Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного). Учащимся сообщается инструкция: Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+». Я учусь в школе, потому что... а) так хотят мои родители; б) мне нравится учиться; в) я чувствую себя взрослым; г) я люблю хорошие отметки; д.) хочу получить профессию; е) у меня хорошие друзья. Самое интересное на уроке... а) игры и физкультминутки; б) хорошие оценки и похвала учителя; в) общение с друзьями; г) ответы у доски; д.) познание нового и выполнение задания; е) готовиться к жизни, Я стараюсь учиться лучше, чтобы... а) получить хорошую отметку; б) больше знать и уметь; в) мне покупали красивые вещи; г) у меня было больше друзей; д.) меня любила и хвалила учительница; е) приносить пользу, когда вырасту. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что... а) я хорошо все выучил(а); б) в дневнике стоит хорошая отметка; в) учительница будет рада; г) дома меня похвалят; д.) смогу больше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового.
Обработка результатов Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.). Таблица
Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации. Таблица
I — очень высокий уровеньмотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху; II — высокий уровеньучебноймотивации; III — нормальный (средний) уровеньмотивации; IV — сниженный уровеньучебной мотивации; V — низкий уровеньмотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели: —количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий; —количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий; —количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации; —количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации; — количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние Анкета Дата Ф.И. Класс Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемыхответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни. Я стараюсь учиться лучше, чтобы... а) получить хорошую отметку; б) наш класс был лучшим; в) принести больше пользы людям; г) получать впоследствии много денег; д.) меня уважали и хвалили товарищи; е) меня любила и хвалила учительница; ж) меня хвалили родители; З.) мне покупали красивые вещи; и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел. Я не могу учиться лучше, так как... а) у меня есть более интересные дела; б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо; в) мне мешают дома; г) в школе меня часто ругают; л) мне просто не хочется учиться; е) не могу заставить себя делать это; ж) мне трудно усвоить учебный материал; з) я не успеваю работать вместе со всеми. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что... а) я хорошо знаю учебный материал; б) мои товарищи будут мной довольны; в) я буду считаться хорошим учеником; г) мама будет довольна; д.) учительница будет рада; е) мне купят красивую вещь; ж) меня не будут наказывать; з) я не буду тянуть класс назад. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что... а) я плохо знаю учебный материал; б) это получилось; в) я буду считаться плохим учеником; г) товарищи будут смеяться надо мной; д.) мама будет расстроена; е) учительница будет недовольна; ж) я весь класс тяну назад; з) меня накажут дома; и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы! Обработка результатов Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл.).
Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов. Таблица
Баллы суммируются и по оценочной табл. выявляется итоговый уровень мотивации учения. Таблица
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения; II — высокий уровень мотивации учения; III — нормальный (средний) уровень мотивации учения; IV — сниженный уровень мотивации учения; V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл.). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждогомотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Условные обозначения мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив. Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям: — количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебноймотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; — количество учащихсясо средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; — количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |