Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста?



2019-10-11 684 Обсуждений (0)
В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста? 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-личностное развитие

И воспитание детей дошкольного возраста

Глава 4. Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

4.1. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

В чем особенности воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста?

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.

Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного от ношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Культура поведения — это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе.

В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих общение и деятельность, и внутренних — ценностных ориентаций, моральных и эстетических установок личности.

Культура поведения выступает как совокупность принятых в обществе устойчивых форм поведения в быту, общении, различных видах деятельности, определяемых соответствующими нормами и правилами.

Задача состоит в том, чтобы в дошкольном детстве заложить основы культуры поведения, сформировать устойчивые нравственные привычки культурного отношения ребенка к себе и окружающим людям.

Содержание понятия «культура поведения дошкольника» достаточно объемно, в него входят бытовая культура, культура общения, поведенческая культура, культура деятельности.

Бытовая культура включает гигиеническую культуру ребенка (выполнение культурно-гигиенических процедур), соблюдение правил здорового образа жизни, культуру обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами.

Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила культуры еды: принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами. Дети начинают понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки, смотреть на неопрятный внешний вид или видеть некультурное поведение за столом. К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы устойчивые привычки культуры бытового поведения.

 

 

В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста?

Культура общения раскрывает моральную и эстетическую характеристику коммуникативной деятельности человека. Она проявляется в умении организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства способствуют установлению нравственных взаимоотношений и взаимопонимания между коммуникантами. Культура общения строится на основе культурных ценностей, традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе. Знание норм культуры общения, принятых в том или ином обществе, государстве, регионе позволяет человеку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера.

Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи.

Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого, тактичного поведения в общественных местах, в быту.

Центром культуры общения выступает этикет, который организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам.

 

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Этикет — установленный в обществе порядок поведения, включающий совокупность правил и норм, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений между людьми, что проявляется в манерах поведения, формах обращения и приветствия, поведении в общественных местах, внешнем облике человека. Этикет организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам.

 

В научной литературе термин «речевой этикет» является полисемичным и рассматривается как:

— совокупность правил поведения, касающихся отношений с людьми: формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда (В. В. Виноградов, Л. П. Крысин и др.);

— вербальное (словесное) выражение уважительного отношения к людям, которое проявляется в нашей речи, манере общаться, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре (Д. Д. Шахматов, А. М. Шахнарович и др.);

— особая система знаков или порядок речевого поведения, установленный в данном обществе (О. Я. Гойхман, И. С. Кон).

В современной поведенческой культуре соблюдаются следующие принципы этикета:

— разумность и необходимость постоянного соблюдения правил этикета;

— неукоснительное следование в поведении нравственным нормам уважения, доброжелательности, порядочности, личного достоинства;

— соблюдение красоты и непринужденности манер поведения;

— уважение к национальным обычаям и традициям.

С раннего возраста ребенка обучают правилам культуры общения с окружающими людьми, включая культуру поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, различных общественных учреждениях и т. п.). Это предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения.

В период дошкольного детства дети знакомятся с основами речевого этикета. Дошкольники постепенно осваивают принятые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, установлению доброжелательных взаимоотношений, предотвращает конфликты, создает благоприятный климат общения.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи и учится правильно строить фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов, четко и понятно для собеседника. В старшем дошкольном возрасте детей подводят к пониманию, что вежливость, деликатность, тактичность, общительность, доброжелательность, приветливость — необходимые качества культуры общения и взаимоотношений. По мере развития навыков культуры общения старший дошкольник приобретает:

— способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей: социальных, эмоциональных и материальных;

— способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений;

— умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова;

— умение слушать, понимать, вступать в диалог, добиваться взаимопонимания;

— умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения: жесты, мимику, пантомимику, в которых проявляется динамическая сторона общения.

Содержание культуры общения предусматривает наряду с освоением культуры речи развитие у дошкольников умения понимать внешнее выражение различных эмоциональных состояний людей и избирать соответствующие способы поведения и общения в ответ с учетом переживаемых ими чувств и эмоций.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы. Сегодня человек находится в поликультурном пространстве. По выражению М. С. Кагана, наступает эпоха «многомерного диалога» — универсального диалога как способа существования культуры и человека в культуре. В дошкольном детстве необходимо воспитывать уважительное отношение к представителям иных культур, готовность к контактам с людьми разных национальностей, умение применять в коммуникации правила культуры общения, основываясь на общечеловеческих ценностях и толерантном отношении друг к другу.

Воспитание культуры общения — необходимое условие формирования в дошкольном возрасте основ культуры деятельности.



2019-10-11 684 Обсуждений (0)
В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В чем особенности воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)