Приемы и правила динамического чтения и скорочтения
Динамическое чтение — это чтение на основе целенаправленного применения системы приемов (правил), повышающих темп (скорость чтения) и его продуктивность. Скорость считывания текста зависит от длительности фиксации внимания на отдельных словах, от объема узнавания информации считываемого материала, особенностей памяти, мышления, особенностей личности. Зависит она также и от особенностей текста, освещения, наличия помех и иных условий работы. Для увеличения скорости чтения необходимо использовать следующие приемы и правила: • не читайте все подряд с одинаковой скоростью. Информативность, смысловая значимость текста даже на двух отдельных страницах может быть различной; • читая, мобилизуйте свое внимание, мышление, память. Постоянно ориентируйтесь на цель, ради которой вы взяли в руки книгу; • мысленно расчленяйте, структурируйте материал на: 1) фактологический, 2)теоретический, 3) практический (вопросы прикладного характера); • акцентируйте внимание и анализируйте главное в тексте — то, что соответствует целям чтения; • читая, старайтесь не проговаривать слова (не шевелить языком и губами). Для предотвращения "вокализации" (проговаривания текста про себя) можно держать в зубах карандаш. Это повышает быстроту чтения, поскольку скорость мышления, обеспечиваемая "чтением только глазами", гораздо выше, чем скорость проговаривания текста; • наращивая скорость чтения — сканирования, постепенно учитесь одновременно схватывать и осознавать смысл: 1) нескольких слов, 2)строки, 3) предложения, 4) целого абзаца; • постоянно расширяйте словарный запас, от этого во многом зависит понимание текста. Если понимания текста нет, то его нельзя считать прочитанным; • приучайте себя не возвращаться к прочитанному, пытаясь понять содержание текста после первого его прочтения. Следует также определить: каковы ваши типичные недостатки в области культуры чтения и скорочтения. Работу над собой необходимо начинать со "слабого звена". При этом важно постоянно контролировать себя: увеличивается ли скорость чтения, за счет каких приемов? Затем следует перейти к преодолению следующего недостатка и т. д. Если прогресс в чтении будет недостаточен, следует дополнительно изучить литературу по скорочтению, динамическому чтению (методическая литература прилагается). Вопрос 6 Как быстро понять содержание документа
С помощью специальных методик обычную скорость чтения (500—600 слов в минуту) можно довести до 4000—5000 слов. Скорочтение дает даже более качественное усвоение текста, чем обычное чтение. Традиционная технология имеет серьезные недостатки, замедляющие скорость чтения: • глаза постоянно возвращаются к уже прочитанному участку текста. Многие люди незаметно для себя один и тот же текст читают 2—3 раза; • "прошептывание" и "бормотание" про себя читаемого текста; • рассеянное внимание; • отсутствие системы чтения; • малое поле зрения при чтении; • скептическое отношение к улучшению своих возможностей и отсутствие стремления к самосовершенствованию. Приемы, позволяющие избавиться от недостатков чтения:
• постукивание карандашом по столу в определенном ритме (для устранения артикуляции); • чтение с карандашом, зажатым в зубах (с теми же целями); •использование "числовых пирамид". Три вертикальных ряда чисел образуют пирамиду. Фиксируя взгляд на цифрах верхнего ряда, необходимо распознавать одновременно числа, расположенные в расходящихся рядах; • применение таблиц Шульте — разграфленного на 25 ячеек квадрата размером 20х25 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Необходимо быстро найти все цифры по порядку и "вернуться к началу"; • фиксирование цифровых или буквенных сочетаний, воспринимаемых в течение короткого интервала времени (для увеличения точности восприятия текстового материала); • созерцание "зеленой точки". Смысл приема состоит в том, чтобы каждый вечер созерцать страницу с зеленой точкой в центре и думать только о ней, отгоняя все остальные мысли (для улучшения способности сосредотачиваться); • введение в процедуру чтения определенной системы (обратить внимание на заголовок, подзаголовки, просмотреть оглавление, список литературы и т. п. — все это помогает выделить основное содержание); • при чтении газетных материалов усвоению текста помогают ответы на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как? Еще одна эффективная методика позволяет запомнить 80% материала 8 часов спустя после его изучения (обычный уровень запоминания составляет 20%). Методика включает 5 этапов: • беглый просмотр текста для выявления его главной мысли; • постановка вопросов, на которые следует искать ответы при чтении; • пометки при чтении, выявляющие его структурную композицию; • пересказ основных идей; • повторный просмотр текста с акцентом на его основных идеях и внутренней структуре.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |