Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ. Консалтинговый экскурс в историю внутришкольного управления



2019-10-11 210 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ. Консалтинговый экскурс в историю внутришкольного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение планирования в управлении организацией трудно переоценить. Легендарный Ли Якокка в своей не менее легендарной книги «Карьера менеджера» писал: «Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно – часто даже не отдавая себе отчета – высказывать всякого рода смутные и нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали».[1] В полной мере эти слова относятся к программе развития, призванной помочь воплотить в жизнь педагогические идеи.

В управлении школой обычно различают управление ее функционированием и управление ее развитием. Следует заметить, что это разделение во многом условно и не носит оценочного, противопоставительного характера.

Управление функционированием способствует стабильному протеканию образовательного процесса и обеспечивающих его процессов таких, как управленческое, программно-методическое, материально-техническое, кадровое, финансовое и другое обеспечение.

Понятие «функционирование» в обыденном сознании обычно противопоставляется понятию «развитие», отождествляется с «застоем». На самом деле функционирование важнейший этап плоскостного развития школы. Благодаря стабильному функционированию нововведения доводятся до привычной нормы, рутинизируются. Образно говоря, в этот период инновация «умирает», перестает быть таковой, становится привычным явлением. В этом случае можно говорить о заключительном этапе развития. В то же время благодаря стабильному функционированию школа приобретает так необходимую устойчивость, накапливает положительный потенциал для будущего внедрения нового. Однако если же функционирование приобретает замкнутый цикличный характер, основывается только на традиции и не предполагает инновации, то оно перестает быть закономерным и необходимым этапом развития и приводит школу в состоянии избыточной стабильности, стагнации.

Управление развитием направлено на решение актуальных и потенциальных проблем школьной жизни, повышение уровня образовательного потенциала школы за счет внедрения нововведений. Принято считать, что развитие необходимо тогда, когда, во-первых, прежние результаты работы, очевидно, не удовлетворяют ни потребителей, ни субъектов деятельности; во-вторых, когда есть возможность достичь лучших результатов образовательного процесса; в-третьих, когда есть возможность достичь тех же результатов лучшими средствами.[2]

Под педагогическим нововведением можно понимать целенаправленное изменение образовательного процесса посредством внедрения новых, относительно стабильных изменений, способствующих переходу некой системы из одного состояния в другое.

Актуальность понятия «нововведение» в связи с решением проблем школьной жизни объясняется следующими причинами:

Во-первых, большое количество проблем, возникающих в школе в последнее время, невозможно решить традиционными средствами; для их решения требуются новшества.

Во-вторых, даже если определенную проблему можно решить известными средствами, подчас следует отдать предпочтение новшеству, учитывая его эффектность, внешнюю привлекательность для учителей, учащихся, их родителей, что, в свою очередь, способствует эффективному решению проблемы.

В-третьих, необходимость использования нововведений объясняется последними достижениями психологии, педагогики, изменяющими представления об образовательном процессе.

В-четвертых, реконструкция системы образования также объективно диктует обязательность определенных инноваций и т.д.

Кроме того, что внедрение новшеств объясняется потребностью более эффективно решить конкретные проблемы, можно назвать и другие основания для их выбора:

- Реальные возможности педагогического коллектива, наличие финансовых, кадровых, материальных, временных ресурсов.

- Соответствие новшеств как средств решения проблем желаниям и привычкам тех, кто будет их использовать.

- Простота инновации для понимания и пользования; как правило, все эффективные инновации необычайно просты.

- Обязательная системность инноваций и нежелательная их глобальность. Грандиозные идеи, революционизирующие школу, подчас порождают еще более сложные проблемы.

- Направленность эффективных инноваций на повышение конкурентоспособности школы в ее «экологической нише» образовательного пространства муниципалитета, региона.

Эффективность инновационных процессов во многом зависит от восприятия школы как сложной социально-педагогической системы, от целостного осмысления ее проблемного поля, от точного определения стартовых и корневых проблем, требующих нетрадиционного решения. Помимо всего, очевидным является то, что инновационные процессы не существуют в школе в чистом, стерильном виде и можно говорить о взаимообусловленности и взаимоподдержке традиций и инноваций.[3]

Наиболее перспективным является программное управление развитием, которое состоит в том, чтобы подходить к планированию будущего как к разработке целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами, сбалансированными в соответствии с ресурсным обеспечением. Сам факт наличия программы в школе не гарантирует перевод школы в новое более качественное состояние. Но ее отсутствие наверняка затруднит решение актуальных проблем школьной жизни.

