Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе



2019-08-13 460 Обсуждений (0)
Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе 0.00 из 5.00 0 оценок




При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного).

Учащимся сообщается инструкция:

Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д.) хочу получить профессию;  

е) у меня хорошие друзья.

Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д.) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни,

Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д.) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д.) смогу больше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового.


Спасибо!

 

 

Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.).

Таблица

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам вопросов

1 2 3 4
а) б) в) г) д.) е) 0 5 3 2 4 1 1 2 3 0 5 4 2 5 0 1 3 4 5 2 3 0 1 4

 

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.

Таблица

 

Уровни

мотивации

Количество баллов по номерам

Сумма баллов итогового уровня мотивации

1 2 3 4
I 5 5 5 5 17—20
II 4 4 4 4 13—16
III 3 3 3 3 9—12
IV 2 2 2 2 5—8
V 0—1 0—1 0—1 0—1 6—4

 

I — очень высокий уровеньмотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

II — высокий уровеньучебноймотивации;

III — нормальный (средний) уровеньмотивации;

IV — сниженный уровеньучебной мотивации;

V — низкий уровеньмотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

 

Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

—количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;

—количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;

—количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;

—количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;

— количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.


Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета

Дата                Ф.И.                                                            Класс                                         

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемыхответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д.) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

З.) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

л) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д.) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д.) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

 

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл.).

 

Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1 2 3 4
а б в г д. е ж з и к 2 3 4 4 3 3 3 0 0 5 3 3 0 4 1 3 4 3 - - 5 3 3 3 3 0 0 4 - - 5 2 3 3 3 3 4 0 0 -

 

Баллы суммируются и по оценочной табл. выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I 41—48
II 33—40
III 25—32
IV 15—24
V 5—14

 

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

 

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

 

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл.). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждогомотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1 2 3 4
а б в г д. е ж з и к О П С С П П П В В У П П В С И П У П - - У П П П П В В С - - У О П П П П С В В -

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

— количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебноймотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

— количество учащихсясо средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

— количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

 



2019-08-13 460 Обсуждений (0)
Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)