Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт № 4. Окислительные свойства перманганата калия



2019-08-13 328 Обсуждений (0)
Опыт № 4. Окислительные свойства перманганата калия 0.00 из 5.00 0 оценок




4.1 В три пробирки налейте по 1-2 см3 разбавленного раствора перманганата калия, затем в одну пробирку добавьте 2 см3 разбавленной серной кислоты, во вторую – 3 см3 дистиллированной воды, в третью – 2-3 см3 концентрированного раствора щелочи. После этого во все пробирки налейте по 1-2 см3 раствора сульфита натрия. Объясните явления, которые наблюдаете, и отметьте влияние среды на процесс восстановления перманганата калия. Составьте уравнения химических реакций методом электронно-ионного баланса.

Нейтральная среда:

KMnO4 + Na2SO3 + H2O → Na2SO4 + …

Кислая среда:

KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → Na2SO4 + …

Щелочная среда:

KMnO4 + Na2SO3 + NaOH → Na2SO4 + …

K2MnO4 + H2O → KMnO4 + MnO2↓+ …

4.2 Налейте в пробирку 1-2 см3 раствора перманганата калия, добавьте для подкисления 2-3 см3 раствора серной кислоты и долейте несколько капель перекиси водород. Объясните наблюдаемые явления. Составьте уравнение химической реакции методом электронно-ионного баланса.

KMnO4 + H2SO4 + H2O2 → O2↑ + …

Какую роль играет в этой реакции перекись водорода?

 


Задания для самостоятельной работы

Изучить теоретический материал по теме, оформить лабораторный журнал, подготовиться к ответу на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Какие реакции называют окислительно-восстановительными?

2. Изложите основные положения теории окислительно-восстановительных реакций.

3. Какие вещества (элементы) могут выступать восстановителями, а какие окислителями?

4. В чем заключается смысл электронно-ионного метода составления ОВР?

5. Как влияет среда на характер протекания реакции?

6. Как рассчитать молярную массу эквивалента окислителя и восстановителя?

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ОСНОВЫ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НЕКОТОРЫХ КАТИОНОВ И АНИОНОВ


Цель работы:
практическое изучение качественных реакций катионов и анионов, условий выполнения качественных реакций, регулирования рН среды в процессе аналитических определений.

Оборудование и реактивы:

- штатив с пробирками;

- горелка;

- пробиркодержатель;

- электрическая плитка;

- водяная баня;

- лакмусовая бумага;

- платиновый провод;

- соль калия (сух.);

- соль натрия (сух.);

- раствор соли аммония;

- раствор нитрата серебра;

- раствор соляной кислоты;

- раствор нитрата свинца;

- раствор йодида калия;

- 2н раствора уксусной кислоты;

- раствор нитрата бария;

- 2н раствор серной кислоты;

- раствор сульфата алюминия;

- 2н раствор гидроксида натрия;

- раствор нитрата кальция;

- раствор оксалата аммония;

- раствор калия гексацианоферрата (II) К4[Fe(CN)6];

- раствор калия гексацианоферрата (III) К3[Fe(CN)6];

- висмутат натрия;

- раствор азотной кислоты;

- раствор сульфата меди;

- раствор сульфида натрия;

- раствор йодида калия;

- раствор карбоната натрия;

- дистиллированная вода.

Первая аналитическая группа катионов
Опыт №1. Реакция иона К+

Платиновый провод тщательно очистить от следов солей прокаливанием. Для этого надо смочить его в кислоте и прокалить в пламени горелки. Прикоснуться прокаленной проволокой к кристаллу соли калия. Те частицы, которые прилипли к проводу, внести в пламя горелки. Светло-фиолетовая окраска пламени горелки характерна для иона калия.


Опыт № 2. Реакция иона Na+

Платиновый провод тщательно очистить от следов солей прокаливанием. Для этого надо смочить его в кислоте и прокалить в пламени горелки. Затем смочить проволоку раствором соли натрия и внести его в бесцветное пламя горелки. Желтая окраска пламени характерна для иона натрия.


