Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Третий подход ( В.С. Лазарев и М.М. Поташник)



2019-10-11 1028 Обсуждений (0)
Третий подход ( В.С. Лазарев и М.М. Поташник) 0.00 из 5.00 0 оценок




Третий подход к определению состава и структуры процесса внутришкольного управлениябыл обоснован вмонографии «Управление школой: теоретические основы и методы», опубликованной в 1997 г. коллективом сотрудников Института управления образованием Российской Академии образования под редакцией В.С. Лазарева. Ученые процесс управления понимают как «непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия» [34, с. 75]. Внутри процесса управления, носящего цикличный характер, были выделены четыре основных управленческих действия: планирование, организация, руководство и контроль. Планирование– это действие, в результате выполнения которого определяют, какие результаты предполагается получить в будущем (ставят цели), какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены. Спланировать деятельность – это значит определить цели, состав, структуру и сроки выполнения действий, необходимых для их достижения. Для того чтобы люди вместе могли работать эффективно, нужно их организовать, т.е.определить, кто и какими функциональными обязанностями, правами располагает, с кем и как при этом взаимодействовать. Чтобы совместная работа была эффективной, необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в-третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность этих действий называют руководством. Управление должно своевременно реагировать на происходящие изменения, а для этого оно должно иметь информацию о них. Получение такой информации и выявление необходимости корректировки хода работ обеспечивается посредством реализации специального управленческого действия, называемого контролем. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым [См.: 34, с. 74-77]. Важная для нашего исследования аналитическая функция, самостоятельность которой аргументировано обоснована Ю.А. Конаржевским [См.: 12; 14; 13, с. 172-187], разработчиками данного подхода растворена в остальных функциях, например, планирование может включать в себя действия анализа ситуации, прогнозирования, целеполагания, оценки эффективности, принятия решений о выборе какого-то варианта плана действий; руководство предполагает постановку заданий подчиненным, анализ состояния коллектива, оценку работы подчиненных, принятие решений о поощрении и наказании, информирование подчиненных, разрешение конфликтных ситуаций и др. [См.: 34, с. 77].

Фрагмент книги С. 74 -77. Управление школой/ Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.

 

Процесс управления. Чтобы реализовались функции управления, в управляющей системе должны выполняться необходимые действия. Одни из этих действий выполняются параллельно и до определенного времени независимо друг от друга, а другие – в определенной последовательности. Эта совокупность параллельно и последовательно выполняемых действий решения управленческих задач образует процесс управления.

Решение управленческих задач происходит посредством работы с информацией, поэтому в ряде случаев процесс управления определяют как процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации. Но в этом определении не раскрывается главное – то, что составляет специфическое содержание именно управления. При подготовке и трансляции телевизионных передач также собирают, хранят, перерабатывают и передают информацию, но это не управленческий процесс.

В других случаях процесс управления понимается как процесс выработки решений. Это верно, но также недостаточно. Каждый человек в своей жизни принимает множество решений, но это решения не управленческие. Управление – не просто выработка решений, а таких, которые призваны обеспечить необходимые и достаточные условия для продуктивной совместной работы многих людей. Поэтому процесс управления в дальнейшем мы будим понимать как непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия.

Управленческий цикл. Процесс управления имеет циклический характер. Он начинается с выявления потребностей в практических действиях, постановки целей, а заканчива­ется их достижением либо отказом от этого. Внутри управленческого цикла могут выделяться разные действия.

В данной книге управленческий цикл понимается как замкнутая последовательность четырех основных управленческих действий: планирования, организации, руководства и контроля.

Планирование – это действие, в результате выполнения которого определяют, какие результаты предполагается получить в будущем (ставят цели), какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены, т.е. устанавливается, что, когда и как должно быть сделано. Спланировать будущую деятельность – это значит определить цели, состав, структуру и сроки выполнения действий, необходимых для их достижения.

Но только плана недостаточно. Чтобы люди вместе могли работать эффективно, нужно определить (распределить), кто и какие работы должен будет выполнять (функциональные обязанности, права, ответственность), с кем и как при этом взаимодействовать. Действие, в результате которого решаются такие задачи, называется организацией

Благодаря выполнению действий планирования и организации, создаются необходимые, но недостаточные условия для эффективной интеграции усилий членов школьного коллектива. Из практики хорошо известно: то, что реально делают люди, далеко не всегда совпадает с тем, что им предписывается формальными требованиями. Особенность социальных организаций состоит в том, что входящие в них люди имеют собственные мотивы и способны сами ставить перед собой цели. Они могут хотеть или не хотеть что-то делать и, в зависимости от этого, строят свое поведение. Приходя в организа­цию, люди ожидают, что она позволит им реализовать их интересы. Если этого не происходит, они либо уходят из нее, либо не вкладывают в работу того, что могли бы.

Чтобы совместная работа была эффективной, необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в-третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы.

Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения заинтересованности исполнителей в продуктивной работе, их удовлетворенности, поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, называют руководством.

Совместная деятельность будет успешной, если она хорошо спланирована и организована, если исполнители знают, что, когда и как они должны сделать, какие результаты получить и кому их передать, умеют и хотят сделать то, что от них требуется, но лишь до тех пор, пока какие-то внутренние или внешние условия не изменятся так, что потребуют внести коррективы в ее ход. Эти изменения могут нести в себе угрозы для реализации спланированных действий или, наоборот, открывать какие-то новые возможности. Управление должно своевременно реагировать на происходящие изменения, а для этого оно должно иметь информацию о них. Получение такой информации и выявление необходимости корректировки хода работ обеспечивается посредством реализации специального управленческого действия, называемого контролем. Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не существует – обратную связь. Контроль делает управление "зрячим", чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым.

Действия планирования, организации, руководства и контроля имеют сложную структуру и сами состоят из множества других действий. Так, планирование может включать в себя действия анализа ситуации, прогнозирования, целеполагания, оценки эффективности, принятия решений о выборе какого-то варианта плана действий Руководство предполагает постановку заданий подчиненным, анализ состояния коллектива, оценку работы подчиненных, принятие решений о поощрении и наказании, информирование подчиненных, разрешение конфликтных ситуаций и др.

С. 74 -77.Управление школой/ Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.

 



2019-10-11 1028 Обсуждений (0)
Третий подход ( В.С. Лазарев и М.М. Поташник) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Третий подход ( В.С. Лазарев и М.М. Поташник)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1028)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)