Программа должна стать нормативной моделью совместной деятельности педагогов, определяющей:

- Исходное состояние образовательного учреждения;

- Образ желаемого будущего этого образовательного учреждения;

- Состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему. Ее основное назначение – стать средством интеграции усилий людей, действующих в интересах развития системы, в которую они включены.[4]

В словари для руководителей школ вошло определение программы развития как важнейшего стратегического документа образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.[5] Программно-целевой подход направлен на интегративное представление, целостное формирование и последовательное осуществление управленческого решения, основанного на анализе проблем, определении целей и разработке мер по их достижению.

В социальном управлении планирование признается важнейшей изначальной функцией, т.к. связь между планированием и итоговым успехом организации очевидна. Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива. В ходе планирования даются ответы, прежде всего, на следующие вопросы: каких стратегических и тактических позиций должна достичь школа, как они проявляются на промежуточных этапах, кто, что и когда для этого должен будет сделать? Цели и способы их достижения фиксируются, прежде всего, в программах развития, годовых и месячных планах работы. Программа развития является формой стратегического проектирования и планирования и в силу своей сущности не дает детальной картины будущего. При проектировании программы как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, при этом учитывается, что социокультурные, управленческо-педагогические условия будут изменяться. В связи с этим программа развития – это не догма. Она лишь ориентир, своеобразная карта долгосрочного маршрута деятельности педагогического коллектива, поэтому определенные ее составляющие должны уточниться, конкретизироваться в процессе реализации.

Формирование программы представляет собой частный случай планирования процессов управления, т.е. проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Но программа является более рельефной формой плана, имея четкие формулировки взаимосвязанных целей и тщательную проработку целереализующих средств. Кроме того, программа, как правило, направлена на решение приоритетных, наиболее актуальных проблем школы, требующих интеграции усилий всего коллектива.

Отличительной чертой программы развития является то, что ее субъект представлен не только руководителями школы, но и педагогами, вовлекаемыми в деятельность творческих групп по разработке и реализации программы. По мере того, как проблемы, на решение которых направлена программа, становятся лично и общественно значимой для педагогов, когда в связи с этим общие цели деятельности сознательно принимаются всеми участниками творческой группы, совокупность субъектов управления превращается в совокупный субъект. Действительно, педагоги, принимающие участие в разработке программы, в дальнейшем могут стать активными субъектами управленческого решения животрепещущих проблем образовательного процесса. Более того формирование команды идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению того или иного новшества как раз по-настоящему и произойдет в процессе разработки программы развития. Существует мнение, что необходимо заручиться поддержкой и пониманием как минимум четверти членов педагогического коллектива. Это именно та «критическая масса», без наличия которой бессмысленно и даже опасно начинать какие-либо изменения.[6]

Таким образом, коллективная разработка программы развития школы (любой другой способ просто бессмысленный или, в лучшем случае, малоэффективен) представляет собой единство двух процессов: с одной стороны, проектирование изменения некой актуальной проблемы образовательного процесса, с другой – изменение субъекта данной проблемной ситуации. Именно поэтому одинаково важен как «бумажный продукт» разработки программы, т.е. ее текст, так и «интеллектуальный продукт» – формирование групп педагогов, готовых и способных принять сознательное участие в реализации коллективно выработанных стратегических решений.

Не следует преуменьшать, но и не стоит преувеличивать роль программы развития во внутришкольном управлении. Она имеет определенное целевое назначение и ряд ограничений. Необходимо соблюдать следующие условия разработки и реализации программы развития:

Во-первых, большие временные затраты на разработку программы развития делают нецелесообразным ее проектирование для решения проблем, требующих быстрого и традиционного разрешения, когда участие всех или большинства педагогов необязательно или нежелательно. Действительно, разработка программы имеет смысл в том случае, когда предполагается осуществить системные преобразования в школе по решению ключевых проблем повышения качества образования.

