с педагогическим анали зом. Изучая данные контроля и внутренней системы оперативной информации, делая соответствующие выводы и разрабатывая рекомендации, руководители коллектива осуществляют функцию регулирования. Данная функция заключается в корректировании годового плана работы, в изменении генерального направления контроля и педагогического анализа, в совершенствовании системы организационных отношений. Результаты оперативного и тематического анализов обрабатываются в процессе анализа итогов учебного года, предполагающего вскрытие причин успехов и неудач в работе коллектива. С учетом данных внешней информации формулируются цель и основные задачи на новый учебный год, что дает продолжение уже новому управленческому циклу.

Ю.А. Конаржевский представляет следующую схему управленческого цикла «учебный год: анализ итогов года (определение цели и задач деятельности коллектива на новый учебный год); планирование работы образовательного учреждения на новый учебный период; организа ция коллектива на выполнение годового плана; конт роль за ходом его реализации; регулирование этого процесса; оценка эффективности управленческого цикла [См.: 14, с. 8]. При этом ученый подчеркивает условный характер данной схемы: «В повседневной деятельности руководителя очень трудно провести четкие грани между отдельными функциями управления: одна из них не только сменяет другую, но и зачастую осуществляется параллельно с ней, а иногда просто органически в нее вплетается» [14, с. 9-10]. В тоже время Ю.А. Конаржевский подчеркивает: во-первых, в процессе управления обязательно должны осуществляться все вышеперечисленные функции; во-вторых, каждый вид деятельности в системе цикла должен взаимодействовать с другими видами управленческой деятельности; в-третьих,в связи с тем, что педагогический анализ открывает и закрывает цикл, он играет роль системообразующего фактора, являясь соединительным звеном между отдельными годовыми управленческими циклами, обуславливая цель деятельности, основные задачи, направления реализации других функций [См.: 14, с. 10-12]. Последнее замечание Ю.А. Конаржевского имеет особое значение для нашего исследования. Отметим, что данный подход к процессу управления был отражен в коллективной монографии «Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики», изданной в 1991 г. под редакцией Т.И. Шамовой [См.: 5, с. 59-105], а также в другой монографии, указанной нами выше – «Управление современной школой», опубликованная в 1992 г. коллективом сотрудников НИИ управления, экономики и развития Российской Академии образования под редакцией М.М. Поташника [См.: 32, с. 67-78].

 

Фрагмент книги: С. 5- 11. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

 

Управление образовательным учреждением (ОУ) представляет собой целесообразную деятельность, направленную на упорядочение образовательного процесса и его совершенствование. По форме управление любой социальной системой представляет собой процесс переработки информации. В общих чертах он состоит из трех основных этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, переработки ее и выдачи команд­ной информации (управленческое решение).

  Управление ОУ можно представить в виде следующей схемы: 1— управляющая система; 2 — командная информация; 3 — управляемая система; 4 — информация о состоянии системы; 5 — данные о состоянии внешней среды; 6 — команда вышестоящих органов.  

 

Управляющая система в процессе своей деятельности получает определенную информацию о состоянии системы управляемой и о качестве процессов, совершающихся в ней. Эта информация воспринимается, анализируется управляющей системой, которая на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учетом команд, поступающих от вышестоящих органов образования, вырабатывает и принимает управленческое решение, направленное на упорядочение управляемой системы/или на перевод ее в новое, более высокое качественнее состояние. Эта командная информация поступает в управляемую систему. Круг замыкается. Любое нарушение хотя бы одного звена этой схемы приводит к тому, что управляемая система частично или полностью выходит из-под управляющего воздействия, а процессы, протекающие в ней, становятся малоэффективными.

Из этой условной схемы управления ОУ видно, что данный процесс носит в определенной мере замкнутый, циклический характер и состоит из огромного множества различных по целям, объектам, продолжительности управленческих циклов. Каждый из них содержит различные виды управленческой деятельности, именуемые функциями управления, отличающихся своеобразным содержанием, специфической целенаправленностью, индивидуальной структурой и функциональной интегративностью.

Эти функции направлены на управляемый объект и во взаимодействии с ним представляют собой конкретные формы проявления сущности и содержания процесса уп­равления.

Таким образом, управленческим циклом в ОУ можно назвать целостную совокупность сориентирован ных на достижение одной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности, ограниченных определенными предметно-пространственными и времен ными рамками

Независимо от того, какие цели преследует цикл управления, какими временными рамками его ограничивает руководитель, независимо от объема и объекта, на упорядочение или развитие которого направляется воздействие цикла, он всегда будет состоять из пяти управленческих функций: педагогического анализа, подго товки и принятия управленческого решения, организа ции коллектива на выполнение этого решения; контроля, регулирования. Каждая из этих функций имеет свое место в общей системе цикла, выполняет только ей одной присущую роль и не может быть игнорирована без риска допустить диспропорции в управленческой деятельности.

Рассмотрим управленческого цикла типа «учебный год». На основе анализа итогов учебного года, показывающего недостатки и достоинства в работе коллективов, определяются цель и главные задачи на новый учебный год. Следовательно, педагогический анализ закладывает основу для осуществления второго вида управленческой деятельности – подготовки и принятия решения. В данном, конкретном случае это будет составление и утверждение годового плана работы. Годовой план работы разновидность перспективного управленческого решения. В дальнейшем, рассматривая управленческий цикл типа «учебный год», мы будем именовать эту функцию планированием.

