Задания для самостоятельной работы
ВВЕДЕНИЕ В процессе изучения предмета «Химия (I часть)» студенты должны четко усвоить химическую природу и свойства веществ, которые входят в состав продовольственных и непродовольственных товаров и формируют их потребительские свойства. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия (I часть)» проводится параллельно с чтением лекционного курса. Данные методические указания подготовлены в соответствии с рабочей программой курса «Химия (I часть)» и предназначены для студентов направления подготовки 38.03.07. – «Товароведение» специализаций «Товароведение продовольственных (непродовольственных) товаров и коммерческая деятельность», профиля «Товароведение и экспертиза в таможенном деле».
Целью проведения лабораторных работ является практическое изучение студентами химических методов исследования различных веществ, составляющих основу исследования сырья и материалов, приобретение практических навыков, которые могут быть использованы ими при изучении специальных дисциплин. В процессе изучения этого курса студенты должны: уяснить, какая химическая природа и свойства веществ влияют на формирование качества товаров, какую роль играют отдельные вещества, входящие в состав товаров, ознакомиться с основными химическими методами исследования сырья и материалов. В результате выполнения лабораторного практикума студент должен знать основные химические методы качественного и количественного анализа неорганических и органических соединений, составляющих основу сырья и материалов; уметь объяснять сущность методов исследования, проводить лабораторные определения, верно выполнять соответствующие расчеты и делать выводы. Для выполнения лабораторных работ по той или иной теме в химической лаборатории студент должен подготовить теоретический материал по рекомендованной литературе и конспекту лекционного курса, а также оформить должным образом лабораторный журнал по рекомендованной в методических указаниях форме. Все опыты студентам необходимо выполнять индивидуально, тщательно и аккуратно. Каждому студенту необходимо иметь рабочий журнал (тетрадь для выполнения лабораторных работ), который должен быть оформлен по следующей форме (для лабораторных работ № 2-6, № 9-16): 1. Дата выполнения лабораторной работы. 2. Название лабораторной работы и ее номер. 3. Цель работы. 4. Таблица (на две страницы).
На левой странице
На правой странице
5. Общий вывод о выполнении работы. Для лабораторных работ № 1, 7а, 7б, 8 рабочий журнал (тетрадь для выполнения лабораторных работ) должен быть оформлен по следующей форме: 1. Дата выполнения лабораторной работы. 2. Название лабораторной работы и ее номер. 3. Цель работы. 4. Методика выполнения работы. 5. Расчеты. 6. Общий вывод о выполнении работы. Каждый студент должен заносить в свой лабораторный журнал те данные, которые были им получены в процессе выполнения лабораторной работы. Работа считается выполненной после отчета студента перед преподавателем о ее выполнении и наличии подписи этой работы преподавателем. Во время выполнения лабораторных работ студенты должны соблюдать основные правила техники безопасности.
1. Студенты могут выполнять лабораторные работы только в присутствии преподавателя. 2. Ничего не пробовать на вкус, не принимать пищу в химических лабораториях. 3. Никаких веществ из аудитории кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности никому не давать и не позволять самовольно брать их домой. 4. Нюхать летучие вещества следует с осторожностью. 5. Не наклоняться над посудой, в которую что-нибудь наливают, чтобы избежать попадания брызг в глаза. 6. Не наклоняться над фарфоровой испарительной чашкой, в которой что-либо испаряется, во избежание ожога от возможных брызг. 7. Особенно важно беречь глаза, так как повреждения их даже малыми каплями вредных веществ может вызвать потерю зрения. 8. Пробирку с жидкостью, которая нагревается, держать отверстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость вследствие перегрева иногда «выплескивается» из пробирки. 9. При нагревании растворов веществ в пробирках их следует заполнять не более чем на 1/3. 10. Твердые вещества нагревать только в сухих пробирках. 11. Нельзя нагревать пламенем или на электроплитке толстостенную стеклянную посуду (банки, стаканы), фарфорове ступки, цилиндры и другую измерительную посуду, а можно нагревать на электроплитке только ту посуду, которая имеет маркировку термостойкой. 12. Зажигать спиртовку только с помощью спички. Нельзя зажигать ее, поднося к другой горящей спиртовке, потому что пролитый спирт может вспыхнуть. 13. Тушить спиртовку только с помощью колпачка. 14. Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании жидкости, которая в ней находится. Взбалтывать следует, держа пробирку, стакан или колбу за верхнюю часть и слегка покачивая. 15. Наблюдая реакцию, держите пробирку в некотором отдалении от глаз. 16. Если химические реактивы, необходимые для проведения опыта, находятся в вытяжном шкафу, то и опыт нужно проводить под вытяжкой. При этом стекло вытяжного шкафа опускается таким образом, чтобы руки исследователя находились в шкафу, а лицо было защищено стеклом. 17. После мытья химической посуды ополаскивайте её дистиллированной водой. 18. Пользуясь тонкой химической посудой, нужно всегда помнить, что она очень хрупкая и может быть легко повреждена.
