Виды исследовательских работ
По содержанию УИР может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По структуре исследовательская работа реферативного характера (это может быть КР) состоит из: · введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования; · теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы; · заключения, в котором содержатся выводы; · списка используемой литературы и источников; · приложения (приложений). По структуре исследовательская работа практического характера (это может быть ВКР) состоит из: · введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы; · основной части, которая обычно состоит из двух глав: в первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; второй главой является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и другими материалами; · заключения, в котором содержатся выводы; · списка используемой литературы и источников; · приложения (приложений). По структуре исследовательская работа опытно-экспериментального характера состоит из: · введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи эксперимента, выдвигается гипотеза; · основной части, которая обычно состоит из двух глав: в первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; вторая глава представлена практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы; · заключения, в котором содержатся выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу, рекомендации о возможности применения полученных результатов на практике; · списка используемой литературы и источников; · приложения (приложений).
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Выбор темы и постановка проблемы исследования Тема УИР должна отражать современный уровень развития образования, науки, медицины и соответствовать социальному заказу общества. Тема – это кратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая её сущность. Выбор темы совершается при соблюдении нескольких общих правил: · правило первое – тема выбирается строго с учётом профиля подготовки специалиста; · правило второе – тема выбирается с учётом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей студента; · правило третье – тема выбирается с учётом актуальности, т.е. её востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения, медицинского учреждения или самого исполнителя (студента). Требования к формулировке темы: · предельная краткость; · проблемность; · ясность смыслов, т.е. понятность; · благозвучность. Краткость темы – важнейшее её качество. В теме не должно быть придаточных предложений, деепричастных оборотов, вводных слов. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность её формулировки. Тема должна быть сформулирована в рамках одного предложения, в ней должны чётко прослеживаться объект исследования и предмет исследования. Формулировка темы должна отражать проблему. Проблемность темы означает её направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение или установление зависимостей.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей УИР и служит источником информации, необходимой для её обработки и поиска. На титульном листе следует указать данные касающиеся организации – учредителя, образовательного учреждения, вида работы, темы работы, наименования ПМ, кода и наименования специальности, исполнителя, руководителя (преподавателя), даты допуска к защите (для ВКР), даты защиты (для КР и ВКР), после защиты выставляется оценка – приложения 4,5 . Дату допуска к защите (для ВКР) и защиты работы (для КР и ВКР) следует записывать арабскими цифрами, по две для числа и месяца, год
Внизу страницы, по центру, указывается город и год выпуска работы без знаков препинания. Номер страницы на титульном листе не ставится.
Содержание
На второй странице работы помещается СОДЕРЖАНИЕ. Содержание является путеводителем по работе и составляется так, чтобы оно соответствовало этому назначению. Содержание включает в себя список названий всех частей с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы работы: · для КР – ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ (параграфов), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ, ГЛОССАРИЙ, ПРИЛОЖЕНИЯ. · для ВКР – ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ГЛАВ (подглав, параграфов), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ, ГЛОССАРИЙ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Главы (разделы), параграфы (подразделы), подпараграфы нумеруются арабскими цифрами, при их нумерации используется автоматический многоуровневый список. Глубина деления разделов до трёх уровней. Слева располагаются названия глав (разделов), которые пишутся прописными буквами, ниже и несколько правее – названия параграфов (подразделов) и ещё ниже и правее – названия подпараграфов, которые пишутся строчными буквами. ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ, ГЛОССАРИЙ и ПРИЛОЖЕНИЯ включаются в СОДЕРЖАНИЕ но не нумеруются. Над колонкой цифр в СОДЕРЖАНИИ сокращение «стр.» не пишут и после цифр точек не ставят.
Введени е
Введение – это пролог всего исследования. Введение предполагает 1. Раскрытие актуальности данной темы: · для общества, здравоохранения, образования; · указывается значимость темы, степень её разработанности в литературе, в том числе определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме УИР; · что сделано, что еще не раскрыто, чем необходимо заняться. 2. Определение научного аппарата: объект и предмет исследования, цель, задачи и гипотеза исследования (УИР реферативного или практического характера могут не содержать гипотезу). 3. Перечень используемых в работе методов исследования с краткой конкретизацией (для ВКР). 4. Краткое описание структуры и содержания исследовательской работы. Актуальность темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения насущной проблемы, задачи или вопроса. Отражается, что сделано в данном направлении и что ещё остается нерешённым. Формулировка актуальности темы должна представлять собой развернутый вывод о том, что, несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в данной области недостаточны, устарели или отсутствуют. Доказывая актуальность, необходимо убедить всех и каждого, что «ранее таких важных работ, как Ваша, не выполнялось. А если и выполнялись, то не был учтён выбранный вами аспект. А если был учтён, то раскрыт не до конца, или был раскрыт полностью, но Вы продолжаете его разработку, расширяя условия (критерии, задачи, возможности и т.д.) исследования». Вы должны дать читателю понять, что необходимость Вашего исследования была обусловлена внутренней логикой развития соответствующей области науки, что в случае, если бы оно не было проведено, то процесс познания в чем-то замедлился бы. Это формулируется в виде противоречия.
Объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Объект имеет разные стороны (свойства, отношения, аспекты, признаки), которые выбирают для исследования. Они и являются предметом исследования. Предмет более узок и конкретен, он должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего ещё не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказанные. Предмет во введении указывается после определения объекта.
Определение цели и задач исследования. Из темы, объекта и предмета исследования вытекает цель и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, это конечный результат, к которому стремится исследователь. Цель должна быть достижима и проверяема. Важно отметить то обстоятельство, что цель исследования чаще всего либо совпадает с предметом работы, либо они очень близки по звучанию. Цель сопряжена с предметом.
Определив цель, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе УИР (таких задач может быть три – для КР, до пяти – для ВКР). Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Формулировка задач начинается с глагола совершенного вида (т.е. отвечает на вопрос что сделать?)
Гипотеза. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут исследования. Гипотеза – это «научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений». Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы и является основой процесса творческого мышления. Затем эта гипотеза подвергается проверке в ходе исследования. Она позволяет открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, а затем в ходе мыслительных и реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Гипотеза даёт возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. УИР реферативного или практического характера могут не содержать гипотезу.
Описание структуры работы. В заключение раздела ВВЕДЕНИЕ необходимо описать структуру УИР и результаты каждой главы или параграфа (по 1 абзацу на главу или параграф).
Дополнительные варианты конструкций текста для введения – приложение 6. Информационная база для написания исследовательской работы (источники информации). Перечисляются только те источники, которые использовались для написания работы.
Основная часть
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (разделы), параграфы (подразделы), подпараграфы. Количество глав определяется степенью сложности изучаемого вопроса и видом выполняемой работы (КР ли ВКР). В теоретической части (для КР) или в первой главе (для ВКР) даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. Студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Собранный из источников материал требует систематизации по главам, параграфам и направлениям исследуемой проблемы, обобщения, переработки и анализа. Ключевым требованием к используемой литературе – является её актуальность. При разработке УИР необходимо использовать новую литературу, изданную за последние 5 лет. Следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более «свежие» данные, чем книги и монографии, т.к. последние сравнительно долго издаются, в то же время, в монографиях и книгах материал излагается более подробно.
Вторая глава (для ВКР) ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит, как минимум, из двух параграфов 1. Организация исследования – описываются условия проведения экспериментальных исследований. 2. Методика исследования – раскрываются методы, использованные в практической части работы. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик необходимо дать их подробное описание. Описывая организацию исследования, обязательно следует осветить следующие вопросы 1. Где (на какой базе), когда и сколько времени проводилось исследование, однократно или систематически? 2. Какой контингент или объект избран для исследования (количество, уровень, возраст, пол и др.)? 3. Подробное применение конкретного метода исследования, ход и порядок использования той или иной методики. 4. Как обрабатывались полученные цифровые данные (описание методов математической статистики, рассчитываемые показатели и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы, рекомендации) - подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Полученные выводы должны соответствовать характеру работы в целом, а также логике проведенных исследований. Выводы должны быть обоснованы, между отдельными выводами должна прослеживаться связь, не должно быть голословных утверждений. К формулировке фраз рекомендуется подходить с особой тщательностью, так как фактически те положения и выводы, которые включаются в раздел ЗАКЛЮЧЕНИЕ, выносятся на защиту. Полученные автором в целом по работе выводы и результаты в лаконичном виде формулируются в предложения по возможному практическому использованию результатов исследования. Грамотно и логически сформулированные выводы и предложения свидетельствуют об умении студента концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости. Количество выводов обычно соответствует количеству задач.
Рекомендуется не использовать сложные предложения, текст должен быть простым для понимания. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ не используются ссылки на фактический материал.
Список использованной литературы и источников Обязательным условием качественного выполнения УИР – является глубокое изучение литературы по теме исследования: законодательных и нормативных актов, научных источников, статистических данных, статей в периодических изданиях, ресурсов глобальной сети Internet. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании исследовательской работы, в него необходимо включать источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы. Список источников должен охватывать: для курсовой работы не менее 10 источников; для выпускной квалификационной работы не менее 20 источников. Библиографическое оформление работы выполняется в соответствии с едиными стандартами по библиографическому описанию документов – ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления».
Глоссарий
Приводимые в работе специфические терминыдолжны быть оформлены в виде ГЛОССАРИЯ. Список располагается столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся термины (выделенные жирным шрифтом), справа их детальная расшифровка (без выделения жирным шрифтом) – приложение 7.
4.8. Приложения Приложения должны включать вспомогательный или дополнительный материал, который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты её восприятия (текст анкеты, копии анкет предъявленных респондентам, громоздкие таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, должностные инструкции, выдержки из нормативных документов, алгоритмы, протоколы и др.).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |