Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика общего уровня учебной мотивации (апрель 2009г., февраль 2010г).



2019-08-13 223 Обсуждений (0)
Динамика общего уровня учебной мотивации (апрель 2009г., февраль 2010г). 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таблица №1.

 

Оптимальный

 

Достаточный

 

Низкий

2009г. 2010г.   2009г. 2010г. 2009г. 2010г.
    55% 68% 45% 32%

 

Таблица №2

 

 

Классы

Ситуативный интерес к предмету в%

Учение по необходимости в %

Интерес к определенному предмету в %

Повышенный познавательный интерес к обучению в %

2009г. 2010г. 2009г. 2010г. 2009г. 2010г. 2009г. 2010г.
6 8 81 67 85 71 59 63 42 58
7 9 66 83 58 72 70 68 53 61
8 10 76 80 75 60 64 67 46 47
9 11 69 55 70 66 64 72 57 61

Данные таблицы №1 показывают, что на февраль 2010г. обучающиеся имеют более высокий уровень учебной мотивации, чем в апреле 2009г.

В таблице №2 видно, что возрос познавательный интерес к обучению во всех классах опрашиваемых в 2009г. и 2010г.

 

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы:                -         причина:

II. Интересные предметы:                 -         причина:

Ответы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

5. Этот предмет учит разбираться в жизни.

6. Этот предмет считают значимым мои родители.

7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.

2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

3. Интересно выяснять причины событий.

4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.

9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.

1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

2. Хочу окончить школу и учиться дальше

3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего

4. Хочу быть культурным и развитым человеком

5. Хочу получать хорошие отметки

6. Хочу получать одобрение родителей

7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

8. Хочу быть лучшим учеником в классе

9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе

11. Мне нравится учиться

12. Люблю узнавать новое

13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать

16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Мотивы обучения:

· мотив долга и ответственности – № 1;

· мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

· мотивы собственного благополучия – № 5–7;

· мотивы престижности – № 8–10;

· мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

· мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам

Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.

Предмет

· Русский язык

· Литература

· Математика

· Информатика

· Физика

· Химия

· История

· Физкультура

· Экономика

· Общество­знание

· Иностранный язык

· Биология

Мотивы:

· Интересное содержание предмета

· Интересное преподавание

· Предмет имеет практическое значение

· Уважаю учителя

· Хотел бы получать дополнительные знания

 

Методика диагностики структуры учебной мотивации

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

· верно – (+ +);

· пожалуй, верно – (+);

· пожалуй, неверно – (–);

· неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

Высказывания Ответ
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.  
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.  
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.  
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).  
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.  
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.  
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.  
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.  
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».  
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).  
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).  
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.  
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.  
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.  
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.  
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.  
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.  
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.  
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.  
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).  

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Проверка надежности теста. Проверка надежности производилась на основе анализа 353 анкет, в которых испытуемые (учащиеся и студенты различных средне-специальных и высших учебных заведений г. Стерлитамака в возрасте 16–30 лет) выражали свое отношение к изучаемым предметам. Для вычисления надежности и точности применялась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности – согласованности целого теста использовались формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха. Получены следующие показатели:

· надежность и точность (по формуле Рюлона) составила 0,933;

· надежность – согласованность составила 0,935 (по формуле Спирмена-Брауна) и 0,927 (по формуле Кронбаха).

Вычислены также следующие показатели:

· медиана = 10;

· стандартное отклонение = 6;

· минимальное число баллов = 0;

· максимальное число баллов =20.

Проверка валидности т е ста осуществлялась путем выделения двух контрастных групп предметов:

1) предметы, которые, по мнению самих учащихся (студентов), нравились, были интересны им;

2) предметы, которые явно не нравились учащимся, были им неинтересны.

Обработке были подвергнуты ответы 50 испытуемых. Среднее арифметическое для первой группы составило 16,4, среднее квадратическое отклонение – 2,97; для второй группы среднее арифметическое составило 4,4; среднее квадратическое отклонение – 3,26.

Значение t (критерий Стьюдента) значительно превысило однопроцентный уровень значимости, что свидетельствует о том, что разработанный тест в высокой степени характеризует то, для измерения чего он предназначен.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

· 0–10 баллон – внешняя мотивация;

· 11–20 баллов – внутренняя мотивация.

 

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

· 0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

· 6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

· 15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.



2019-08-13 223 Обсуждений (0)
Динамика общего уровня учебной мотивации (апрель 2009г., февраль 2010г). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика общего уровня учебной мотивации (апрель 2009г., февраль 2010г).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)