Глава 3. Основы воспитания безопасного поведения
В дошкольном возрасте 3.1. Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте Воспитание основ безопасного поведения в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребенка элементарных умений и навыков адекватного поведения в неожиданных и опасных для него и его здоровья ситуациях дома, в быту и на улице, в городском транспорте и на природе, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями. Учитывая, что поведение — это система взаимосвязанных действий субъекта с объектом или индивида с окружающей средой, которая управляется и непосредственно зависит от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания человека, следует расширить круг задач и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном детстве, включив в них развитие интереса ребенка к правилам безопасного поведения и становление правильного отношения к потенциально опасным объектам окружающей среды. Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста: — развитие интереса к правилам безопасного поведения и отношения к опасным для жизни и здоровья ситуациям; — формирование первичных представлений об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.); — формирование первичных представлений об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой); — формирование первичных представлений об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоемы). Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста: — развитие и углубление интереса к правилам безопасного поведения и осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям; — формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных); — формирование представлений о некоторых способах безопасного поведения в типичных опасных ситуациях (не включать кран с горячей водой в отсутствие взрослого, не играть вблизи включенной кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора рядом со взрослым, держа его за руку, и др.), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой); — приобщение к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих предметов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и обучение следовать им при напоминании взрослого; — развитие важнейшего умения (поведенческой реакции) обращаться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации; — формирование первичных представлений о некоторых источниках опасности из окружающего мира (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев). Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста: — углубление интереса к правилам безопасного поведения и становление осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям, развитие умения оценивать ситуацию с точки зрения опасности и безопасности; — расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций (типичных и нетипичных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе; — расширение и уточнение представлений о способах безопасного поведения в типичных и нетипичных опасных ситуациях, различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной); — освоение детьми моделей безопасного поведения в некоторых типичных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и обращения к ним в случае необходимости без напоминания взрослого; — развитие поведенческих способов обращения за помощью к взрослому в типичной и нетипичной опасной ситуации; — расширение и уточнение представлений о некоторых источниках опасности из окружающего мира (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления: гроза, наводнение, сильный ветер); — расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных для мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, осушение рек и каналов, болот, вырубка деревьев, лесные пожары). Основные задачи и содержание воспитания безопасного поведения у детей на пороге школы (подготовительная к школе группа): — развитие устойчивого интереса к правилам безопасного поведения, осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям, развитие умения оценивать ситуацию с точки зрения опасности и безопасности; — систематизация представлений о некоторых видах опасных ситуаций в быту, на улице, в природе; формирование ответственности за собственные действия, приводящие к опасным ситуациям для себя, других, окружающего мира; — расширение и уточнение представлений о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях; — развитие у детей осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги, не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы), в различных видах детской деятельности; в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер службы спасения; — расширение, уточнение и систематизация представлений о некоторых видах опасных для мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары, осушение водоемов и др.); — поддержание проявлений осмотрительности и осторожности в нетипичных и потенциально опасных ситуациях, желания помочь.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4737)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |