Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнение «Видеокамера»



2019-08-13 397 Обсуждений (0)
Упражнение «Видеокамера» 0.00 из 5.00 0 оценок




Если по тем или иным причинам вы не можете доверить ула­живание своего конфликта другому человеку, попробуйте вос­пользоваться упражнением, способствующим актуализации внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет собственных внутренних резервов: средств интеллектуальной децентризации. Упражнение выполняется индивидуально — дома, по дороге на работу. Цель упражнения состоит в форми­ровании умения самостоятельно осмыслять свою конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Для снятия острого эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения «Видеокамера* про­ведите кратковременное занятие на релаксацию (упражнение «Пресс»). Когда вы почувствуете некоторое успокоение, попро­буйте представить историю развития ваших конфликтных вза­имоотношений в виде своеобразного киносценария: когда вы впервые увидели человека, с которым впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатле­ние, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он Я т. п. Представьте все эти ситуации в их

реальной последовательности, как будто вы снимаете на видео­камеру. При этом, следовательно, вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других его уча­стников, динамику развития конфликта и его апогей.

Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете «отходить» от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40-45 минут заниматься таким самоана­лизом не следует, чтобы не «увязнуть» в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.

Упражнение «Мой враг — мой друг»

Предлагаемое упражнение является, по существу, психоте­рапевтической формой реализации одной из ведущих запове­дей христианства: «Возлюби врага своего». Оно направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в острый конфликт, к другому человеку (учащимся, коллегой, своим ребенком, членом семьи).

Это изменение отношения производится в направлении от отрицательного к положительному

Итак, возьмите лист бумаги, представьте своего обидчика и постарайтесь описать его внешний вид, то есть составить сло­весный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпа­тичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы «соскользнули» на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. Затем на другом листе опишите качества характера своего партнера но конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении вычеркните их.

На третьем листке опишите ситуацию вашего взаимодей­ствия с этим человеком, опять же опираясь па позитивные мо­менты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализи­ровать свое собственное поведение. С удивлением вы почувству­ете, как что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку. А теперь, на основе вашего изменившегося отношения, займитесь выстраиванием другой линии вашего по­ведения: «Мне надо сделать все по-другому...». Упражнение за­канчивается при завершении моделирования стратегии и так­тики вашего позитивного поведения.

Вопрос 3.2. Упражнения на развитие интеллектуального потенциала

Проводятся в игровой групповой форме. В качестве участ­ников могут выступать родные или сослуживцы, с которыми имеются близкие дружеские отношения.

Упражнение 1

Участники группы рассаживаются в круг, вооружившись ручкамии бумагой.

Инструкция. Задание выполняется письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. Надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, вто­рое — на букву Г, третье — на О, четвертое — Ни К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Задание выполняется в течение 3 минут. Начните работу одновременно.

Через 3 минуты все участники по очереди говорят, сколько у них написано предложений, а затем каждый зачитывает одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого уча­стника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы исполнители обнаруживают для себя не использован­ные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает мотивацию и позитив­но сказывается на результатах последующей работы. Далее предлагается продолжить составление предложений в течение еще 3 минут. Когда отведенное время закончится, каж­дый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений, и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем каждый пишет рассказ о своей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т. д., при этом знаки препинания могут ставиться в лю­бом месте. Па выполнение этого задания отводится 5 минут (Молено не задавать тематику написания рассказа.)

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комменти­руется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости иточности мышления.

Упражнение 2

Участники группы садятся в круг.

Инструкция. Необходимо по очереди выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Первый (тот, кто начнет), пред­лагает аргумент «за», второй — «против», третий — «за» и т. д. При этом нужно договориться, что следует пользоваться определенной формулировкой: «создавать семью надо, потому что...» и, соответственно, «создавать семью не стоит, потому что...»

Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. Б ходе упражнения участники акцентируют внимание группы на моментах, когда происходит переход в новую содержатель­ную область — например, из сферы быта в сферу искусства или профессиональной деятельности.

Упражнение 3

Участники группы работают в парах, в которые объединя­ются по желанию. У каждого участника должны быть бумага и карандаш.

Инструкция. Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как мож­но больше аргументов в пользу курения. На это отводится 3 ми­нуты.

Через 3 минуты каждому предлагается сказать, сколько ар­гументов у него написано. Эта информация не обсуждается и не комментируется. Затей отводится некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргумен­тами, при этом каждому участнику необходимо запомнить один-два аргумента, которые есть у партнера, а у него отсут­ствуют, и эти аргументы кажутся особенно неожиданными и оригинальными.

Через 5-7 минут, когда все завершат работу, выполняется следующее задание: в течение 3 минут каждый участник само­стоятельно должен написать как можно больше аргументов про­тив курения.

Затем идет обмен результатами своей работы так же, как это делалось на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем круге, где каждый участник обозначает, какие из аргументов «за» и «против» курения из предложенных партнером особенно понрави­лись, показались оригинальными, неожиданными.

Б ходе работы происходит значительное расширение имею­щихся у каждого представлений о частной, конкретной пробле­ме (в данном случае о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения пробле­мы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение но­вого в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мо­тивирует участников на приобретение разнообразного опыта.

Упражнение 4

Если участников много, то они разбиваются на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

Инструкция. Каждый, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: «Представим себе, что все люди на земле спят днем, а ночью занимаются делами». После того как ситуация предложена, все (в том числе и участник группы, предложившей ситуацию) го­ворят, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации. Например: «Представим себе, что все автомо­били на земле — желтого цвета. Плюс — легче производить крас­ку для машин, минус — трудно находить свою машину на сто­янке; интересный момент — какое воздействие может оказать на психику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».

Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные си­туации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей, и т. д.

С другой стороны, упражнение позволяет развивать способ­ность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.

Упражнение 5

Для выполнения упражнения требуется небольшой мяч (по­дойдет мяч для большого тенниса). Участники группы расса­живаются в круг.

Инструкция. Для выполнения задания понадобится знание алфавита. Первый, кто начинает игру, бросив кому-то мяч, на­зовет существительное, начинающееся на букву «а». Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, воз­никшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начи­нающееся на букву «б». Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему участнику, называю­щему свое слово-ассоциацию на букву «в*, и т. д. Таким обра­зом должен получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, первый игрок, бросая мяч партнеру, говорит «арбуз». Второму участнику необходимо ге­нерировать ассоциацию, относящуюся к арбузу, например «бах­ча». Следующий участник, в чьих руках оказывается мяч, гово­рит «вода» и т. д.

Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую инфор­мацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мы­шления субъекта творческого процесса; с другой стороны, ха­рактер задания таков, что требует одновременной работы сло­весно-логического (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и образного (возникают ассоциации, у многих они носят образный характер) мышления. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.



2019-08-13 397 Обсуждений (0)
Упражнение «Видеокамера» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнение «Видеокамера»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)