Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы работы над метроритмом.



2019-10-11 463 Обсуждений (0)
Формы работы над метроритмом. 0.00 из 5.00 0 оценок




   Данный раздел в курсе ритмики – центральный, в наибольшей степени отражающий специфику предмета. Основоположник ритмики Ж. – Э. Далькроз, стремясь к активным методам воспитания чувства метроритма, начинал свои поиски с таких заданий, как прохлопывание ритмических рисунков, прохождение их шагами с одновременным дирижированием. Представители отечественной ритмической школы, развивая идеи Далькроза, привнесли целый ряд интересных и разнообразных приемов, разработали новые упражнения и задания.

   Метр (с греч. «мера») – непрерывное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных (безакцентных) звуков. Подобно главным жизненным процессам – дыханию, сердцебиению, - музыка как бы равномерно пульсирует, в ней непрестанно сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, неакцентируемые – слабыми.

   Ритм (с греч. «соразмерность») – последовательность звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок. Вне ритма мелодия не может существовать. Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Это подчеркивается понятием «метроритм».

   Работа над данной темой на уроках ритмики идет по двум направлениям:

1) Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте;

2) Сознательное усвоение метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

   В процессе движения под музыку дети моторно ощущают длительности, их соотношение. Они начинают понимать, что на четверти, как правило, удобнее идти (долгие звуки), а на восьмые – бежать (короткие звуки). Вначале интуитивно, а затем сознательно дети начинают ориентироваться в ритмическом строении музыки.

   Параллельно с усвоением ритмического строения музыки учащиеся интуитивно, а затем сознательно, воспринимают метрическую пульсацию. Они получают задания на выделение метрических акцентов. Почувствовав сильную долю, дети в дальнейшем легко осмысливают значение этой доли в маршевой, танцевальной музыке, песне, понимают, что сильная доля является началом такта.

   Определение размеров 2/4 и ¾ не представляет для детей особого труда. Можно, раскрыв перед детьми ноты, показать, в каком размере написано данное произведение. Но возможен и другой путь: определение размера по слуху, не заглядывая в ноты. Для этого необходимо очень внимательно вслушиваться в музыку, прислушиваться к сильной доле – равномерно повторяющемуся метрическому акценту.

   Некоторые методы работы над размерами:

   Размер 2/4:

   На сильную долю – хлопок в ладоши перед грудью, а на слабую – удары палец о палец (указательные). Образное объяснение и показ дирижерского жеста педагогом: сильная доля – земля (руки идут вниз), слабая доля – небо (руки поднимаются вверх). Использование мяча: на сильную долю – бросок вверх или удар о пол, на слабую долю – ловля. Дети делятся на две подгруппы: одни хлопают только сильные доли, другие – только слабые. Педагог хлопает только сильные доли, дети – только слабые.

   Размер ¾:

   Образное объяснение и показ дирижерского жеста педагогом: земля (руки вниз), ровное поле (руки в стороны), небо (руки вверх). Хлопки в ладони на сильные доли (как описано в размере 2/4) и два удара палец о палец на слабые доли. Переброска мяча через круг: на сильную долю – бросок, на относительно сильную – мяч в воздухе, на слабую – ловля. Использование шагов: на сильную долю – длинный шаг, на две слабые – два коротких маленьких шага (желательно на носочках). Работа подгруппами как в размере 2/4.

   При знакомстве с размером 4/4 надо научить слышать относительно сильную долю такта, и это представляет для детей определенную трудность. Учащимся предлагается на первую, сильную долю хлопнуть в ладоши, а на относительно сильную – ударить пальцем о палец.

   Когда дети овладеют дирижерским жестом, ритмические рисунки воспроизводятся в движении одновременно с дирижированием.

   При знакомстве с затактовым построением дети учатся жестом отражать затакт.

   Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. В первое время дети исполняют длительности, ритмические рисунки по слуху. Некоторые приемы работы над ритмом:

1) Прохлопывание ритмического рисунка. Преподаватель предлагает летям прохлопать, а затем пройти шагами простейшие ритмические рисунки.

2) Ритможесты. Несложные ритмические рисунки можно «записывать» и условными жестами, например, на шестнадцатые делать вращательные движения кистями рук, поднятых на уровне груди; восьмые отмечать хлопками; четверти – подняв правую руку от локтя, делать четкие короткие движения ребром ладони сверху вниз вертикально; половинные – обе руки положить на пояс; целая – руки убрать за спину или описать ими большой круг. Все это носит условный характер. Подобные задания тренируют у детей слуховое внимание, чувство ритма, развивают музыкальную память, улучшают координацию движений.

3) Выделение сильных долей хлопками.

4) Ритмическое «эхо». Например, преподаватель прохлопывает ритм, ребенок его повторяет (можно использовать для этого бубен, барабанчик, музыкальный молоточек и любые иные музыкальные инструменты).

5) Ритмический рисунок, исполненный по фразам. Чаще все используются мелодии с различным ритмическим рисунком, прослушав который дети должны воспроизвести рисунок любым доступным им способом. Кроме того, рекомендуется подыскать музыкальные примеры, в которых ритм двух первых фраз повторяется. Первая фраза проигрывается на форте, и дети прослушивают ее, вторая – пиано, и дети отстукивают ритм пальцем о палец. Также даются и последующие фразы. Затем проигрываются только нечетные фразы, четные дети прохлопывают без музыкального сопровождения, а затем исполняют шагами.

6) Импровизация ритма. Ведущий самостоятельно придумывает ритмические рисунки, а остальные повторяют их за ним.

7) Исполнение ритмического рисунка руками, сильные доли топать ногой.

8) Ритмические каноны.

9) Ритмическая партитура (использование инструментов «шумового» оркестра.

10)различные речевые упражнения (дидактический метод). Произнесение отдельных слов, имен детей, коротких стихов с выделением ударных слогов.

11) Усвоение приемов дирижирования (см. выше). 

 

   

       

       

 

Лекция 8.

Ритмическое остинато.

   В музыке высота звуков неотделима от их временной организации. Следовательно, развитие интонации и слуха, а также чувства метра и ритма должны вестись одновременно. В методических же целях требуется обособление каждой из этих сторон.

   Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б.Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

   Основоположником современной теории ритмического воспитания явился  Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). В Зальцбурге он стал одним из создателей института, разрабатывающего проблемы детского музыкального воспитания «Моцартеума» или Академии музыки и изобразительного искусства; туда входит Институт К.Орфа.

   Основные принципы музыкального воспитания Орфа изложены им в сборнике «Шульверк » (школа работы). Это - пять томов пьес с пояснениями Орфа, которые являются как бы моделями музыкального творчества детей. Большое внимание Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.

   Из ритмизованных текстов Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов. Для развития чувства ритма Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится учениками. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для освоения ритма, развития ощущения жанра и творческих навыков используется остинато - короткая ритмическая фигура, обрабатываемая на уроке. Из нескольких остинато составляется ритмическое сопровождение к песне или пьесе. Каждое остинато темброво дифференцируется либо «звучащими жестами», либо ударными инструментами орфовского детского оркестра - барабанами, тарелочками, маленькими литаврами, треугольниками, бубнами, колокольчиками. Орф сформулировал правила остинато:

1) остинато должно накладываться по принципу контраста: сложный ритм остинато на простой ритмический рисунок примера и, наоборот;

2)  к каждой части примера должно подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы;

3) ритм вступления и заключения должен быть контрастен ритму остинато должно начинаться и заканчиваться на сильной доле.

  Методические установки К.Орфа получили претворение в отечественном преподавании, в частности, на занятиях по ритмике и сольфеджио в музыкальной школе.

   Ритмические партитуры предлагаются в учебнике сольфеджио для 3 класса Е. Давыдовой и С. Запорожец, Б. Цейтлин «По ступенькам музыкальных знаний», Г. Франио «Методическое пособие по ритмике» и т.д.

 

 

       

       

 

 

Лекция 9.



2019-10-11 463 Обсуждений (0)
Формы работы над метроритмом. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы работы над метроритмом.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)