Опыт № 3. Реакция иона NH4+

Внесите в пробирку 0,5 см3 любой соли аммония и такое же количество раствора гидроксида натрия. При этом происходит реакция:

NH4Cl + NaOH ® NH4OH + NaCl

Пробирку осторожно нагрейте на газовой горелке, при этом гидроксид аммония, который образовался в результате реакции, легко разлагается на газообразные аммиак и воду:

NH4OH ® NH3 + H2O

а) Осторожно понюхайте пробирку. Аммиак, который выделяется имеет характерный запах нашатырного спирта.

б) К пробирке поднесите красную лакмусовую бумагу, которую смочили дистиллированной водой, бумага должна посинеть. Аммиак легко поглощается водой, при этом образуется гидроксид аммония, который при диссоциации имеет раствор со значением рН> 7.


Вторая аналитическая группа катионов
Опыт № 4. Реакция иона Ag+

К 2-3 каплям раствора нитрата серебра добавьте 2-3 капли соляной кислоты. Проверьте растворимость образованного осадка в растворе гидроксида аммония.

При этом происходят реакции:

AgNO3 + HCl ® AgCl + HNO3

Ag+ + Cl- ® AgCl

AgCl + 2NH4OH ® [Ag(NH3)2]Cl + 2Н2O

 

Опыт № 5. Реакция иона Pb2+

К 2-3 каплям раствора соли свинца добавьте 2-3 капли раствора йодида калия. Наблюдайте выпадение осадка желтого цвета. К нему добавьте несколько капель воды и столько же 2н раствора уксусной кислоты и нагрейте на водяной бане. Осадок растворяется, но при охлаждении образуется снова в виде блестящих золотистых кристаллов.

При этом происходит реакция:

РЬ(NО3)2 + 2 КІ ® РbІ2 + 2КNО3

Рb2+ + 2I- ® РbІ2

 

Третья аналитическая группа катионов
Опыт № 6. Реакция иона Ca2+

Оксалат аммония и другие растворимые соли щавелевой кислоты образуют с катионами кальция белый кристаллический осадок. Оксалат кальция растворяется в сильных минеральных кислотах, но не растворяется в воде и в уксусной кислоте.

В пробирку с 2-3 каплями нитрата кальция добавьте 3-4 капли оксалата аммония. Наблюдайте образования осадка. Проверьте растворимость этого осадка в уксусной кислоте.

Ca(NO3)2 + NH4C2O4 ®CaC2O4 + NH4NO3

Ca2+ + C2O42- ® CaC2O4

 

Опыт № 7. Реакция иона Ba2+

К 2-3 каплям раствора нитрата бария добавьте 2-3 капли 2н раствора серной кислоты. Проверьте растворимость образования осадка в растворах соляной и азотной кислот.

При этом происходит реакция:

Ва(NO3)2 + Н2SO4 ® ВаSO4 + 2 НNO3

Ва2+ + SO42-  ® BaSO4

 

Четвертая аналитическая группа катионов
Опыт № 8. Реакция иона Al3+

В пробирку добавьте 6-7 капель соли алюминия и 1-2 капли 2н раствора гидроксида натрия. Осадок разделите на две части (перенесите часть осадка во вторую пробирку). В одну добавьте несколько капель соляной кислоты, а во вторую – щелочи.

