Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: СОСТАВ И СТРУКТУРА. Консалтинговый экскурс в теорию внутришкольного управления



2019-10-11 433 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: СОСТАВ И СТРУКТУРА. Консалтинговый экскурс в теорию внутришкольного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




В бессмертной «Одиссее» Гомера можно прочитать такие строки: «...Весьма неразумно и скучно снова рассказывать то, что уж нам рассказали однажды». Действительно, после статей и книг М.М. Поташника, изданных, по словам самого автора, «массовым тиражом», вопрос о составе и структуре программы развития в педагогическом сообществе, казалось бы, был окончательно решен.[8]

Отнюдь. Естественная ротация управленческих кадров, новые времена, новое звучание программы развития, входящей в «дежурный набор» документов для участия в региональных, муниципальных, а теперь и федеральных конкурсных отборах школ-претендентов на денежные гранты, заставляют нас вновь и вновь обращаться к осмыслению ключевых позиций этого стратегического документа.

Поэтому попытаемся снова рассмотреть некоторые теоретические положения данного вида внутришкольного проекта.

Традиционно в программе развития выделяют три составные части: информационно-аналитическую (достижения и проблемы), концептуально-целезадающую (идеи, ценности и цели) и целереализующую (средства и ресурсы).

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, представляющая собой аналитико-прогностическое обоснование актуальности содержания программы развития, включает информационную справку о школе и итоговый анализ работы школы за несколько лет.

Назначение информационной справки состоит в кратком целостном описании основных характеристик образовательного учреждения. В данном разделе должно быть представлено исходное состояние объекта управления перед грядущими изменениями. Поэтому основным критерием выбора показателей информации должно служить определение тех компонентов школьной жизни, на развитие которых, прежде всего, и направлена программа. Исходя из направленности программы, подчас необходимо показать особенности социально-экономического и социокультурного окружения школа. С нашей точки зрения, в основе логики представления информации о школе должен быть положен следующий подход: от характеристики образовательного процесса как основного, системообразующего процесса в школе, как объекта будущих преобразований, к представлению обеспечивающих и сопутствующих процессов, в частности, и внутришкольного управления.

Существует несколько широко известных модификаций структур информационной справки. В качестве примера приведем два комплементарных по отношению друг к другу варианта таких структур из словаря-справочника «Управление школой» и очередной, как всегда удивительно своевременной и современной, книги М.М. Поташника «Как подготовить проект на получение грантов». В первом варианте в содержании информационной справки рекомендуется:

- указать наименование и статус школы сегодня (для школ, менявших наименование, номер, статус, следует отметить наиболее существенные из этих изменений и их даты), важнейшие (с точки зрения разработчиков программы и интересов развития школы) этапы истории школы;

- дать краткую вводную характеристику социального окружения школы и описать характер его влияния на образовательное учреждение;

- коротко описать роль школы в социуме, в территориальной образовательной системе;

- указать важнейшие объемные данные школы (количество учащихся, классов-комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий);

- дать характеристику контингента учащихся;

- охарактеризовать педагогический персонал школы: общее число педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по Единой тарифной сетке, число учителей, отмеченных наградами, почетнымизваниями,имеющих ученые степени, работающих в школе преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);

- дать характеристику действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процессов;

- описать подходы к диагностике результатов образовательного процесса;

- охарактеризовать состояние школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно-материальной базы школы;

- дать характеристику нормативно-правового и документационного обеспечения работы школы;

- коротко описать систему работы с педагогическими кадрами;

- дать информацию об основных результатах образовательного процесса (в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в школе.

По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.[9]

По мнению М.М.Поташника, статистические данные, приведенные в информационной справке, позволяют понять, от какого состояния коллектив хочет уйти. Эти данные необходимы для оценки того, чем они являются: благоприятной предпосылкой развития; непреодолимым обстоятельством, с которым, тем не менее, школа вынуждена вступать в процесс развития, и это будет препятствовать получению максимально возможных результатов; проблемой, решаемой в ходе реализации программы.[10]

