Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы и правила динамического чтения и скорочтения



2019-08-13 371 Обсуждений (0)
Приемы и правила динамического чтения и скорочтения 0.00 из 5.00 0 оценок




Динамическое чтение — это чтение на основе целенаправ­ленного применения системы приемов (правил), повышающих темп (скорость чтения) и его продуктивность.

Скорость считывания текста зависит от длительности фикса­ции внимания на отдельных словах, от объема узнавания инфор­мации считываемого материала, особенностей памяти, мышле­ния, особенностей личности. Зависит она также и от особеннос­тей текста, освещения, наличия помех и иных условий работы.

Для увеличения скорости чтения необходимо использовать следующие приемы и правила:

• не читайте все подряд с одинаковой скоростью. Информа­тивность, смысловая значимость текста даже на двух от­дельных страницах может быть различной;

• читая, мобилизуйте свое внимание, мышление, память. По­стоянно ориентируйтесь на цель, ради которой вы взяли в ру­ки книгу;

• мысленно расчленяйте, структурируйте материал на:

1) фактологический,

2)теоретический,

3) практический (вопросы прикладного характера);

• акцентируйте внимание и анализируйте главное в тексте — то, что соответствует целям чтения;

• читая, старайтесь не проговаривать слова (не шевелить языком и губами). Для предотвращения "вокализации" (проговаривания текста про себя) можно держать в зубах карандаш. Это повышает быстроту чтения, поскольку ско­рость мышления, обеспечиваемая "чтением только глаза­ми", гораздо выше, чем скорость проговаривания текста;

• наращивая скорость чтения — сканирования, постепенно учитесь одновременно схватывать и осознавать смысл:

1) нескольких слов,

2)строки,

3) предложения,

4) целого абзаца;

• постоянно расширяйте словарный запас, от этого во мно­гом зависит понимание текста. Если понимания текста нет, то его нельзя считать прочитанным;

• приучайте себя не возвращаться к прочитанному, пытаясь понять содержание текста после первого его прочтения.

Следует также определить: каковы ваши типичные недостат­ки в области культуры чтения и скорочтения. Работу над собой необходимо начинать со "слабого звена". При этом важно по­стоянно контролировать себя: увеличивается ли скорость чте­ния, за счет каких приемов? Затем следует перейти к преодоле­нию следующего недостатка и т. д.

Если прогресс в чтении будет недостаточен, следует допол­нительно изучить литературу по скорочтению, динамическому чтению (методическая литература прилагается).

Вопрос 6 Как быстро понять содержание документа

 

С помощью специальных методик обычную скорость чтения (500—600 слов в минуту) можно довести до 4000—5000 слов.

Скорочтение дает даже более качественное усвоение текста, чем обычное чтение. Традиционная технология имеет серьез­ные недостатки, замедляющие скорость чтения:

• глаза постоянно возвращаются к уже прочитанному участ­ку текста. Многие люди незаметно для себя один и тот же текст читают 2—3 раза;

• "прошептывание" и "бормотание" про себя читаемого тек­ста;

• рассеянное внимание;

• отсутствие системы чтения;

• малое поле зрения при чтении;

• скептическое отношение к улучшению своих возможностей и отсутствие стремления к самосовершенствованию.

Приемы, позволяющие избавиться от недостатков чтения:

 

• постукивание карандашом по столу в определенном ритме (для устранения артикуляции);

• чтение с карандашом, зажатым в зубах (с теми же целями);

•использование "числовых пирамид". Три вертикальных ряда чисел образуют пирамиду. Фиксируя взгляд на циф­рах верхнего ряда, необходимо распознавать одновремен­но числа, расположенные в расходящихся рядах;

• применение таблиц Шульте — разграфленного на 25 ячеек квадрата размером 20х25 см со вписанными в ячейки в бес­порядке числами от 1 до 25. Необходимо быстро найти все цифры по порядку и "вернуться к началу";

• фиксирование цифровых или буквенных сочетаний, вос­принимаемых в течение короткого интервала времени (для увеличения точности восприятия текстового материала);

• созерцание "зеленой точки". Смысл приема состоит в том, чтобы каждый вечер созерцать страницу с зеленой точкой в центре и думать только о ней, отгоняя все остальные мыс­ли (для улучшения способности сосредотачиваться);

• введение в процедуру чтения определенной системы (обра­тить внимание на заголовок, подзаголовки, просмотреть оглавление, список литературы и т. п. — все это помогает выделить основное содержание);

• при чтении газетных материалов усвоению текста помога­ют ответы на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?

Еще одна эффективная методика позволяет запомнить 80% материала 8 часов спустя после его изучения (обычный уровень запоминания составляет 20%). Методика включает 5 эта­пов:

• беглый просмотр текста для выявления его главной мысли;

• постановка вопросов, на которые следует искать ответы при чтении;

• пометки при чтении, выявляющие его структурную компо­зицию;

• пересказ основных идей;

• повторный просмотр текста с акцентом на его основных идеях и внутренней структуре.



2019-08-13 371 Обсуждений (0)
Приемы и правила динамического чтения и скорочтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы и правила динамического чтения и скорочтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)