Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Строение музыкального произведения (музыкальная форма).



2019-10-11 579 Обсуждений (0)
Строение музыкального произведения (музыкальная форма). 0.00 из 5.00 0 оценок




   Одной из важнейших задач ритмики является выработка умения ориентироваться в структуре пьес, правильно воспринимать форму музыкальных произведений, различать в них более крупные и мелкие подразделения.

   При обозначении структуры произведений необходимо пользоваться терминологией, принятой в теории музыки и связанной с основными элементами музыкальной формы: часть, период, предложение, музыкальная фраза, мотив.

   Структура музыкального произведения рассматривается с детьми в тесной связи с развитием и сменой художественных музыкальных образов.  

   Как показывает практика, не представляет особых затруднений различение и сопоставление частей музыкального произведения, так как каждая часть имеет законченную музыкальную форму и по своему звучанию, характеру отличается от другой. При разборе музыки быстро устанавливается количество частей, их повторяемость, чередование. Происходит знакомство с одночастной, простой двухчастной, простой трехчастной формами.

   В упражнениях особое внимание уделяется точному началу движений с началом звучания музыки и четкой остановке с ее окончанием. Если в музыке есть вступление, оно используется как момент подготовки к движению.

   Ритмические упражнения должны строиться таким образом, чтобы повторяющиеся части музыки были связаны с одним и тем же движением или движениями, тесно объединенными каким-то общим признаком. Постепенно учащиеся подводятся к различению контрастности или повторяемости более мелких подразделений: периодов, предложений, музыкальных фраз, осознанию симметрии или асимметрии построения музыкальных произведений. В связи с этим они учатся изменять свои движения, согласуя их с формой музыкального сопровождения (быстро переключаться с одного движения на другое, изменять характер, направление движения, возвращаться к ранее исполненному движению, тормозить движение, выполнять различные перестроения). Все это помогает в работе над освоением навыков ориентировки в коллективе и пространстве, учит планировать свои действия, развивает волевые качества, внимание, память.

   Изучая понятие «музыкальная фраза» - относительно законченную музыкальную мысль, имеющую самостоятельное смысловое значение, следует подбирать для упражнений музыкальные примеры, отличающиеся простой и ясной фразировкой. Вначале даются упражнения, включающие музыкальные фразы, одинаковые по длине, далее – с чередованием коротких и длинных фраз. Полезно использовать народные песни, характеризующиеся четким построением музыкальных фраз. Затруднение может встретить определение музыкальных фраз в произведениях с несимметричной фразировкой. Типичной ошибкой является соединение коротких музыкальных фраз после ряда длинных или, наоборот, раздробление длинных музыкальных фраз. Не всегда удается начинать и заканчивать движения точно в соответствии с музыкальной фразой.

   С куплетной формой учащиеся встречаются при знакомстве с образцами русских народных песен и хороводов, а также детского песенного репертуара.

   Осваивая данный раздел, можно использовать самые разнообразные методические приемы:

1) отметить начало или конец новой музыкальной фразы хлопком, притопом ногой, прищелкиванием пальцами, ударяя по музыкальному инструменту (например, бубну, музыкальному молоточку, погремушке) или используя разные предметы (палочки, деревянные ложки и т.д.);

2) поочередный выход из шеренги на каждую новую музыкальную фразу (по разным «дорожкам»). Длина дорожек будет разной: у одних длиннее, у других короче – в зависимости от длины музыкальных фраз;

3) изображение музыкальных фраз дугообразным движением руки (поднять правую руку перед левым плечом и как бы описать дугу слева направо). К концу первой фразы рука приостанавливается перед правым плечом, на следующую музыкальную фразу дуга описывается в воздухе справа налево и т.д. В зависимости от длины музыкальных фраз дуги, напоминающие лиги, будут длиннее или короче;

4) условно – графическое обозначение музыкальных фраз, которые обозначаются дугами на доске с указанием количества тактов в каждой фразе;

5) распределение фраз между отдельными участниками так, чтобы они исполняли их по одному в порядке очередности (выполняли те движения, которые соответствовали бы данной музыкальной фразе);

6) исполнение дирижерского жеста, когда роль «дирижера» исполняет педагог или ученик, отражая структуру произведения и включая в действия то одну группу, то другую.

   Музыкальные фразы могут начинаться с сильной, акцентированной доли или из затакта. Затакт, как и вступление, является моментом подготовки к последующему движению. Над затактовым построением музыкальных фраз следует работать особенно тщательно, добиваясь четкости реакции.

   Полезно подбирать музыкальные произведения с разнообразным построением музыкальных фраз: чередованием коротких и длинных, начинающихся с сильной доли и с затакта.

   Тема с вариациями – музыкальная форма, состоящая из текста и его видоизмененных повторений. В каждой вариации тема осваивается по - новому. Это позволяет многократно раскрыть настроение, заложенное в теме. Вариационная форма используется для создания танцевальных композиций отдельных музыкально – ритмических упражнений и особенно удобна для сочинения музыкально – ритмических канонов.

   Большой интерес вызывает у учеников участие в разнообразных канонах. Канон – музыкальная форма, в которой поочередное воспроизведение голосами одной и той же мелодии выполняется с опозданием на один, четыре такта или целую музыкальную фразу. В ритмике используется двигательный канон, который основан на комбинациях разнообразных движений, исполняемых с опозданием.  

   Анализ музыкальных произведений не должен проходить формально, его надо связывать с динамиков развития музыкальных образов.  

 

 

 

      

 

Лекция 11.



2019-10-11 579 Обсуждений (0)
Строение музыкального произведения (музыкальная форма). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Строение музыкального произведения (музыкальная форма).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)