При этом происходит реакция:

Аl3+ + 3ОН- ® Аl(ОН)3

Осадок растворяется как в кислотах, так и в щелочах. Соответствующие реакции проходят по уравнениям:

Аl(ОН)3 + 3 НСl ® АlСl3 + 3 Н2O

АІ(OH)3 + NаОН ® Nа[Al(ОН)4]

Избыток щелочи с ионами Аl3+ образует бесцветные гидроксокомплексы:

Аl3+ + 4 ОН- ® [АІ(ОН)4]-

 

Опыт № 9. Реакция иона Cr3+

Налейте в пробирку 2-3 капли раствора соли хрома (III), добавьте 8-10 капель раствора щелочи и 2-3 капли раствора Н2О2. Содержимое пробирки нагрейте в течение 3-4 минут. Раствор окрашивается в желтый цвет. К раствору добавьте 2-3 капли раствора хлорида бария. Наблюдайте образование осадка желтого цвета.

При этом происходят реакции:

СrСl3 + 3NаОН ® Сr(ОН)3 + 3NаСl

Сr(ОН)3 + NaОН ® Na[Cr(OH)4]

2Na[Cr(OH)4] + 3H2O2 + 2NaOH ® 2Na2CrO4 + 8H2O

Ва2+ + СrO42- ® BaCrO4

Пятая аналитическая группа катионов
Опыт № 10. Реакция иона Fe3+

Калий гексацианоферрат (II) К4[Fe(CN)6] образует с катионом Fe3+ осадок берлинской лазури железа (III) гексацианоферрата (II) Fe4[Fe(CN)6]3 темно-синего цвета в слабокислой среде.

Налейте в пробирку 2-3 капли раствора сульфата железа (III), добавьте 3-4 капли дистиллированной воды, 1-2 капли соляной кислоты и 2 капли раствора калия гексацианоферрата (II).

При этом происходит реакция:

4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- ® Fe4[Fe(CN)6]3

Опыт № 11. Реакция иона Fe2+

Калий гексацианоферрат (III) К3[Fe(CN)6] дает с катионом Fe2+ синий осадок турнбулевой синие железа (II) гексацианоферрата (III) Fe3[Fe(CN)6]2.

Налейте в пробирку 2-3 капли раствора сульфата железа (II), добавьте 4-5 капель дистиллированной воды и 2 капли раствора калия гексацианоферрата (III) К3[Fe(CN)6]. Проверьте растворимость образованного осадка в кислотах и щелочах.

При этом происходит реакция:

3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- ® Fe3[Fe(CN)6]2

 

Опыт № 12. Реакция иона Mn2+

Добавьте в пробирку один микрошпатель висмутата натрия, затем добавьте туда 5-7 капель азотной кислоты, столько же раствора соли марганца и нагрейте. Через 1-2 минуты отцентрифугируйте осадок.

При этом происходит реакция:

2Mn(NO3)2+5NaBiO3+16HNO3 ®2HMnO4+5Bi(NO3)3+5NaNO3+7H2O

             2Mn2++5BiO3-+14H+ ®2MnO4-+5Bi3++7H2O

Шестая аналитическая группа катионов
Опыт № 13. Реакция иона Cu2+

В пробирку с 3 каплями сульфата меди (II) добавьте сначала 3 капли раствора аммиака с массовой долей 25 %, перемешайте стеклянной палочкой. Затем добавьте в пробирку 6 капель концентрированного раствора аммиака. При этом происходит реакция:

CuSO4+4NH4OH ® [Cu(NH3)4]SO4+4H2O

Cu2++4NH4OH ® [Cu(NH3)4]2+4H2O

 

Опыт № 14. Реакция иона Cl

Нитрат серебра образует с солями соляной кислоты белый осадок, который не растворяется в воде и в кислотах, но растворяется в аммиаке. Налейте в пробирку 2-3 капли раствора хлорида натрия, добавьте 1-2 капли нитрата серебра. Осадок отделите. Добавьте к осадку раствор аммиака до полного растворения, что происходит в результате образования комплексной соли. В растворе, который получили, откройте хлорид-ион действием избытка раствора азотной кислоты. (Наблюдайте выпадение белого осадка).



2019-08-13 328 Обсуждений (0)
Опыт № 4. Окислительные свойства перманганата калия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт № 4. Окислительные свойства перманганата калия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)