Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики изучения мотивации учения подростков



2019-08-13 462 Обсуждений (0)
Методики изучения мотивации учения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




Класса, старших подростков на этапе окончания основной школы (для учащихся 9 класса), старшеклассников (для учащихся 11 класса)

Каждая из предлагаемых диагностических методик включает 6 содержательных блоков:

- Личностный смысл учения;

- Сформированность целеполагания;

- Различные виды мотивов;

- Внешние или внутренние мотивы;

- Тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении;

- Реализация мотивов учения в поведении.

Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами. Формулировки вопросов в анкетах для разных возрастов в большинстве совпадают, однако пилотажное исследование и апробация методик позволили выявить различия в формулировках ответов у учащихся разных возрастов, что и отражено при составлении анкет

 

Методика изучения мотивации учения подростков

(7 класс)

Анкета
Дата               Ф.И.                                                       Класс                              .

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д.) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д.) хорошую работу;

е) мои личные качества.

II

Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г)состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

III

Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемой веши;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие опенки.

Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы:

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помогли друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д.) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д.) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д.) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д.) только теоретические или только практические;

е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.

 

Спасибо за ответы!

 

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл.). Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица. Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера предложений и балы им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а б в г д е ж з
1 2 5 4 3 5 0 - -

I

2 0 0 0 5 3 4 3 4
3 2 5 2 4 5 3 - -
4 3 0 2 5 4 4 - -

II

5 4 5 5 0 3 2 - -
6 3 5 5 3 0 1 - -
7 1 4 3 3 5 1 3 -

III

8 3 1 3 3 0 0 2 -
9 3 1 3 3 0 5 - -

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, IIIмотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I II III
I 27—29 25—29 20—23 70—81
II 24—26 20—24 16—19 58—69
III 18—23 13—19 10—15 39—57
IV 10—17 6—12 4—9 18—38
V до 9 до 5 До 3 до 17

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивацииучения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку IIсвидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.

Поскольку блок IIIанкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл.):



2019-08-13 462 Обсуждений (0)
Методики изучения мотивации учения подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики изучения мотивации учения подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)