Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению афазии.



2019-08-13 337 Обсуждений (0)
Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению афазии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:

1. Медицинское направление -- прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей. Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного лечения больного. При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь у больных восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосудов головного мозга или травмы мозга.

    2. Логопедическое направление -- непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.).

При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы.

 В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

 В процессе восстановительного обучения при афазии ставится конкретная перспективная цель. Логокоррекционная работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями больного.

 Одним из главных звеньев перестройки при всех формах афазии является опора на смысловую сторону речи. Смысловая сторона речи привлекается логопедом не только для восстановления словесных понятий или грамматическо­го строя, но и при восстановлении фонематического слуха, многозначности слова и других нарушений импрессивной стороны речи больных с афазией.

Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы.

 

                              Вопросы для контроля

1. Раскройте понятие афазии как речевого нарушения.

2. Опишите механизм и структуру речевого нарушения при афазии.

3. Назовите причины возникновения афазии.

4. Раскройте классификацию афазии.

5. Раскройте специфику логопедического обследования афазии.

6. Назовите основные направления логокоррекционной работы по преодолению афазии.

 

Тема 4. Общее недоразвитие речи. Основные направления логокоррекционной работы.

Лекция № 1 (2 ч.)

    1. Общая характеристика общего недоразвития речи у дошкольников.

   2. Обследование детей с общим недоразвитием речи.

   3. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.      

  4. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.

    1. Общая характеристика общего недоразвития речи у дошкольников.

Впервые Р.Е. Левина выделила и описала такую категорию детей, у которых нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом все дети имели нормальный слух и первично сохранный интеллект. Данное речевое нарушение – общее недоразвитие речи. При общем недоразвитии речи отмечается позднее её начало. У детей наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения ещё более снижается.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р.Е. Левиной: первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи; второй уровень – начатки общеупотребительной речи; третий уровень – развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Четвертый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т.Б. Филичевой).

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции.

Психологический статус ребенка с ОНР характеризуется недостаточной устойчивостью вниманияи степенью его распределения и переключаемости. У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия, т.е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Несколько иначе развивается воображение (психологическая основа творчества) у детей с тяжелыми нарушениями речи. Им оказывается недоступным выполнение творческих заданий. У большинства детей отмечается нарушения в развитии двигательной сферы, т.е. общей и мелкой моторики. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности у дошкольников с ОНР: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно- ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость.

    2. Обследование детей с общим недоразвитием речи

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и различную структуру нарушения, что наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).

   При обследовании логопед выявляет уровень сформированности речевых и неречевых процессов, сопоставляет его с возрастными нормами психофизического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Обследование речи детей с ОНР предполагает изучение импрессивной речи (понимание речи окружающих) и экспрессивной (собственной) речи ребенка и обследование состояния неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.

                                                               Лекция № 2 (2 ч.)

   1. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.      

  2. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.

 1. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

Содержание коррекционно-логопедического обучения зависит от возраста детей, степени тяжести и структуры речевого дефекта, уровня развития речи (I, II, III), сохранных и компенсаторных возможностей детей.

                                   I уровень речевого развития

   1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

   2. Воспитание активного произвольного внимания к речи, т.е. учить вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал.

    3. Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов.

    4. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

    5. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.

    6. Формирование двусоставного простого предложения за счет усвоения элементарных словообразований, словоизменений.

        



2019-08-13 337 Обсуждений (0)
Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению афазии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению афазии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)