Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Итоговая обработка и интерпретация результатов диагностики.



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Итоговая обработка и интерпретация результатов диагностики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение эффективности деятельности образовательного учреждения с точки зрения задач формирования и развития у школьников учебной мотивации

Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявляет качественные и количественные показатели мотивации учения: итоговый уровень развития мотивации в целом и уровни развития ее отдельных составляющих (наличие личностного смысла учения, способность к целеполаганию; преобладание познавательных или социальных мотивов, внешней или внутренней мотивации, стремления к достижению успехов или к недопущению неудачи, реализация учебных мотивов в поведении или отсутствие таковой). Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста.

Анализ результатов диагностики учебной мотивации школьников на протяжении всего периода обучения позволит выявить влияние образовательного процесса на формирование и развитие учебной мотивации на различных возрастных этапах. Для этого предлагается следующий алгоритм обработки и анализа результатов диагностики:

- сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих очень высокий уровень учебной мотивации на всех этапах диагностики перед поступлением в первый класс,

- по окончании первого класса, при переходе из начальных классов школы, по окончании 9-го класса, в 11-м классе);

- сравнить процентные показатели количества школьников со средним уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики;

3) сравнить процентные показатели количества детей с низким уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики.

Качественный анализ позволяет сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов среди учащихся определенного возраста. Имея такие данные по разным возрастным категориям, можно отследить тенденцию в изменении характера мотивов в зависимости от возраста и организации образовательного процесса.

Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач.

Членам коллективов учебных учреждений и отдельным педагогам, заинтересованным в решении проблемы развития различных составляющих мотивационного компонента учебной деятельности, поможет знакомство с предлагаемыми первоисточниками. Из рекомендуемой литературы для работы по формированию учебной мотивации можно заимствовать как отдельные методы и приемы, так и целиком программы.

Таблица 22

Сводная таблица результатов диагностики

 

Итоговые уровни мотивации

Основные этапы диагностики

Перед поступлением в школу По окончании 1 -го класса При переходе из начальных классов школы в средние По окончании 7-го класса По окончании 9-го класса По окончании 11 -го класса
Очень высокий            
Высокий              
Нормальный              
Сниженный              
Низкий            

 

 

Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Количество называний мотива                                
Частота называний мотива                                
Ранг мотива                                

Вариант II

Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов— максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Итоговая обработка и интерпретация результатов диагностики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Итоговая обработка и интерпретация результатов диагностики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)