Во втором варианте структуры информационной справки рекомендуется включать: «число учащихся, количество смен с указанием классов по сменам, число классов по ступеням образования и параллелям, число педагогов (общее и дифференцированно – по образованию, квалификационным разрядам и категориям, почётным званиям, стажу работы, креативности и другим характеристикам); режим работы школы, продолжительность уроков по классам, состояние материально-технической базы (число спортзалов и площадок, наличие актового зала, столовой (число мест), количество и оснащённость кабинетов, библиотеки (число книг, наличие электронного каталога), общемедицинского, стоматологического и физиотерапевтического кабинетов; характеристику внеурочной воспитательной работы (какие художественные, спортивные, музыкальные школы, студии, клубы, секции действуют на базе школы); сведения об истории, традициях и наследии школы; о её контингенте (по полу, социальному составу семей, национальности, здоровью, успешности в учёбе и другим важным параметрам); характеристику социума (население микрорайона, окружение школы, наличие культурно-просветительских, спортивных учреждений, торговых точек и т.д. – всего того, что необходимо учесть при подготовке программы развития). Стоит также сказать о наличии (или отсутствии) творческих контактов с учёными, научными центрами, кафедрами вузов, ИПК); осветить краткие итоги учебно-воспитательной процесса за последний год (или годы) по ступеням, параллелям и классам, циклам предметов с указанием динамики результатов за последние годы, другие данные анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов (показатели уровня воспитанности, степени развитости, отрицательных эффектов и последствий образовательного процесса и т.п.). В справке стоит отразить наиболее яркие достижения школы, её конкурентные преимущества; характеристику управляющей системы в виде органиграммы, функционала и организационного механизма управления».[11]

Итоговый анализ работы школы предназначен для фиксации и обоснования и успехов, и проблем образовательного процесса, на решение которых будут направлены целезадающий и целереализующий блоки программы.

В связи с тем, что программа развития направлена на решение жизненно важных проблем образовательного процесса, требующих для своего решения объединения творческого потенциала и усилий всего педагогического коллектива, кратко остановимся на рассмотрении этой важнейшей категории.

Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуации, ядром которой выступает противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами ее удовлетворения. При осмыслении проблемной ситуации происходит осознание ограниченности опыта субъекта, человек не знает, как преодолеть трудности в достижении цели и удовлетворить возникшие у него потребности. Иными словами, проблемная ситуация отражает, с одной стороны, совокупность целей субъекта, а с другой – реальное состояние субъекта, объекта и внешней среды. На основе одной и той же проблемной ситуации могут быть сформулированы разнообразные проблемы. Различные формулировки проблемы ориентируют систему управления на далеко не тождественные пути и методы преодоления исходной проблемной ситуации. Формулирование проблемы должно фиксировать результаты анализа проблемной ситуации и уже в самой постановке содержать элементы ее решения. Не случайно один из управленческих постулатов гласит: «То, как Вы определите проблему, ограничивает Ваши возможности ее решения». Действительно, глубокий анализ проблемных ситуаций, продуманность, рельефность и корректность формулировок проблемы являются необходимым условием ее эффективного решения. Кибернетик с мировым именем У.Р. Эшби обращал внимание на то, что, когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения. Таким образом, проблема – это не просто трудноразрешимая задача, как иногда считают, хотя в буквальном переводе с греческого это действительно так. Проблема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы.

Формулировки проблем появляются в результате осуществления анализа деятельности школы. Анализ обладает тремя основными ипостасями:

- Во-первых, это итоговый этап работы школы, когда оцениваются результаты и делаются выводы о качестве образовательного процесса;

- Во-вторых, это стартовый этап деятельности школы, определяющий приоритетные проблемы и направления их решения;

- В-третьих, это основа всей управленческой деятельности, состоящей в перманентной обработке собираемой информации.

Учитывая тактический и стратегический характер управления, можно определить текущий и итоговый виды анализа. Кратко представим некоторые особенности этих двух видов анализа.

Приоритетным объектом текущего анализа является протекание образовательного процесса. Его предназначение состоит в определении качества промежуточных результатов, качества обучения, качества организации образовательного процесса и т.д. И если качество с определенной долей упрощения можно рассматривать как соответствие неким заданным стандартам, то нам необходим пакет стандартов результатов, процесса и условий образования в школе. Да и проблематрактуется как расхождение между предполагаемым и реальным, что также предполагает не только установление объективной картины реального положения дел, но и наличие образа желаемого состояния образования. Образ желаемого состояния образования достигается посредством формирования или актуализации системы норм, правил, требований к приоритетным компонентам образовательного процесса.

Информация для текущего анализа устанавливается в результате контроля. Уяснив норму того, чему и как учить, в каком объеме и какие для этого требуются условия, можно приступить к разработке организационной системы внутришкольного контроля и самих измерительных методик.

Несущей конструкцией сбора информации может стать план контроля. Данный план предполагает, прежде всего, формулирование целей контроля; четкое определение объектов изучения (учебный курс, тема и количество часов, класс, преподаватель, вид школьной документации); фиксацию видов, форм и методов контроля, инструментария сбора информации; установление исполнителей, ответственных, а также форм, посредством которых обобщается информация.

План контроля образовательного процесса

Цель контроля

Объекты контроля

Время контроля

Вид контроля

Форма контроля

Метод контроля

Инструментарий

ФИО и должн. контролера

Форма обобщения

Подведение итогов

Курс Тема и часы Класс ФИО учителя Вид документации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
                           

В основу определения видов контроля положено время проведения сбора информации: предварительный, текущий и итоговый.

В основу предлагаемой классификации форм контроля положены следующие позиции:

- объект изучения (например, ученик, класс, параллель, ступень обучения и т. д.);

- уровень изучения (всесторонний, пилотажный, глубокий);

- вид планирования (стратегический, тактический, оперативный).

Назовем основные формы сбора информации и их цели: Тематический контроль направлен на глубокий сбор информации о знаниях и умениях учащихся по ключевым темам учебной программы и/или изучение системы работы учителя в границах учебной темы. Фронтально-обзорный контроль призван обеспечить пилотажный сбор информации о коллективе учащихся и/или работе группы учителей, всех педагогов по общим вопросам. Сравнительный контроль позволяет осуществить параллельный сбор информации о личности учащихся, классов и/или работы отдельных учителей. Персональный контроль направлен на сбор информации по всестороннему изучению личности конкретного ребенка и/или системы профессиональной деятельности отдельного педагога. Классно-обобщающий контроль обеспечивает изучение качества знаний, умений учащихся и/или качества преподавания в конкретном классе. Предметно-обобщающий контроль направлен на сбор информации о знаниях, умениях учащихся и/или качестве преподавания по отдельным учебным курсам. Комплексно-обобщающий контроль призван обеспечить сбор информации о всестороннем изучении учащихся и/или работы учителей в конкретном классе, параллели, ступени обучения. Оперативный контроль позволяет собрать информацию о неожиданно возникших проблемах в образовательном процессе.

В настоящее время в школах используются в основном следующие методы сбора информации: изучение документации (школьной, педагогической, ученической); наблюдение; устный опрос (интервьюирование, собеседование, экзамен, устная контрольная работа); письменный опрос (анкетирование, тестирование, письменный экзамен, письменная контрольная работа); метод экспертных оценок и т.д.

План сбора информации определяет необходимость того или иного инструментария изучения качества образования. К сожалению, управленцы, как тульский Левша, могут лишь сказать, что «мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем». Поэтому школа должна и искать, и вынуждена подчас сама разрабатывать мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяются спецификой объекта изучения, особенностями форм и методов контроля.

Если текущий анализ использует результаты контроля, то итоговый анализ в первую очередь усваивает и обобщает результаты текущего анализа. Конечно, аналитическая часть программы развития формируется в результате осуществления итогового анализа. Но в основе технологий и итогового и текущего анализа лежит одна логика: «От проблем результата образовательного процесса к поиску их причин в самом процессе и его условиях».[12]

В книге «Управление развитием школы» справедливо указано, что «в абстрактном виде проблему решить нельзя, в каждом случае ее нужно конкретизировать и структурировать, т.е. представить в виде совокупности связанных между собой частных проблем, решая которые можно получить решение общей проблемы».[13] Выявленные проблемы конкретного образовательного учреждения могут быть структурированы в форме так называемого «дерева проблем». Развертывание «дерева» производится с помощью методики, известной под название «сверху – вниз»: от проблемы-следствия к проблеме-причине.

Целесообразно представить проблемы в следующей логической иерархии:

1. Фиксация приоритетных корневых проблем результатов образовательного процесса

2. Определение причин, инициирующих (порождающих) корневую проблему. Это проблемы самого образовательного процесса, которые являются причинами проблем первого уровня

3. Отдельный анализ каждой причины с целью определения причин, ее обусловивших (т.е. нахождение причин причины). Причины чаще всего кроются в проблемах условий, которые и определяют дефекты образовательного процесса и его результатов. Следует отметить, что установление цепи причинных связей осуществляется до определения дефектов, устранение которых очевидно.

Помимо этого назначение итогового анализа заключается в определении эффективности работы школы за несколько последних лет. Эффективность – это понятие, соотносящее результат (эффект) деятельности с поставленными ранее целями. Различают три основные вида эффективности: «потребностную» (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам); «результативную» (отношение достигнутого результата к поставленным целям); «затратную» (отношение затраченных финансовых, материально-технических, временных, интеллектуальных и др. ресурсов к достигнутым результатам). Эти виды эффективности образуют цепочку: «потребностная» эффективность предопределяет содержание «результативной», которая в свою очередь определяет «затратную эффективность».

Далее приводится не обязательный алгоритм, а всего лишь возможная логика итогового анализа, которая может быть положена в обоснование актуальности той или иной ключевой проблемы школьной жизни:



2019-10-11 433 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: СОСТАВ И СТРУКТУРА. Консалтинговый экскурс в теорию внутришкольного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: СОСТАВ И СТРУКТУРА. Консалтинговый экскурс в теорию внутришкольного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)