Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как организовать сюжетно-ролевые игры детей в педагогическом процессе детского сада?



2019-10-11 685 Обсуждений (0)
Как организовать сюжетно-ролевые игры детей в педагогическом процессе детского сада? 0.00 из 5.00 0 оценок




       В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к организации сюжетно-ролевых игр детей. На основе обобщения опыта руководства детскими играми (А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, В. П. Залогина и др.). П. Г. Саморуковой (1973) были выделены основные направления педагогического руководства игрой, основанные на сочетании косвенных и непосредственных (прямых) методов:

— руководство содержанием творческой игры (так как именно содержание оказывает наибольшее воспитательное воздействие);

— руководство коллективной деятельностью детей в игре;

— сохранение непосредственности игры, детской самостоятельности и инициативы.

       П. Г. Саморукова доказала, что косвенное руководство игрой должно обеспечить развитие положительного, эмоционально окрашенного отношения детей к жизненным явлениям, которые могут быть отражены в игре, а также развитие детских игровых интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др.

       Непосредственное (прямое) руководство играми также позволяет разнообразить содержание игры, развитие ее сюжета, взаимоотношений между персонажами-детьми. Основные приемы, которые предлагается использовать: называние воспитателем ребенку его роли (в младшем возрасте), уточнение содержания роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в сговоре на игру (в средней группе), участие в предварительном планировании игры (в старшей группе).

       При подборе игрушек необходимо учитывать, что у старших дошкольников более высокие требования к конкретизации игрушки, нужно учитывать желание старших дошкольников самим изготавливать игрушки. Поэтому должна быть обеспечена взаимосвязь между продуктивными видами деятельности детей игрой.

       В работах С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной (1989) был раскрыт комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой, включающий:

— планомерное расширение опыта детей, направленное на усвоение назначения предметов, смысла действий людей, сущности их взаимоотношений (во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций и пр.). Все это служит источником углубления и детализации замысла игры, ее содержания;

— перевод реального опыта в условный, игровой план, усвоение способов воспроизведения действительности в игре. Этому служат обучающие игры (дидактические, театральные и др.), которые должны вводить детей в условную ситуацию. Обучающие игры направлены на освоение новых способов и средств игры, обогащение сюжетов;

— своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, нацеливающих ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач. Предметно-игровая среда меняется в зависимости от практического и игрового опыта детей;

— активизирующее общение воспитателя с детьми во время игрового процесса. Общение стимулирует формирование у детей разных способов решения игровых задач. Для этого воспитатель создает проблемно-игровые ситуации, провоцирующие поиск новых вариантов решения игровых задач. В общении с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель использует деловую форму общения, направленную на достижение совместных целей.

       Все компоненты комплексного метода руководства игрой одинаково важны при работе с детьми разного возраста.

       На рубеже 1980–1990-х годов в работах Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой был зафиксирован распад разновозрастных детских игровых сообществ, обусловленный изменением социокультурной ситуации развития ребенка. Это послужило причиной разрушения естественного пути обучения игре старшими детьми младших. Были определены основные принципы организации игры в педагогическом процессе детского сада.

       1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними с позиции «играющего партнера».

Это безоценочное взаимодействие, предполагающее интерес ребенка к взрослому как партнеру по игре. Играя с детьми, воспитатель ставит их перед необходимостью выбора нового, более сложного способа игры.

Так, освоить действие с предметом-заместителем ребенок может, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого, а затем сталкивается перед необходимостью использовать заместитель в самостоятельной игре.

       2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

       3. Играя с детьми, воспитатель ориентирует ребенка на освоение игрового действия и пояснение его смысла партнеру-взрослому и ребенку. На этапе условно-предметных игровых действий воспитатель должен развертывать однотемный одноперсонажный сюжет; на этапе формирования ролевого поведения — многоперсонажный сюжет с системой взаимосвязанных ролей, становление которого происходит через введение новых персонажей; на этапе сюжетосложения — развертывание многотемных сюжетов с комбинированием разных тем. Сюжеты получают развитие в живом процессе игры.

       4. На каждом возрастном этапе процесс развития игры должен включать совместную игру воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельных игр детей.

       5. Игровое взаимодействие воспитателя с детьми носит характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей (недопустимость конспекта игры).

       6. Совместная игра воспитателя с детьми предполагает «свободный вход и выход» участников.

 

 



2019-10-11 685 Обсуждений (0)
Как организовать сюжетно-ролевые игры детей в педагогическом процессе детского сада? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как организовать сюжетно-ролевые игры детей в педагогическом процессе детского сада?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)