Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности



2019-08-13 271 Обсуждений (0)
Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современный период развития спорта характеризуется значительным ростом рекордных достижений. Повышению спортивных результатов в значительной степени способствует заметное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок.

Спортсмен испытывает нагрузки не только на тренировочных занятиях или соревнованиях. Трудовая деятельность, учеба также являются достаточно напряженными. Все это, слагаясь, может усилить утомление и затруднить процесс спортивного совершенствования [3].

Мышечное утомление – это такое состояние организма, при котором работоспособность человека временно снижена. Понижение работоспособности является главным внешним проявлением этого состояния, его основным объективным признаком.

Утомление является естественным физиологическим процессом, нормальным состоянием организма. Для успешной тренировки необходимо, чтобы при каждом упражнении была достигнута определенная степень утомления. Утомление характеризуется еще одним субъективным признаком- усталостью. Выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления, т.е. объективным физиологическим и биохимическим сдвигам, наступающим в организме в процессе тренировки.

Утомление – это биологически защитная реакция организма, направленная против истощения функционального потенциала центральной нервной системы (В.И. Дубровский).

В.Н. Волков (1973) составил классификацию проявлений утомления:

1. Легкое утомление – состояние, которое развивается даже после незначительной по объему и интенсивности мышечной работы. Оно проявляется в виде усталости. Работоспособность при этой форме утомления, как правило, не снижается.

2. Острое утомление – состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке. Оно чаще развивается у слабо тренированных спортсменов.

3. Перенапряжение – остро развивающееся состояние после выполнения однократной предельной тренировочной или соревновательной нагрузки на фоне сниженного функционального состояния организма. Чаще это состояние развивается у квалифицированных спортсменов, которые способны благодаря хорошим волевым качествам выполнять большие нагрузки на фоне утомления. Эта форма длится от нескольких дней, до нескольких недель. Требуется вмешательство врача или тренера.

4. Перетренированность – это состояние, которое развивается у спортсменов при неправильно построенном режиме тренировок и отдыха. Требуется вмешательство врача или тренера.

5. Переутомление – это уже патологическое состояние организма. Оно чаще всего проявляется в виде невроза, наблюдается, как правило, у спортсменов с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных, при чрезмерных физических нагрузках. Требуется вмешательство врача или тренера [12].

В связи с этим приобретает особое значение исследование закономерностей восстановительных процессов и поиск путей и средств, повышающих эффективность отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок.

Все средства восстановления, которые используются в спортивной тренировке, могут быть условно распределены по трем основным группам: педагогические, психологические и медико-биологические [25].

 

Педагогические средства. Цен­тральное место в проблеме восста­новления отводится педагогичес­ким средствам, предполагающим управление работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами посредством целесооб­разно организованной мышечной деятельности (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 - Педагогические средства Восстановления

Возможности педагогических средств восстановления исключи­тельно многообразны. Здесь следу­ет отметить подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств в процессе построения программ тренировочных занятий, разнообразие и особенности соче­тания нагрузок при построении микроциклов, применение восста­новительных микроциклов при пла­нировании мезоциклов и т. п. [23].

При построении тренировочных занятий заслуживает внимания организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение первой части занятия, способствуя эффек­тивному врабатыванию, помогает достичь высокой работоспособнос­ти в основной части. Рациональная организация заключительной части позволяет быстрее устранить приз­наки острого утомления. Правиль­ный подбор упражнений и методов их использования в основной части обеспечивает должный уровень ра­ботоспособности и эмоционального состояния пловцов, эффективное протекание процессов восстановле­ния при выполнении тренировоч­ных программ. Этому же содей­ствуют оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств ак­тивного отдыха [26].

Проведенные исследования убе­дительно продемонстрировали, что занятия с малыми и средними наг­рузками являются действенным фактором управления процессами восстановления после занятий с большими нагрузками. Однако ин­тенсификация процессов восста­новления после тренировочных за­нятий с большими нагрузками наб­людается лишь в том случае, если в дополнительных занятиях применя­ется работа принципиально иной направленности, при выполнении которой работоспособность опреде­ляется преимущественным функци­онированием других систем и меха­низмов.

