Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приложение. Духовные и светские авторы о преодолении биологического состояния



2019-11-13 179 Обсуждений (0)
Приложение. Духовные и светские авторы о преодолении биологического состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Иеромонах Рафаил (Нойка) пишет, что люди рождаются, питаются, поддерживают жизнь подобно прочим животным. Но в отличии от животных человек обладает словесностью, «которая дает человеку возможность превзойти свое биологическое состояние и стать «умом, зрящим Бога», стать вечным и нетленным»[58].

Старец Иосиф Ватопедский пишет: «Ум, повсюду блуждающий, собирается напряженной молитвой с памятованием Бога. И так очищается трехчастие души». «От неведения Бога рождается себялюбие, от него – гнев и ярость на ближних, в этом нет ни у кого сомнения. Эти страсти помутняют наши естественные личные свойства и вследствие этого три силы души: разум, пожелание и раздражение действуют неразумно». «Раздражительную часть души обуздывай любовью, вожделевательную искушай воздержанием, а мыслительной дай крылья молитвы, и так ум не будет ни помрачаться, ни блуждать». «Когда мыслительная часть души постоянно и настойчиво созерцает совершенства Христа, тогда и вожделевательная особенно обращается к этому созерцанию, в то время как раздражительная вооружается на демонов, и все силы души действуют, таким образом, свойственно их естеству». «Дело мышления – всегда приводить в движение раздражительную часть души, чтобы вступить нам во внутреннюю брань против страстей и бесовских прилогов и чтоб осуждать самих себя. Дело разумения – подвигать мыслительную часть души, приводя ее в состояние трезвения и духовного созерцания. Правда в свою очередь направляет вожделевательную часть души к добродетели и Богу, а доблесть правит пятью чувствами и контролирует их, чтобы и внутренний наш человек, то есть сердце, и внешний, то есть тело, не осквернялись от них»[59].

 

Богослов В.Н. Лосский пишет: «Личное существо способно любить кого-то больше собственной своей природы, больше собственной своей жизни. Таким образом, личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе. Святой Григорий Нисский учит, что личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей «историчностью». Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы: не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее в Боге»[60].

 

Психиатр Виктор Франкл пишет: «Мы бы не стали спорить против здравого детерминизма, но мы выступаем против того, что я назову «пандетерминизмом» [Рука об руку с пандетерминизмом, то есть с крайним детерминизмом, идут столь же преувеличенные субъективизм и релятивизм. Первый выражается преимущественно в расхожих теориях мотивации, так что они становятся односторонними и ориентируются только на гомеостаз.]. Человек, разумеется, во многом детерминирован, то есть определяется предпосылками – биологическими, психологическими или социальными, и в этом смысле он отнюдь не свободен, не свободен от этих предпосылок и вообще не свободен от чего-либо, существует лишь свобода «для», а не «от», свобода занять определенную позицию по отношению ко всем предпосылкам, и об этой особой человеческой возможности пандетерминизм забывает, в упор ее не видит.

И не надо напоминать мне о том, насколько обусловлено бытие человека, – в конце концов, я врач с двумя специальностями, невролога и психиатра, и очень неплохо разбираюсь в биопсихологическом устройстве человека, однако я не только медик-специалист, но и человек, переживший четыре концентрационных лагеря, а потому я знаю также, что человек обладает свободой выйти за пределы всех предпосылок и противопоставить даже самым тяжелым и страшным обстоятельствам ту силу, которую я решил назвать упрямством духа»[61].

«Под впечатлением от неверно понятых и истолкованных идей индивидуальной психологии невротический фатализм начинает ссылаться также на воспитание и влияние среды, которые «сделали» из него то или се, превратились в его судьбу и т. д. Это лишь способ снять с себя ответственность за изъяны своего характера. Люди принимают свои слабости как данность, а должны бы видеть в них задачу перевоспитания или самовоспитания. Попавшая в нервную клинику после покушения на самоубийство пациентка на все увещания психотерапевта отвечала: «Что вы от меня хотите? Я типичный "единственный ребенок", в точности по Альфреду Адлеру». Да ведь речь о том и идет, чтобы освободиться от типического! Если правильно понять этос индивидуальной психологии, то она как раз требует от человека полностью освободиться от типичных изъянов и слабостей характера, какие могла вызвать среда или ситуация воспитания, и пусть никто не сможет разгадать в нем «единственное дитя» или кем он там был.

«Закон» (индивидуальной психологии), на который ссылалась эта пациентка («единственный ребенок»), имеет лишь теоретическое значение для стороннего наблюдателя, а практически, экзистенциально, он действителен лишь в той мере, в какой человек позволяет ему действовать. Особенности воспитания никого не оправдывают, ведь все изъяны можно исправить самовоспитанием. Невротический фатализм – это стремление укрыться от ответственности, которой нагружают человека его уникальность и неповторимость, это поиск убежища в якобы роковой принадлежности к типу. И несущественно, относит ли человек себя к психологическому, расовому или классовому типу, то есть считает ли, что скован законами психологии, биологии или социологии.

А то, что духовная позиция человека свободна по отношению не только к его физическим, но и психическим предпосылкам, то есть он не должен слепо склоняться перед судьбой, мне кажется, наиболее отчетливо и убедительно подтверждают случаи, когда человеку приходится свободно выбирать свое отношение к болезненным душевным состояниям»[62].

 


[1] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/.

[2] Сборник творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

[3] Там же.

[4] Шишова Т.Л. Один разговор по поводу игровой зависимости. URK: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38021.php?ELEMENT_ID=38021&SHOWALL_1=1.

[5] См. «Ответы на записки после доклада» из книги Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

[6] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/.

[7] Порфирий Кавсокаливит, преп. Цветослов советов / пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). Святая Гора Афон: Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008. С. 148, 230, 331, 504.

Порфирий Кавсокаливит, преп. Житие и слова / пер. с греч. иерея Василия Петрова. Малоярославец Калужская обл.: Св.-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2006. С. 261-267.

[8] См. «Седьмая заповедь» из книги епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) «Православный катехизис». URL: http://www.pagez.ru/olb/263_4.php.

[9] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/237/.

[10] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/192/.

[11] См. главу 26 «О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[12] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/939/.

[13] Короленко Ц . П ., Дмитриева Н . В . Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография /  Ц.П.Короленко Ц.П., Н.В.Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.

[14] Иван Петрович Павлов (1849 - 1936) учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года "за работу по физиологии пищеварения».

 

[15] «Рефлекс цели». Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г..

[16] См. «Нехимические аддикции» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

[17] Сюжет о Егоре из документального фильма о игромании «Игра окончена (Game over)» («Интересное кино», 2008г).

[18] Документальный фильм про гонки ТТ на острове Мэн «Вырваться вперед». URL: https://www.youtube.com/watch?v=qDXwGvi1R8w.

[19] Из книги Виктора Франкла «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ» (переводчик Любовь Сумм).

[20] См. «Языческая философия бытия» из книги Л.А. Тихомирова «Религиозно-Философские основы Истории». URL: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/tihomirov/tihomirov2/contents.html.

[21] См. главу 26 из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[22] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/.

[23] См. статью монаха Иоанна (Адливанкина) «Игровые автоматы: развлечение или стратегическое оружие?» URL: http://missia-dpcentr.narod.ru/igromania.html.

[24] См. главу четвертую «Субъект деятельности и обратная связь» из книги А.В. Брушилинского «Психология субъекта» (под редакцией проф. В.В. Знакова).

[25] А.А. Ухтомский. Доминанта души. Из гуманитарного наследия «Рыбинское подворье», 2000.

[26] См. «Об уме вообще» в лекциях Павлова И.П., объединенных под общим названием «Об уме вообще, о русском уме в частности». URL: http://www.biophys.ru/archive/books/pavlov.pdf.

 

 

[27] Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Тоска, уныние, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии / Пер. с франц. свящ. Димитрия Сизоненко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

[28] Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Гнев. Злоба. Раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

[29] См. статью священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня (о гордости)».

[30] URL:http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1895/.

[31] Сюжет о Вячеславе из документального фильма о игромании «Игра окончена (Game over)» («Интересное кино», 2008г).

 

[32] Бельков С., Шеховцева Л., Шевяков А. Преодоление страсти гнева и агрессии. М.: Свято-Сергиевская православная богословская академия, 2011. 80 с.: ил.

[33] Там же.

[34] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/.

 

[35] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/.

 

[36] См. слово 32 из книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические».

[37] Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Гнев. Злоба. Раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

[38] В 2008 году он был избран «именем России». По мнению граждан РФ он был самой значительной личностью в истории России.

[39] Клеопа (Илие), архим. Духовные беседы. Ценность души / Сост. архим. Иоанникий (Бэлан) / Перевод с румынского З.И. Пейковой. М.: Русский хронограф, 2014. С. 125.

[40] См. «Послание к иноку Николаю», параграф 20 из наставлений Марка подвижника о духовной жизни представленных в первом томе книги «Добротолюбие».

 

[41] См. «Помыслы в нашей жизни» из книги «Открытое сердце Церкви» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015).

[42] Из наставлений аввы Исаии, помещенных в первом томе книги «Добротолюбие».

 

[43] См. «О сердечном созерцании» из книги Ивана Ильина «Путь к очевидности». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/.

 

[44] Сборник творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

[45] Монах Иоанн (Адливанкин) – ведущий специалистом Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского.

[46] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/.

[47] Лекция «Игромания (лудомания). Проблемы игровой зависимости». URL: http://www.youtube.com/watch?v=dNE5MeqxbIk .

[48] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1896/.

 

[49] Из творений преподобного Ефрема Сирина, расположенных во втором томе книги «Добротолюбие».

[50] Из книги Жана Клода Ларше «Исцеление психических болезней».

[51] См. главу 26 «О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[52] См. «О образе и подобии Божиих в человеке» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 2».

 

[53] См. произведение святителя Игнатия (Брянчанинова) «Плач мой».

[54] Виктор Франкл. Указ. соч. См. главу «Врачебное и церковное душепопечение».

[55] URL: http://www.memoriam.ru/sushhestvuet-li-dusha-i-bessmertno-li-soznanie.

[56] Год с иеромонахом Серафимом (Роузом). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.

[57] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/1190/.

[58] Рафаил (Нойка), иеромонах. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы / Пер. с англ, иером. Доримедонта (Литовко). СТСЛ, 2015.

[59] Из книги старца Иосифа Ватопедского «Афонские беседы». URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/1928.

[60] См. главу 10 «Образ и подобие» из книги Лосского В.Н. «Догматическое богословие».

[61] См. «Генетический редукционизм и аналитический пандетерминизм» из книги Виктора Франкла «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ» (переводчик Любовь Сумм).

 

[62] Виктор Франкл. Указ. соч. См. главу «Психологическая судьба»



2019-11-13 179 Обсуждений (0)
Приложение. Духовные и светские авторы о преодолении биологического состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приложение. Духовные и светские авторы о преодолении биологического состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)