Внедрение и практическое использование.
Предложенная методика может использоваться: 1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся; 2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа); 3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения; 4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования; Результаты исследования могут рассматриваться: 1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах); 2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства); 3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.
Методика исследования мотивов учения
1. Цель: выяснить ведущие мотивы учебной деятельности.
2. Метод: анкета-рейтинг.
3. Инструкция: оцени причины, побуждающие тебя заниматься учебной деятельностью, по пятибалльной системе:
«5» – причина имеет очень важное значение; «4» – причина имеет большое значение; «3» – причина имеет небольшое значение; «2» – причина имеет малое значение; «1» – причина не имеет никакого значения.
Выполнение инструкции:
Обработка полученных данных: 1. Социальные мотивы а) широкие социальные – 1, 2 пункты; б) узкие специальные – 3, 4 пункты. 2. Познавательные мотивы – 9, 10, 11, 12 пункты. 3. Мотивы личностного роста – 5, 6, 7, 8 пункты. Подсчитать средний балл по каждой группе мотивов (сумму баллов разделить на количество участников анкеты). По среднему баллу сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов. Познавательные мотивы реализуют потребность ребенка в знаниях, они связаны с проявлением интереса, любознательности, стремлением узнать новые факты, сведения. Социальные мотивы: а) широкие социальные мотивы связаны с пониманием своего долга и ответственности перед обществом (группой, классом, командой и т. д.), необходимости учения; б) узкие социальные выражаются в желании получить социальное одобрение, признание, расширить социальные права. Мотивы личностного роста проявляются в потребности самосовершенствования, саморазвития, самореализации, самоактуализации, самоопределения. Результаты проведенного исследования подкрепить данными наблюдения, схема которого прилагается. Схема наблюдений. 1. Познавательные мотивы: – ученики охотно сотрудничают с учителем, одноклассниками при обсуждении возможных вариантов ответов на поставленные вопросы; – проявляют максимум активности, заинтересованность при встрече с чем-то новым, неизвестным; – проявляют готовность к выполнению задания содержательного характера (освоить новое упражнение, овладеть техникой исполнения и т. д.); – проявляют неудовлетворенность при поверхностном, схематичном, формальном подходе к учебной работе; – всегда стремятся дойти до сути явления, понятия; – используют в учебе источники получения знаний – словари, энциклопедии, дополнительную литературу и т. д.). 2. Социальные мотивы: – учащиеся проявляют чувство долга, ответственность, желание и готовность выполнять любое поручение учителя, необходимую работу, но, с их точки зрения, престижную; – проявляют высокую инициативность в выборе сложного задания, доказывающего его высокий статус как ученика; – ориентируются на высокую оценку со стороны педагогов, одноклассников; – отличаются стремлением к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимодействию с окружающими людьми. 3.Мотивы личностного роста: – учащиеся проявляют большую заинтересованность в получении дополнительных сведений о предмете, стремятся получить консультации по самосовершенствованию от учителя ФК; – стремятся найти способы и средства саморазвития; – доброжелательно принимают психологическую поддержку и помощь со стороны учителя и от одноклассников; – в ходе самонаблюдений и самоанализа обсуждают различные стороны своего отношения к учебе, людям, мыслям, чувствам; – положительно реагируют на заинтересованность и внимание со стороны окружающих к успехам, продвижение к деятельности, освоение нового задания.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |