Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чувство музыкального ритма. Его природа и особенности развития.



2019-10-11 749 Обсуждений (0)
Чувство музыкального ритма. Его природа и особенности развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №1.

 Предмет «Ритмика» в ДМШ, его цели и задачи.

    Ритмика в музыкальных школах входит в систему музыкального воспитания. Ритмика – музыкально-теоретическая дисциплина, цель которой активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить творческие способности.

     Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение. Ребенок должен встречаться с музыкой в обстановке, которая способствует активной работе всех органов. Особую важность играть связь музыкальных впечатлений с физической активностью ребенка. Увлечение двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, физического развития, состоянию нервной и мозговой системы.

    Тесно связан с ритмикой предмет сольфеджио. Не смотря на ярко выраженную специфику каждого предмета – это неразрывный комплекс, имеющий общие цели и задачи. Общие задачи:

- знакомство детей с миром музыки;

- выявление и развитие музыкальных способностей детей;

- приобретение знаний по музыкальной грамоте, музыкальной речи и основам формообразования.

    Специфические задачи ритмики:

- развитие общей музыкальности у детей;

- воспитание чувства ритма и музыкально-ритмической памяти;

- развитие музыкально-выразительных представлений и творческой направленности;

- закрепление знаний по теории музыки, освоение музыкальной грамоты;

- воспитание художественного вкуса, музыкальной культуры;

- общее физическое развитие.

    Основоположником ритмики является Э.Ж. Далькроз – швейцарский музыковед, педагог, композитор. Своей деятельностью он доказал, что можно перевести музыкальный ритм в пластические движения. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они могли к концу занятий сказать не столько я знаю, сколько я ощущаю, и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».

    Преподавая в Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, Далькроз наблюдал, что некоторые ученики, обладая хорошим музыкальным слухом, страдают неритмичностью. Он стал искать новые пути в музыкальной педагогике, чтобы эффективнее развивать чувство ритма, «культивировать ритмическое чувство само по себе».

      Понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900 – 1912 годам.

    Система Далькроза нашла широкое распространение во всех странах, в том числе и в России. Ведущая роль принадлежит педагогам – Александровой, Конаровой, Збуревой, Франио. Были разработаны различные направления ритмики, усилена художественная основа ритмических занятий за счет привлечения образцов народной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки.

    Отечественные ритмисты в своей деятельности опираются на данные физиологии и психологии, в которых утверждается тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Б. М. Теплов).

      К занятиям ритмикой можно приступать с самого раннего возраста: существует программа музыкально-ритмического развития дошкольников (детский садик), младших школьников (1-2 классы образовательной школы) и учащихся ДМШ, ДШИ и ВМШ (в комплексе с предметом сольфеджио).

    Методы работы на уроках ритмики:

1. Воспитание чувства метроритма.

2. Пластические упражнения разного рода.

3. Хоровое пение.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Различные виды творческой деятельности.

    В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств выразительности, которые наиболее естественно могут быть выражены в движении (темп, динамические оттенки и т.д.). Занятия ритмикой оказывают немалое воспитательное значение. Упражнения выполняются в групповой форме и требуют взаимодействия всех участников, повышая динамику, чувство ответственности, создают конкретную среду, развивают память, скорость реакции и двигательного аппарата и т.д.

Лекция №2.

Чувство музыкального ритма. Его природа и особенности развития.

    «Музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, харак­тера и интеллекта человека...»

                                                                                             (Эмиль Жак-Далъкроз)

    Ритм – это один из центральных основоположников музыки. Ритм – последование звуков различных длительностей, образующих тот или иной рисунок. Метр – непрерывное чередование акцентируемых или неакцентируемых долей. Метр и ритм неразрывно связан, что в терминологии подчеркивается термином метроритм.

    Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающаяся в себя восприятие, понимание, исполнение ритмической стороны музыкальных образов. Музыкально-ритмические способности развиваются во всех видах деятельности ДМШ, однако именно ритмика тот предмет, одно из основных задач которого, является воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение метро-ритмической структуры музыки. Работа над метроритмом на уроке ритмике идет по двум направлениям:

- интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации;

- сознательное усвоение метроритма на основе музыкальной грамоты.

     В музыке роль ритма особенно велика. Ритм основан на соизмеримости, рациональности, равномерности и устойчивой повторности.

     Истоки зарождения и развития ритма в музыке коренятся в глубокой древности. Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определенную цикличность. В общем, любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма. Но есть ритмы, созданные человеком, например, музыкальный ритм. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм и звук как систему сигналов. В дальнейшем, в период формирования человеческой речи происходило развитие звуковысотных и ритмических соотношений: например, выражения различных эмоций (радости, печали, страха и т.п.) сопровождалась разновысотными звуками в речи, периодично повторяющимися. Так, от природной ритмичности постепенно в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный самим человеком. В процессе зарождения и развития устного народного творчества музыки и слово были неотъемлемыми составляющими. Становление музыки и поэзии происходило параллельно, в процессе эволюции они формировались и развивались вместе. Более поздние периоды развития цивилизации происходило разделение этих двух составляющих – музыки и поэзии.

     Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, – это основа музыкальности.

     Формирование чувства ритма  у учащегося – одна из наиболее важных и сложных задач музыкальной педагогике. Неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Чувство музыкального ритма развиваемо. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально – выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

   Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, начиная с ее слушания. Первой особенностью является воспитание и развитие музыкально-ритмического чувства, которое строится на способности активного переживания (отражения в движении) музыки, и, вследствие этого, тонкого чувствования эмоциональной выразительности временного хода музыкального движения.

     Второй характерной особенностью чувства музыкального ритма является двигательная моторика. Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями. Музыкально-ритмическое переживание человека так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Э. Жак – Далькроз писал, что без теменных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.

    На основе этих предпосылок  построены различные системы ритмического воспитания.

    Большую роль в музыкально-ритмическом воспитании играет выработка у учащегося ощущения ритмического стиля музыки. Каждый стиль характеризуется своими особенностями ритмики, обусловленными содержанием музыки, а также от роли, которую они играют в сложном комплексе отображаемых технических явлений.

     Ряд авторитетных исследователей  указывают на три главных структурных элемента, образующих чувство ритма и связанных с такими категориями как темп, акцент, соотношение длительностей во времени.

Восприятие и воспроизведение темпа, акцента и временных соотношений длительностей объединяются в первичную музыкальную способность По существу, ни один из видов игровой деятельности не сможет иметь места, если играющий окажется неспособным внутренне ощутить и воссоздать равномерность чередования одинаковых временных долей.

     Периоду первоначального воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыки, оказывается подчас решающее влияние на всю ритмическую будущность ученика.

 

 

Лекция 3.

Содержание и методика занятий по ритмике в ДМШ и ДШИ.

     Музыкальное воспитание является одним из важнейших воспитательных средств ребенка. В процессе работы педагог всегда должен помнить о цели музыкального воспитания – формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.

     Основной задачей ритмики в ДМШ и ДШИ является развитие у учащихся общей музыкальности и чувства ритма, закрепление знаний, полученных ими на уроках специальности, в хоровом классе.

      Основными формами учебной работы на занятиях ритмики наиболее широкое применение имеют:

1) Упражнения с музыкально – теоретическими заданиями. Такие упражнения имеют целью усвоение детьми какого – либо музыкального понятия, тренировку в исполнении какой – либо ритмической фигуры, ориентировку в строении небольшого музыкального произведения и т.д.

2) Музыкально – ритмические игры. Ритмическая игра всегда ставит какую-нибудь учебную задачу музыкального или организующего порядка: ориентировку в строении музыкального примера, концентрацию внимания, быстроту реакции на сигнал и т.д. Эта задача бывает облечена в игровую форму, где, как правило, есть момент соревнования, возможность «выиграть» или «проиграть». Нередко в играх, включающих моменты соревнования, часть игры проводится без музыки, чтобы каждый из детей мог действовать в своем, удобном для него темпе и ритме.

3) Подготовительные танцевальные упражнения; танцы. Перед разучиванием с детьми танцев или построений в танцевальной форме, необходимо давать детям подготовку танцевальных движений. Для этой цели с детьми изучаются самые первоначальные упражнения танцевальной подготовки по классической системе танца (в том объеме, как они даются в кружках бальных танцев), а также отдельные танцевальные движения и их комбинации, входящие в танец. На занятиях по ритмике проходятся лишь самые несложные по составу движений танцы. Разнообразие танцевального рисунка, не представляющее трудности для детей, занимающихся ритмикой, согласованность музыки и выразительных движений – средства, позволяющие достигать законченности в исполнении танца.

4) Гимнастические упражнения. Одни из них имеют целью тренировку какого – то определенного движения, повторяемого без изменений несколько раз подряд. Эти упражнения обычно являются подготовкой к какому – либо более сложному виду – ритмизированным гимнастическим упражнениям, построенным на основе определенного музыкального произведения, связанным с характером, строением и динамикой музыкального произведения. Комплекс гимнастических упражнений строится по типу утренней зарядки: в него входят различные гимнастические упражнения, вовлекающие в движение возможно большее число групп мышц. Каждый комплекс должен быть рассчитан на детей определенного возраста.

5) Упражнения с предметами ( с мячами, скакалками, флажками и т.д.) могут иметь как музыкальную, так и гимнастическую задачу.

6) Сюжетно – двигательная импровизация (построения, ритмические этюды). Построением (или фигурным построением) называется коллективная форма упражнений, в которой распределение и передвижение групп по площадке представляет собой аналогию с распределением во времени частей и фраз музыкального произведения. Ритмические этюды – наиболее сложный вид работы по ритмике, в котором суммируются все приобретенные учащимся знания и навыки. Основой для ритмического этюда служит законченное музыкальное произведение, и в движении получают отражение его содержание, динамическая линия, архитектоника. Ритмические этюды могут иметь самое разнообразное содержание: игра, действия с предметами, инсценировка песни, танцевальная постановка.

     Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Не случайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение.

     В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно могут быть отражены в движении: темп, динамические оттенки, метроритм, форма, регистровые и ладовые особенности.

     В методике преподавания ритмики принят концентрический метод работы: педагог постоянно возвращается к отдельным темам, используя все более сложные упражнения и задания. Уроки ритмик строятся комплексно, материал берется из разных тем. Одна тема может явиться основным стержнем работы, другая будет затрагиваться попутно. Работа над каждой темой создает предпосылку и основу для последующей, и, в свою очередь, опирается на предыдущую. Распределение материала по темам носит условный характер.

    Основными видами музыкальной ритмики является:

- основные движения – ходьба, бег, подскоки, прыжки;

- гимнастические движения – мечами, лентами, флажками;

- простейшие танцевальные движения;

- имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразного действия и движение птиц, зверей, насекомых.

    Все виды заданий можно разделить на:

- задания с зафиксированными движениями;

- задания-импровизации.

 

Лекция 4.

Планирование уроков ритмики. Методика проведения открытого урока.

   Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы.

   Действенным руководством является календарный план. Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Чтобы работа по ритмике велась планомерно и успешно, преподавателю необходимо четко распределить учебный материал по времени. Для этого на каждую четверть учебного года им составляется календарный план, в котором определяются задачи предмета и – с учетом этих задач – подбирается практический материал.

   Условиями успешного планирования работы с детьми являются:

- знания требований, определенных типовой программой;

- знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;

- знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка.

   Имея календарный план, педагог ясно представляет себе последовательность прохождения той или иной темы, а также логику построения уроков с постепенным переходом от легкого материала к более сложному.

   Перед составлением календарного плана на каждую следующую четверть следует вдумчиво проанализировать пройденное, продумать, что необходимо доработать, что повторить, закрепить – иногда на более сложном материале.

   На основе календарного плана составляется поурочный план. Каждый урок включает в себя закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих уроках, работу над новым материалом и повторение пройденного.

   Психологической основой построения урока ритмики является частая смена форм работы (в связи со спецификой возраста детей: 5-8 лет).

   Практикуются следующие типы уроков:

I. Текущий:

Структура урока.

1) Вводная часть. Разминка. В нее входят построение и марш – чаще всего с определенным музыкально-ритмическим заданием.

2) Основная часть. Чаще всего она начинается с гимнастических упражнений. Это могут быть основные движения, гимнастические комплексы, упражнения для развития мышечной свободы рук, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, изучение позиций ног и рук.

Далее следуют упражнения с ритмическими заданиями, направленные на развитие чувства ритма и совершенствование ритмических навыков. Например, определение размера, работа над качеством дирижерского жеста, определение длительностей и отражение их в движении, упражнение, связанное со строением музыкального произведения и т.д. Новый материал.

Упражнения с музыкально – теоретическими заданиями.

Упражнения с предметами, или работа над элементами танцевальных движений, или разучивание танца, или повторение разученного ранее танца. Настоятельно рекомендуется проведение игры с определенными музыкально-ритмическими задачами.

