Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постструктурализм в европейской философии XX века (М. Фуко).



2019-08-13 244 Обсуждений (0)
Постструктурализм в европейской философии XX века (М. Фуко). 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие для всех философов-постструктуралистов установки:

1. Подрыв метафизики сущности и явления как опоры традиционной философии.

2. Ниспровержение ("децентрация") картезианского суверенного субъекта как источника мысли и волевого действия.

3. Отказ от телеологической истории и эпистемологическая критика понятия исторического прогресса.

4. Программная установка на недоверие к философским "метанарративам", которое Ж.-Ф. Лиотар охарактеризовал как "состояние постмодерна".

5. Эклектизм в мышлении и тяготение к художественным выразительным формам.

       Мишель Фуко (1926– 1984) продолжал традицию исторической эпистемологии, опираясь на критическую философию И. Канта, релятивизм Ф. Ницше и критику метафизики, развернутую М. Хайдеггером.

Согласно Фуко, не существует общечеловеческого прогресса, а всемирная история не имеет единого горизонта, будь то Царство Божие или коммунизм. По Фуко, всякое историческое состояние той или иной культуры может быть описано как эпистема – познавательное поле, в котором производится определенный тип дискурса, состоящего из множества высказываний человека по самым разным вопросам. Вся совокупность этих высказываний составляет архив эпистемы. Своеобразно используя эти понятия, Фуко обозначает свой исследовательский подход какэпистемологию (науку об эпистемах), а на месте традиционной истории идей помещает археологию (науку об архивах).

Главным исследовательским объектом для Фуко является связка знания и власти: знание всегда дает его обладателю власть над другими людьми, а власть неизменно легитимируется тем или иным знанием.

Выводы о природе власти по Фуко:

1) власть не спускается сверху, а поднимается снизу;

2) властные отношения возникают в результате сопротивления господствующему дискурсу;

3) властные отношения определяют становление индивида субъектом.

 

Фуко заново актуализировал предложенный Ф. Ницше подход, носящий название генеалогии. Фуко предлагает подвергнуть генеалогическому исследованию длительно существующие общественные институты и устойчивые дискурсивные блоки. Так же Фуко анализирует исторические типы общества.

В поздний период творчества Фуко от изучения эпистем и исторических форм мысли обращается к проблематикезаботы о себе. Индивид становится субъектом, проявляя в той или иной форме попечение о душе и теле, к которому, с одной стороны, побуждает его властный дискурс, а с другой – сопротивление этому дискурсу. Забота о себе порождает заботу о других, что ведет к становлению властных отношений и является основной движущей силой формирования общества и государства.

Эпистемология Фуко неоднократно подвергалась критике со стороны философов-современников. Фуко упрекали в том, что он создал новую метафизику власти, ниспровергнув старую. Но, несмотря на это, его философия оказалась весьма продуктивной и породила множество последователей, открыв целое направление в исторической эпистемологии.

Русская философия. Этапы развития (полемика славянофилов с западниками).


 

Этапы:

1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).

2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.


4. после 1922 года - философия русского зарубежья.

Софийность» как основной принцип философии В.С. Соловьева.



2019-08-13 244 Обсуждений (0)
Постструктурализм в европейской философии XX века (М. Фуко). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постструктурализм в европейской философии XX века (М. Фуко).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)