Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система коррекционного воздействия при моторной алалии.



2019-08-13 283 Обсуждений (0)
Система коррекционного воздействия при моторной алалии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины возникновения алалии.

Этиопатогенетические факторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пренатальном периоде причинами возникновения алалии могут выступать интоксикации, хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, врожденная отягощенность. В натальном периоде причинами могут стать патологии родов: затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии. В постнатальном периоде развития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционный гепатит, менингит, менингоэнцефалит, длительно текущие соматические заболевания, вызывающих истощение центральной нервной системы. Кроме действия биологических факторов в постнатальном периоде развития возможно действие социально-психологических факторов: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией, многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалии следует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляют речевую недостаточность.

Классификация алалии.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия-- это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторная алалия неоднородна по своим проявлениям: иногда отмечается преимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т. е. фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение - несформированность операций комбинирования. Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с

относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. Наблюдаются и различия в возможностях речевой реализации тех языковых средств, которыми владеют дети.

    Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико, а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениями затруднены. У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается собственная речь. Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко.

  4. Специфика логопедического обследования детей с алалией.

При обследовании принимается во внимание ряд факторов, ко­торые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдаю­щих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое огра­ничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. В место речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуа­циях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоя­нию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

Для изучения состояния фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи используется общепринятая в логопедии схема обследования. Ведется длительное динамическое наблю­дение за детьми в процессе выполнения ими разных видов деятель­ности. Уточняется состояние слуха и понимания, эго важно для отгра­ничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих и глухих, а также от детей с преимущественным нарушением восприятия, а не собственной речи. Уточняются особенности гнозиса, праксиса.

    5. Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению алалии.

Система коррекционного воздействия при моторной алалии.

Систематическая логопедическая работа направляется на вос­полнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему обучению в школе по специальным программам, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).

Работа направляется и первую очередь на создание механизмов речевой деятельности. Учитываются особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенса­торные возможности. Устраняются воспитательным воздействием невротические наслоения в характере ребенка, ведется работа по воспитанию сознательной целенаправленной личности. Обращается внимание на развитие мелкой моторики. На начальных этапах работы формируется психофизиологичес­кая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, раз­вивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психи­ческую активность, функции подражательной деятельности и отра­женной (репродуцированной) речи.

Преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения; развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составля­ют необходимый фундамент для речевого развития.



2019-08-13 283 Обсуждений (0)
Система коррекционного воздействия при моторной алалии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система коррекционного воздействия при моторной алалии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)