Термические ожоги могут быть получены при неосторожном обращении со спиртовками, электронагревательными приборами и т. п. при выполнении лабораторных работ. В случае термического ожога (от огня, пара, горячих предметов или электрической дуги) следует наложить мокрую антисептическую повязку из куска марли или бинта, смоченную раствором перманганата калия (w = 2-3 %), раствором питьевой соды (w = 2 % ), или раствором стрептоцида. Ни в коем случае нельзя смазывать место ожога вазелином или жирами. При серьезных ожогах (III и IV степень) до прихода врача рану покрывают лишь сухой стерильной повязкой. Химические ожоги являются следствием неумелого обращения с концентрированными кислотами. Из концентрированных кислот наиболее сильные ожоги вызывает смесь нитратной (азотной) и хлоридной (соляной) кислот («царская водка»). Другие кислоты по вредности можно расположить в такой последовательности: нитратная (азотная), сульфатная (серная), фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная) и уксусная (этановая). При ожогах кислотами (азотной, серной, соляной, фосфорной) следует промыть место ожога большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды (w = 3 %). Ожоги щелочами обмывают водой, затем нейтрализуют раствором уксусной или лимонной кислоты (w = 1-2 %). При ожоге фенолом обожженное место промывают водой с этиловым спиртом. В случае ожога бромом пораженное место смывают концентрированным раствором гипосульфита натрия или этиловым спиртом. При химическом ожоге глаз необходимо тщательно промыть глаза струей воды, а затем, в случае ожога щелочами, промыть раствором борной кислоты (w = 2 %), при ожоге кислотами – раствором питьевой соды (w = 3 %). Нельзя тереть глаза. Порезы разбитым стеклянной посудой для остановки небольшой кровотечения могут быть обработаны раствором Н2О2 (w = 3 %). 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Цель работы: научиться на практике определять молярную массу эквивалента металла, используя при расчетах закон эквивалентов и газовые законы, научиться собирать простейшие химические установки. Оборудование и реактивы: - штатив; - бюретка, 50,0-100,0 см3; - двухколонная пробирка или изогнутая пробирка; - открытая трубка; - стеклянная воронка; - резиновая трубка; - пробки с просверленными отверстиями; - 2н раствора серной кислоты; - навеска металла.
Соберите прибор, как показано на рис.1, и проверьте его на герметичность.
1 – бюретка на 50-100 см3; 2 – двухколонная пробирка или изогнутая пробирка; 3 – открытая трубка; 4 – резиновая трубка; 5 – пробки с просверленными отверстиями
Рис.1 – Схема лабораторной установки для определения молярной массы эквивалента металла.
Для этого сравнительную трубку (3) опустите на 10-15 см. Если система герметична, то уровень жидкости в мерной бюретке сначала немного уменьшится, а затем останется неизменным. Если система не герметична, при подъеме или опускании трубки поднимается (или опускается) уровень жидкости в бюретке (1). В этом случае необходимо более тщательно закрыть резиновые пробки, предварительно смочив их водой. Убедившись в том, что прибор герметичен, в изогнутую пробирку (2) налейте 2-3 см3 2н раствора серной кислоты. Кислоту наливайте таким образом, чтобы не намочить ту часть изогнутой пробирки, где будет находиться навеска металла. Переверните пробирку и положите в нее металл с известной массой, следя за тем, чтобы он не упал в кислоту. Термометром определите температуру в лаборатории (в 0С), барометром- атмосферное давление (в мм рт. ст.) Собранный прибор на штативе слегка наклоните в сторону и легким постукиванием пальца по изогнутой пробирке (2) сбросьте металл в раствор кислоты. Необходимо при этом следить, чтобы прибор не утратил герметичность. Как только металл попадет в кислоту, начнется реакция с выделением водорода. Под давлением водорода уровень жидкости в мерной бюретке начнет опускаться, а в сравнительной трубке подниматься. После окончания химической реакции и охлаждения пробирки до комнатной температуры давление снова сравняется с атмосферным (вода в бюретке и в сравнительной трубке снова будет на одном уровне). После этого сделайте замер нового уровня жидкости в бюретке h2. Разница уровней жидкости в измерительной бюретке после опыта и до начала опыта (Δh = h2- h1) и будет равняться объему водорода V (Н2), кторый выделяется при реакции. Из таблицы 1.1 найдите парциальное давление паров воды Н в зависимости от температуры t 0С.
Таблица 1.1 – парциальное давление паров воды Н в зависимости от температуры
Все полученные данные внесите в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 – Результаты лабораторной работы
Расчеты молярной массы эквивалента металла Согласно закону эквивалентов, объем водорода, который выделяется при реакции, зависит от эквивалентной массы металла:
где m(Mе) – навеска металла (г);
V0 (н2) – объем водорода, измеренный при нормальных условиях, (см3);
который равен 11200 см3.
Навеска металла известна. Для того, чтобы определить объем водорода, выделяющегося при взаимодействии этого металла с кислотой при нормальных условиях V0 (Н2), воспользуемся известным газовым законом:
где Р(н2); V(н2); Т – соответственно давление, объем и температура (по шкале Кельвина) водорода в реальных условиях; Р0 (н2); V0 (н2); Т0 – соответственно давление, объем и температура (по шкале Кельвина) водорода в нормальных условиях;
Из формулы (1.3) найдем объем водорода при нормальных условиях:
Замерять непосредственное давление водорода Р (Н2) не представляется возможным. Так как газ был собран над водой, то в бюретке находится смесь водорода и паров воды. Суммарное давление этой смеси состоит из парциальных давлений компонентов и уравновешивается атмосферным давлением, который мы и измерили.
где Н – парциальное давление водяного пара в мм рт. ст., которое зависит от температуры (табл. 1.1)
Подставив значения Р(н2), V(н2), Т0, Т и Р0(н2) в формулу (1.4), получим:
И окончательно:
Определите положение металла в периодической системе Д. И. Менделеева. Поскольку где z – это валентность металла 1, або 2, або 3, то
Определение ошибки эксперимента:
Задания для самостоятельной работы Изучить теоретический материал по теме, оформить лабораторный журнал, подготовиться к ответу на контрольные вопросы.
1. Дайте определение понятию «химический эквивалент». 2. Почему атомная масса элемента – величина, в среднем, постоянная, а молярная масса эквивалента – переменная? 3. Сформулируйте закон эквивалентов. 4. Какой объем при нормальных условиях занимает один моль эквивалента водорода? Кислорода? 5. При восстановлении водородом 10,17 г оксида двухвалентного металла образовалось 2,25 г воды, молярная масса эквивалента которой 9,00 г/моль. Вычислите молярную массу эквивалента оксида и молярную массу эквивалента металла. Чему равна атомная масса металла? 6. Оксид трехвалентного металла содержит 31,58 % кислорода. Вычислите молярную массу эквивалента оксида и атомную массу этого элемента. 7. Вычислите молярную массу эквивалента Н3РО4 в реакциях образования: а) гидрофосфата; б) дигидрофосфата; в) ортофосфата. 8. 2,48 г оксида одновалентного металла содержит 1,84 г металла. Вычислите молярную массу эквивалента металла и его оксида. 9. При взаимодействии 3,24 г трьохвалентногого металла с кислотой выделилось 4,03 л водорода, измеренного при нормальных условиях. Вычислите молярную массу эквивалента и атомную массу металла.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Цель работы: изучение свойств растворов электролитов, электропроводности, химической активности сильных и слабых электролитов, определение факторов, влияющих на степень диссоциации электролита, приобретение навыков выполнения экспериментальных исследований. Оборудование и реактивы: - прибор для определения электропроводности; - штатив с пробирками; - раствор сахара; - раствор спирта; - раствор хлорида натрия; - 2 н раствор соляной кислоты; - 2н раствор гидроксида натрия; - соляная кислота (конц.); - бензол; - уксусная кислота (конц.); - 25 % раствор аммиака; - 2н раствор уксусной кислоты; - 2 н раствор гидроксида аммония; - индикатор – метиловый оранжевый; - индикатор – спиртовой раствор фенолфталеина; - хлорид кальция; - кусочек цинка; - ацетат натрия; - 0,005 М раствор нитрата свинца; - 0,05 М раствор йодида калия; - 0,05 М раствор хлорида калия; - дистиллированная вода.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |