Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1. Цели, задачи, объект изучения экологии и экологии человека



2019-11-13 334 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. Цели, задачи, объект изучения экологии и экологии человека 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КИРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра менеджмента и товароведения

 

 

ЭКОЛОГИЯ

Сборник тестовых заданий

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Киров

2019

УДК 574(075.8)

ББК 20.1

С34

 

Рекомендовано к изданию Центральным методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебно-методических материалов для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальностям 31.02.01 Лечебное дело и 31.05.02Педиатрия (протокол от 23.04.2019 № 4).

 

Рецензент:

Шмакова Л. Н. к.т.н., доцент, декан социально-экономического факультета, заведующий кафедрой менеджмента и товароведения ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России

 

  Сизова Е.Н.
С 34   Экология. Сборник тестовых заданий: учебно-методическое пособие / Е. Н. Сизова. – Киров: ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, 2019. – 70 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит компетентностно-ориентиро-ванные методические указания для подготовки и проведения тестирования по дисциплине «Экология», предназначено для обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия».

 

УДК 574(075.8)

ББК 20.1

 

 

© Сизова Е.Н., 2019

© ФГБОУ ВО Кировский ГМУ

Минздрава России, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………….………………………..4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ …………………….…………………………4

ТЕМА 1. Цели, задачи, объект изучения экологии и экологии человека …..5

ТЕМА 2. Биосфера и экосистемы – состав, свойства, функции. Эволюция биосферы…………………………………………………………….……………8

ТЕМА 3. Понятие об эпидемическом процессе ………………………………13

ТЕМА 4. Математическое моделирование в экологии ……………………… 16

ТЕМА 5. Экологические проблемы питания человека ……………………… 19

ТЕМА 6. Механизмы специфической и неспецифической адаптации …….. 23

ТЕМА 7. Адаптация к нагревающему воздействию ………………………… 26

ТЕМА 8. Адаптация к охлаждающему воздействию …………….………….. 29

ТЕМА 9. Адаптация к ультрафиолетовому излучению Солнца ……………. 33

ТЕМА 10. Адаптация к повышенному и пониженному барометрическому давлению ……………………………………………………………………….. 36

ТЕМА 11. Биологические ритмы биосферы и человека ……………………. 39

ТЕМА 12. Основы антропологии: эволюция человека и расы ……………... 42

ТЕМА 13. Демографическая ситуация в мире и России ………….………… 46

ТЕМА 14. Методы исследования и охрана атмосферного воздуха ………... 48

ТЕМА 15. Методы исследования и охрана поверхностных и подземных вод……………………………………………………………………………….. 51

ТЕМА 16. Методы исследования и охрана почвы ……………………………54

ТЕМА 17. Система утилизации отходов …………………………………….. 57

ТЕМА 18. Мероприятия по сохранению видового биоразнообразия ……… 58

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ на тестовые задания по темам …….……………….. 66

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………… 68

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебно-методическое пособие построено в соответствии с требованиями учебной программы по дисциплине «Экология». Тестовые задания разных уровней сложности по всем темам курса позволяют перевести экологические знания на уровень постоянно используемой и личностно актуальной информации. В процессе аудиторного и самостоятельного выполнения тестов и ситуационных задач по экологии студент активно обращается к бумажным и цифровым информационным ресурсам, развивает умения и навыки работать самостоятельно. Вошедшие в учебно-методическое пособие тестовые задания прошли апробацию на практических занятиях и контрольных тестированиях в бумажном и электронном виде по дисциплине «Экология» в Кировском государственном медицинском университете. Пособие получило Диплом IV Международного конкурса научных, методических и творческих работ «Родина: патриотизм, гражданственность, толерантность» за I место (приказ АНО «Восток-Запад» №4 от 22.05.2019).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 31.02.01 Лечебное дело и 31.05.02Педиатрия, в рамках которых изучается дисциплина «Экология». Рабочая программа по «Экологии» предусматривает 72 часа (2 зачетные единицы), в том числе лекций – 12 часов, практических занятий – 36 часов, самостоятельной работы – 24 часа.

Цель пособия – создать единую базу тестовых заданий различных уровней сложности для проверки знаний студентов по восемнадцати темам рабочей программы по экологии.

Пособие включает по каждой из восемнадцати тем тестовые задания разных уровней сложности. Эти тестовые задания частично входят в состав контрольного тестирования в системе INDIGO как одного из трех этапов проведения зачета по экологии. При выполнении тестовых заданий на выбор следует руководствоваться принципом: «из четырех вариантов ответов выбираем один правильный ответ, из пяти – два, а из шести – три». В конце пособия даны эталоны ответов на тестовые задания и список рекомендуемой литературы.

 

ТЕМА 1. Цели, задачи, объект изучения экологии и экологии человека

I . Список терминов, использованных для формулировки тестовых заданий по данной теме.

1. Наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают. Экология

2. Самая крупная и наиболее близкая к идеалу по «самообеспечению» биологическая система. Биосфера

3. Наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Экология

4. Предмет исследования экологии. Популяции, биоценозы

5. Система экологического исследования животных по К.Ф. Рулье. Зообиология

6. Экология особей по К. Шретеру. Аутэкология

7. Экология сообществ по К. Шретеру. Синэкология

8. Интеграция биоценоза с биотопом на уровне новой функциональной единицы по А. Тенсли. Экосистема

9. Единство организмов с абиотическим окружением по В.Н. Сукачеву. Биогеоценоз

10. Глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса вещества и энергии по В.И. Вернадскому. Биосфера

11. Последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим на определенном участке среды во времени в результате влияния природных факторов или воздействия человека. Сукцессия

12. В экологии и геоботанике заключительное, относительно устойчивое состояние сменяющих друг друга экосистем, или сукцессий, соответствующее экологическим условиям определенной местности. Климакс

13. Природная зона за северными пределами тайги, заболоченные низменности в суровом климате, высокой относительной влажности, сильных ветров и многолетней мерзлоты. Тундра

14. Природная зона с равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной. Пустыня

15. Биом с преобладанием хвойных лесов бореальных видов ели, пихты, лиственницы и сосны. Тайга

16. Воронкообразное устье реки c одним рукавом, расширяющееся ближе к морю. Эстуа́рий

17. Биом, лес в экваториальном, субэкваториальном и тропических районах с влажным климатом (2000-7000 мм в год). Гиле́я

18. Выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше с общим с ней геологическим строением. Шельф.

II . Тестовые задания на выбор одного или нескольких правильных ответов.

1. Наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой: а) биология; б) экология; в) физиология; г) анатомия.

2. Самая крупная и наиболее близкая к идеалу по «самообеспечению» биологическая система: а) биосфера; б) Земля; в) экосистема; г) биогеоценоз.

3. Наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов в их естественной среде обитания: а) агрономия; б) морфология; в) география; г) экология.

4. Раздел экологии, изучающий особи, организмы и их среду: а) аутэкология; б) синэкология; в) демэкология; г) глобальная.

5. Раздел экологии, изучающий популяции их среду: а) аутэкология; б) синэкология; в) демэкология; г) глобальная.

6. Раздел экологии, изучающий биотические сообщества, экосистемы и их среду: а) аутэкология; б) синэкология; в) демэкология; г) глобальная.

7. Раздел экологии, изучающий взаимоотношение социальных групп общества с их средой жизни: а) социальная; б) эволюционная; в) историческая; г) аналитическая.

8. Методы экологии, при которых возможно прямое вмешательство в обычные характеристики исследуемых объектов: а) лабораторные; б) маршрутные; в) экспериментальные; г) полевые.

9. Методы экологии, при которых изучение экологических явлений непосредственно в природе для установки взаимосвязи организмов: а) лабораторные; б) маршрутные; в) стационарные; г) полевые.

10. Разделил покрытосеменные растения на жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы: а) Теофраст Эрезийский; б) Аристотель; в) Плиний Старший; г) Авиценна.

11. Первым осуществил экологический эксперимент: сравнительное изучение влияния низкого атмосферного давления на различных животных: а) А. Цезальпин; б) Д. Рей; в) Р. Бойль; г) Ж. Турнефор.

12. Впервые получил муравьиную кислоту «перегонкой» красных муравьев: а) Р. Бойль; б) Д. Рей; в) А. Цезальпин; г) Ж. Турнефор

13. Пионер в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов: а) А. Реомюр; б) А. Левенгук; в) Л. Трамбле; г) Р. Брэдли.

14. В «Зоографии» описал образ жизни 151 вида млекопитающих и 425 видов птиц, миграцию, спячку, взаимоотношения родственных видов: а) С. П. Крашенинников; б) П. С. Паллас; в) И. И. Лепехин; г) М. В. Ломоносов.

15. Определил роль минеральных солей в жизни растений, создал одну из первых классификаций местообитаний: а) А. Г. Болотов; б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ж.-Л. Бюффон; г) А. Гумбольдт.

16. Первые работы о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных: а) К. Глогер; б) К. Бергман; в) Т. Фабер; г) А. Гумбольдт.

17. Основоположник экологии растений опубликовал «Идеи о географии растений» (1807): а) К. Глогер; б) К. Бергман; в) Т. Фабер; г) А. Гумбольдт.

18. В работе «Естественная история Оренбургского края» (1840) делит факторы среды на абиотические и биотические: а) Э. А. Эверсман; б) Н. А. Северцов; в) К. Ф. Рулье; г) Ч. Дарвин.

19. Разработал систему экологического исследования животных - «зообиологию», провел типизацию общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных: а) Э. А. Эверсман; б) К. Ф. Рулье; в) Н. А. Северцов; г) Ч. Дарвин.

20. В работе «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» впервые в России изложил экологические исследования животного мира отдельного региона: а) Э. А. Эверсман; б) К. Ф. Рулье; в) Н. А. Северцов; г) Ч. Дарвин.

21. Впервые предложил термин «экология»: а) Э. Геккель; б) А. Н. Бекетов; в) Е. Варминг; г) Д. Аллен.

22. Впервые сформулировал понятие биологического комплекса как суммы внешних условий: а) Э. Геккель; б) А. Н. Бекетов; в) Е. Варминг; г) Д. Аллен.

23. Нашел общие закономерности в изменении пропорций тела и его выступающих частей, в окраске североамериканских млекопитающих и птиц в связи с географическими изменениями климата: а) Э. Геккель; б) А. Н. Бекетов; в) Е. Варминг; г) Д. Аллен.

24. Обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды, «Устрицы и устричное хозяйство» - начало биоценологических исследований в природе: а) К. Мебиус; б) И. К. Пачоский; в) С. И. Коржинский; г) В. В. Докучаев.

25. Положил начало учению о ландшафтах, широкие исследования взаимоотношений растительности и почвы: а) К. Мебиус; б) И. К. Пачоский; в) С. И. Коржинский; г) В. В. Докучаев.

26. Основатель «Учение о лесе»: а) К. Мебиус; б) Г. Ф. Морозов; в) С. И. Коржинский; г) В. В. Докучаев.

27. Создатель учения о биогеоценозах: а) В. Н. Сукачев; б) Г. Ф. Морозов; в) С. И. Коржинский; г) В. В. Докучаев.

28. Первый описал природу Северной Америки с экологической точки зрения: а) Ч. Адамс; б) С. А. Зернов; в) В. Шелфорд; г) К. Шретер.

29. Зачинатель российского природоохранного движения, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы: а) И. П. Бородин; б) Г. А. Кожевников; в) В. Н. Сукачев г) В. И. Вернадский.

30. Создал новую классификацию жизненных форм: а) С. А. Северцов; б) И. Г. Серебряков; в) Е. Н. Синская; г) М. С. Гиляров.

31. Предположил, что почва – переходная среда в завоевании членистоногими суши: а) С. А. Северцов; б) И. Г. Серебряков в) Е. Н. Синская; г) М. С. Гиляров.

32. Ввел в экологию термин «экологическая система»: а) А. Тенсли; б) Р. Линдеман; в) Г. Гаузе; г) В. Н. Сукачев.

33. Изложил основные методы расчета энергетического баланса экологических систем: а) А. Тенсли; б) Р. Линдеман; в) Г. Гаузе; г) В. Н. Сукачев.

III . Тестовые задания на установление порядка или соответствия.

34. Порядок этапов развития экологии: 1. экология как комплексная наука; 2. зарождение и становление экологии; 3. самостоятельная отрасль знаний.

35.Соответствие раздела экологии области изучения:

1) Аутэкология А. Индивидуальные связи
2) Синэкология Б. Динамика популяций
3) Демэкология В. Взаимоотношение популяций

36. Соответствие подхода экологии области изучения:

1) Экосистемный А. Круговорот веществ и энергии
2) Популяционный Б. Влияние человеческого социума на природу
3) Исторический В. Рождаемость и смертность


2019-11-13 334 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. Цели, задачи, объект изучения экологии и экологии человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1. Цели, задачи, объект изучения экологии и экологии человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)