Как только годовой план работы утверждается и получает силу обязательного документа, начинает действовать следующая функция управления – организация, направленная на мобилизацию коллектива для выполнения годового плана работы. Одновременно с осуществлением организационной деятельности развертывается и контроль со стороны аппарата управления.

Контроль носит побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состояние постоянной организационной напряженности. Чтобы не превратиться в простой инструмент для констатации фактов, контроль должен обязательно вступать во взаимодействие с педагогическим анализом. Изучая данные контроля и внутренней системы оперативной информации, делая соответствующие выводы и разрабатывая рекомендации, руководители коллектива осуществляют функцию регулирования. Суть ее состоит в корректировании (если это вызывается необходимостью) годового плана работы, в изменении генерального направления контроля и педагогического анализа, в совершенствовании системы организационных отношений. Регулирующая деятельность основывается на контрольной и аналитической, и только в этом случае она может достигнуть определенного успеха.

Анализируя данные контроля и системы оперативной информации, руководитель вычленяет такие узлы образовательного процесса, которые требуют более пристального внимания, углубленного тематического изучения. Данные и выводы оперативного и тематического анализов служат определенной основой для третьего звена аналитической деятельности руководителей: анализа итогов учебного года. При этом вскрываются причины успехов и недостатков в работе коллектива, с учетом данных внешней информации формулируются цель и основные задачи на новый учебный год. Процесс управления, заканчиваясь, дает продолжение уже новому управленческому циклу:

Таким образом, содержание управленческого цикла «учебный год» может выглядеть так: анализ итогов года (определение цели и задач деятельности коллектива на новый учебный год); планирование работы ОУ на новый учебный период; организация коллектива на выполнение годового плана; контроль за ходом его реализации; регулирование этого процесса; оценка эффективности управленческого цикла.

Данную схему нужно рассматривать и воспринимать сугубо условно. Она дается в дидактических целях, для того чтобы руководитель мог проникнуть в теоретическую сущность управления. На самом же деле в практике управления все обстоит гораздо сложнее. В повседневной деятельности руководителя очень трудно провести четкие грани между отдельными функциями управления: одна из них не только сменяет другую, но и зачастую осуществляется параллельно с ней, а иногда просто органически в нее вплетается. Но даже обзорное описание управленческого цикла типа «учебный год» позво­ляет сделать следующие выводы.

Во-первых, в процессе управления обязательно должны осуществляться все вышеперечисленные функции. В противном случае аппарат управления может не справиться с выполнением задачи усовершенствования управления и повышения эффективности образовательного процесса.

Во-вторых, необходимо разграничивать два понятия: «работа» и «функционирование», ибо для восприятия управленческого цикла как системного процесса это имеет принципиальное значение. Дело в том, что процесс управления связан с совокупностью целенаправленных, взаимосвязанных действий, при помощи которых руководитель коллектива решает те или иные управленческие задачи, ведет работу по планированию, контролю и т. д. При этом работа, например, по составлению годового плана, по осуществлению контроля может идти как следует, выполняться с учетом последних достижений педагогической науки, но оказывать минимальное воздействие на конечный результат управления. Эффективность процесса управления можно повысить лишь при условии, что каждый вид деятельности в системе цикла будет взаимодействовать с другими видами управленческой деятельности.

Так, работа по контролю преобразуется в функцию лишь в том случае, если данные контроля служат основой для реализации функции педагогического анализа, а через нее и функции регулирования, осуществление которой, в свою очередь, должно привести к усвоению результатов контроля всем управленческим циклом. Следовательно, функционирование процесса управления в целом зависит от способов, качества, направления развития, взаимодействия всех частей этого процесса.

Обычно противники выделения педагогического анализа образовательного процесса в самостоятельную функцию управления аргументируют свои взгляды тем, что анализ имеет место в каждой функции. Но этот аргумент с таким же успехом мы можем отнести и к остальным функциям управленческого цикла (без планирования, например, невозможна реализация ни одной функции управления, ибо и контроль, и организацию, и анализ, и регулирование, прежде чем осуществить, необходимо спланировать). Кроме того, такая постановка вопроса свидетельствует о непонимании самой сущности управленческого цикла. Необходимо вести речь не о «присутствии педагогического анализа» во всех остальных функциях управления, а о его взаимодействии со всеми другими функциями управленческого цикла: педагогический анализ, с одной стороны, сам усваивает результаты внутришкольного контроля, планирования, организации, регулирования, а с другой – все эти функции реализуются в связи с его выводами и рекомендациями.

В-третьих,рассмотрение управленческого цикла «учебный год» дает возможность сделать заключение о том, что педагогический анализ открывает и закрывает цикл. В цикле управления ОУ он играет роль системообразующего фактора, являясь соединительным звеном между отдельными годовыми управленческими циклами. В конце года с помощью педагогического анализа вся система получает цель деятельности, основные задачи, направления реализации других функций, т.е. определяется тактика работы коллектива. Там, где отсутствует глубокий педагогический анализ итогов учебного года, соответственно не проводится и осмыслен­ный, целенаправленный, отвечающий всем требованиям преемственности процесс управления ОУ (С. 5- 11. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.)

 



2019-10-11 402 Обсуждений (0)
Три подхода к трактовке управленческого цикла 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Три подхода к трактовке управленческого цикла

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)