Во-вторых, необходим демократический стиль общения в педагогическом коллективе при разработке и выполнении программы, когда педагоги школы не разочарованы в целесообразности использования коллективных методов управления. Ведь очевидно, что управленческая команда школы не в состоянии сформировать и реализовать подлинную программу развития школы без сознательного вовлечения в этот процесс большинства членов педагогического коллектива. Ибо участие сотрудников способствует не только выявлению истинных проблем школьной жизни, нахождению оригинальных и реальных решений, но и формированию у педагогов готовности и решимости участвовать в будущей работе, ответственности за ее результат.

В-третьих, желателен высокий уровень управленческой компетентности руководителей школ. Можно смело утверждать, что обеспечение коллективной разработки настоящей программы развития является венцом управленческого мастерства. Ведь еще в процессе разработки программы руководитель школы закладывает организационные, психологические основы ее успешной реализации. Ему необходимо с высоты «птичьего полета» мысленно обозреть тот минимум действий, который приведет к запланированным результатам. Помимо этого в течение длительного времени реализации программы обеспечивать ее ежегодную тактическую конкретизацию и естественную корректировку.

В-четвертых, необходимо искреннее желание руководителей школы реализовать намеченные решения, учитывая их определенный дестабилизирующий характер как необходимое условие развития образовательного процесса. Руководитель школы должен быть готов к длительной напряженной работе, учитывая многолетнюю реализацию программы развития, неизбежность некоторой перестройки системы внутришкольного управления, необходимость появления у сотрудников школы новых функциональных обязанностей, обязательность дополнительной деятельности по созданию необходимых нормативно-правовых, материально-финансовых, организационно-мотивационных и др. условий.

В-пятых, программа развития не может осуществляться без управления стабильным функционированием школы, которое отражается, прежде всего, в годовом плане работы. Необходимо четко разделить планирование управления функционированием и управление развитием образовательного учреждения. Поэтому в годовом плане должен быть отдельный раздел, конкретизирующий технологии и время реализации того или иного этапа программы развития.

Действительно, наличие в учебном учреждении, с одной стороны, образовательной программы, стандартизирующей содержание основного и дополнительного образования, с другой стороны, локальных актов, стандартизирующих функциональное управление образовательным процессом, а также программы развития, определяющей решение приоритетных проблем образовательного процесса, заставляет пересмотреть назначение и содержание годового плана работы.

Сегодня годовой план подчас выполняет функции и образовательной программы, описывая содержание воспитательной работы и дополнительного образования; и локальных актов, включающих описание структуры управления, и перечень повторяющихся из года в год управленческих мероприятий; и программу развития, дублируя тот или иной этап ее осуществления.

Все это подчас превращает годовой план в конгломерат нормативных документов, различных циклограмм, графиков контроля, планов воспитательной и методической работы, описывающих не только управление функционированием и управление развитием, но и содержание обучения и воспитания. По сути дела из года в год многие разделы плана объективно дублируются в связи с цикличным характером работы. Такая полифоничность плана не позволяет четко определить основные и обеспечивающие процессы, отделить деятельность, направленную на стабилизацию образовательного процесса, от деятельности, способствующей его развитию. Помимо этого ограниченность годового плана состоит в масштабе планирования – один учебный год, что не позволяет целостно охватить образовательный цикл школы, вместить в его границы логику, механизм реальных изменений образовательного процесса.

Исходя из сказанного, необходимо отграничить объект управления – образовательный процесс – от процесса управления им. В связи с этим не включать в годовой план образовательные акции, а ежегодно вносить соответствующие коррективы в образовательную программу. Основываясь на вышеизложенном, годовой план работы должен, прежде всего, описывать управление методической работой, совершенствование учебно-методических комплексов, графики контроля, которые порой невозможно стандартизировать. Такой состав годового плана позволяет сделать его менее громоздким, прозрачным для понимания, достаточно оперативным управленческим документом. Время и интеллектуальные ресурсы, затраченные на разработку образовательной программы и локальных актов, будут компенсироваться в процессе формирования годового плана.[7]

Поэтому программа развития должна формироваться во взаимосвязи с другими нормативными документами школы, такими как годовой план работы школы, образовательная программа, пакет внутришкольных локальных актов.

 



2019-10-11 210 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ. Консалтинговый экскурс в историю внутришкольного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ. Консалтинговый экскурс в историю внутришкольного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)