Подробно останавливаться на возможностях педагогических средств восстановления здесь нет необходимости, так как эти вопро­сы нашли отражение в разделах, в которых рассматривались различ­ные аспекты построения процесса подготовки. Отметим лишь, что ра­циональное построение различных звеньев процесса подготовки, на­чиная от подбора тренировочных упражнений и заканчивая пла­нированием макроциклов, предпо­лагает использование всего ком­плекса педагогических средств, способных оказать положительное влияние на протекание процессов восстановления после отдельных упражнений, нагрузок, микроциклов и т. д. Не следует за­бывать и об условиях, способству­ющих эффективному протеканию восстановительных процессов - создании благоприятного психоло­гического микроклимата.

 

Психологические средства восстановления. Пси­хологические средства восстановления в последние годы получили широкое распространение [22]. С их помощью удается быстро снизить нервно-психическую напряжен­ность, устранить состояние психи­ческой угнетенности, быстрее вос­становить затраченную нервную энергию, сформировать четкую ус­тановку на эффективное выполне­ние тренировочных и соревнова­тельных программ, довести до гра­ниц индивидуальной нормы напря­жение функциональных систем, участвующих в работе.

Психологические средства весь­ма разнообразны (рис. 1.2).

 

Рисунок. 1.2- Психологические средства восстановления

 

К важнейшим из них относятся: ауто­генная тренировка и ее модифика­ция - психорегулирующая трени­ровка, внушенный сон-отдых, са­мовнушение, видеопсихологичес­кое воздействие. Значительное влияние на психическое состояние спортсмена оказывают условия тре­нировки и соревнований, организация быта и досуга. Особое внима­ние специалистов привлекают воз­можности психорегулирующей тре­нировки, которая, как известно, основана на регулировании психи­ческого состояния, использовании сознательного расслабления мы­шечной системы и воздействии спортсмена на функции своего ор­ганизма посредством слова. Путем психорегулирующей тренировки удается обеспечить отдых нервной системы, уменьшить психическое напряжение [11].

После интенсивных физических и психических нагрузок для ускоре­ния процессов восстановления мо­жет использоваться метод произ­вольного мышечного расслабления, основанный на последовательном расслаблении наиболее крупных мышечных групп. Особенно эффек­тивен он при глубоком утомлении. Применение в этих условиях произ­вольного мышечного расслабления положительно воздействует на сос­тояние нервно-мышечного аппара­та, снижает возбудимость централь­ной нервной системы[21].

В основе метода произвольного мышечного расслабления лежит двусторонняя связь между органом управления движениями (головным мозгом) и исполнительным - мыш­цами. В силу этого интенсивная мы­шечная деятельность оказывает возбуждающее влияние на голов­ной мозг, активизируя его деятель­ность. Когда же мышцы расслабля­ются, количество импульсов, посту­пающих в центральную нервную систему, резко сокращается, ока­зывая на нее расслабляющее, вос­станавливающее действие.

При необходимости быстрого восстановления сил в случае переутомления можно также прибегнуть к гипнотическому внушению: часто оно является наиболее действен­ным, а иногда единственным спосо­бом устранения явлений перенап­ряжения и переутомления.

Благоприятный психологичес­кий микроклимат в группе, хоро­шие отношения с тренером, комфортабельные условия для занятий и отдыха, интересный досуг, отсут­ствие отрицательных эмоций созда­ют вокруг спортсмена психологи­ческую атмосферу, в которой вос­становительные реакции протека­ют более продуктивно.

Одним из важных направлений использования психологических средств восстановления и управле­ния работоспособностью является рациональное использование поло­жительных стрессов, в первую очередь, правильно спланированных тренировочных и соревновательных нагрузок, и ограждение спортсмена от отрицательных стрессов.

Для, того чтобы правильно регу­лировать воздействие стрессов на организм пловца, необходимо, прежде всего, определить источни­ки стрессов и симптомы индиви­дуальных реакций на стресс. Источ­ники стрессов могут носить как об­щий характер - уровень жизни, пи­тание, учеба и работа, отношения в семье и с друзьями, климат, погода, сон, состояние здоровья и др.; так и специальный, связанный с трениро­вочной и соревновательной деятель­ностью - работоспособность в тре­нировке и соревнованиях, утомляемость и восстановление, состояние техники и эффективность тактики, потребность в отдыхе, интерес к за­нятиям и активность, психологичес­кая устойчивость, болезненные ощу­щения в мышцах и внутренних ор­ганах и др.