3) Заключительная часть. Краткий анализ урока или выставление оценок. Домашнее задание.

   Предложенная схема построения урока условна. Наряду с такой общепринятой схемой текущего урока, педагог, проявляя творческую инициативу и гибкость, может составлять урок и по – иному. Так, тематический урок может быть построен на музыке одного композитора. Возможно провести обобщающий урок, посвященный танцевальному и игровому творчеству, инсценированию песен и т.д.

II. Контрольный. Целью контрольного урока является учет знаний и умений

учащегося. Он может строиться в виде опроса по всему материалу, разученному в какой-то определенный отрезок времени, или же для опроса отбирается отдельный, конкретный раздел ритмической работы.

 III. Открытый. Классификация открытых уроков: отчетные, тематические,

Предназначенные для родителей. Важна предварительная подготовка к открытому уроку. Педагог должен наметить:

- тип урока;

- тему урока;

- выбор форм, приемов работы;

- наглядные пособия;

- заранее настроить психологически учащихся на открытый урок;

- подготовить комментарии для коллег и родителей.

 Обсуждение открытого урока, критерии оценок.

Примерный план уроков ритмики.

Конец I четверти учебного года (1 класс).

1-й урок.

   Дети входят в зал и строятся в шеренгу. Преподаватель здоровается с детьми и сообщает, что урок начнется с продолжения разучивания гимнастических упражнений на музыки из «Детского альбома» А. Гречанинова (см. Франио. Лифиц. Методическое пособие по ритмике. Тема IV). Дети под марш строятся в звеньевые колонны. Далее преподаватель предлагает детям прослушать «Мазурку» (№43) и обращает их внимание на характер музыки, мягкость, плавность, непрерывность ее звучания. Поэтому и движения, поясняет педагог, должны выполняться мягко, плавно, непрерывно. Показывается I часть упражнения :

исходное положение – основная стойка (ноги вместе, носки врозь, руки опущены).

 Такт 1 – поднять вперед свободные, мягкие руки, держа их округло.

Такт 2 – развести руки в стороны.

Такты 3 – 4 – медленно и мягко опустить руки вниз.

Такты 5 – 8 – повторить движения тактов 1 – 4.

Дети повторяют I часть. Если упражнение выполнено хорошо, то тут же показывается II часть (середина):

Такты 1 – 2 – поднять руки вверх, поднимаясь при этом на носки. При подъеме рук следить за ними глазами.

Такты 3 – 4 – опустить руки через стороны вниз, опускаясь при этом постепенно на всю ступню.

Такты 5 – 8 – повторить движения тактов 1 – 4.

Часть III – повторить движения I части.

   Если преподаватель не удовлетворен выполнением движений, то он делает соответствующие замечания и упражнение повторяется.

   Далее дети перестраиваются из звеньевых колонн в круг. Следует работа над новым материалом. Ставится цель: определение размера и прохождение ритмического рисунка исполняемого музыкального произведения. Но предварительно дети отвечают на вопрос преподавателя: какие простые и сложные размеры они знают и чем эти размеры отличаются друг от друга. Предлагаются три примера на определение размеров 2/4, ¾, 4/4. Затем прослушивается Андантино А. Хачатуряна (№34). Дети определяют его размер. Предлагается отметить ритмический рисунок пьесы ударами пальца о палец. Рекомендуется именно этот метод вначале вместо прохлопывания – далеко не все дети хлопают четко, да и хлопки мешают им внимательно слушать музыку. Затем учащиеся прохлопывают ритм в ладоши и дирижируют. Один раз можно пройти ритмический рисунок шагами (над этим будет продолжена работа на следующих уроках).

      Далее предлагается упражнение на фразировку над музыку Гавота Госсека (№22).

   Затем повторяется знакомое детям упражнение на ощущение длительностей (№28).

   Затем можно разучить танец «Ладушки» (№41), где обращается внимание на четкость перехода от одного движения к другому.

   Заканчивается занятие знакомой для детей игрой «Плетень».

   В конце урока дети выстраиваются в шеренгу. Проводится короткий анализ занятия или части его, и учащиеся по одному или парами под марш выходят из зала.

 

     

Лекция 5.



2019-10-11 749 Обсуждений (0)
Чувство музыкального ритма. Его природа и особенности развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Чувство музыкального ритма. Его природа и особенности развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)