Следует учитывать, что эффек­тивность психологических процедур повышается при комплексном их применении. Комплекс воздействий с применением методов рассудоч­ной терапии, внушенного сна, эмо­ционально-волевой и психорегули­рующей тренировки оказывает вы­раженное восстанавливающее влия­ние после напряженной трениро­вочной и соревновательной работы [40].

 

Медико-биологические сред­ства. Медико-биологические сред­ства могут способствовать ускорению адаптационных процессов организма к нагрузкам, более быстрому снятию острых форм общего и местного утомления, эффективному воспол­нению энергетических ресурсов, ускорению адаптационных процес­сов, повышению устойчивости к специфическим и неспецифическим стрессовым влияниям. В груп­пе медико-биологических средств следует различать:

1) гигиенические средства,

2) физические средства,

3) питание

4) фармакологические средства (рис. 1.3).

Рисунок 1.3-Медико-биологические средства восстановления

 

Гигиенические средства.  

При планировании процесса подготовки и участия в соревнованиях должны быть учтены важнейшие гигиенические факторы, способные оказать как положительное, так и отрицательное влияние на работоспособность спортсменов и протекание у них восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Следует обеспечить соответствие продолжительности и организационных форм проведения занятий, спортивной одежды, содержания разминки, применяемых  тренировочных средств и т. д., климатическим, географическим и погодным условиям, состоянию спортивных сооружений. Не менее важно соблюдать рациональный и стабильный распорядок дня — сочетание тренировочных занятий и соревнований с отдыхом, режимом питания, работой и учебой. Стабильность распорядка дня позволяет органически увязать режим жизни пловца со сформированным циркадным ритмом жизнедеятельности организма, что обеспечивает повышенный уровень работоспособности и эффективные восстановительные реакции.

Большое значение для эффективного восстановления имеет полноценный сон. Нарушения сна (медленное засыпание, беспокойный сон, бессонница) способны значительно снизить работоспособность спортсмена, замедлить протекание восстановительных процессов после тренировочных занятий. Для профилактики нарушений сна, что особенно актуально в период напряженной подготовки и соревнований, необходимо строго следить за распорядком дня, обращая особое внимание на постоянное время подъема и отхода ко сну, состав пищевых продуктов, принимаемых во время ужина. Перед сном целесообразны прогулки, успокаивающие водные процедуры, прослушивание успокаивающей музыки  [6], психорегулирующие воздействия и др.

Состояние мест занятий и соревнований также существенно влияет на работоспособность пловцов и протекание у них восстановительных процессов. Например, установлено, что хорошее освещение мест занятий и подходящая окраска стен и пола спортивных сооружений, инвентаря и оборудования способствуют полноценному отдыху.

Физические средства.

Массаж – одно из средств восстановления в спортивном плавании.

Различные виды массажа являются наиболее широко применяемыми и популярными средствами восстановления из комплекса физических средств. В зависимости от вида и методики использования, массаж может оказывать местное или общее воздействие, стимулировать течение обменных процессов, активизировать деятельность систем кровообращения и дыхания, оказывать стимулирующее или успокаивающее действие на нервную систему [20].

Спортивный массаж – совокупность массажных манипуляций и приёмов которые способствуют физическому совершенствованию спортсменов, снимают утомление, повышают спортивную работоспособность, используют для лечения спортивных травм.

Формы спортивного массажа:

· Ручной (общий, местный, самомассаж);

· Аппаратный (вибрационный, пневматический, гидромассаж, ультразвуковой).

Виды спортивного массажа:

· Предварительный (в предстартовых состояниях, разминочный, разогревающий);

· Тренировочный;

· Восстановительный;

· Реабилитационный;

· Профилактический.

Как средство восстановления в плавании, прежде всего, следует рассматривать восстановительный, профилактический, реабилитационный.

Основные задачи массажа:

· восстановление двигательной работоспособности;

· Снятие утомления;

· Подготовке к последующей физической нагрузке



2019-08-13 271 Обсуждений (0)
Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)