Санкт-Петербургское ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«иЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Согласовано на заседании МО
Протокол № __
«___»__________20__г.
| Утверждаю
Заместитель директора по ТО
___________ /Н.В.Кузьмина/
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
По биологии
Срок обучения 2года 10 месяцев. Учебный план 2017г.
1и 2 курс
преподаватель И.Э.Вилкова
Пояснительная записка
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Биология»по профессиям СПО, реализуемым в лицее, разработаны в соответствии с рабочей учебной программой по биологии.
Изучение учебной дисциплины «Биология» предусматривает выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по ключевым вопросам всех тем учебного курса.
Целями внеаудиторной самостоятельной работы являются:
1) систематизация и углубление теоретических знаний обучающихся;
2) формирование у обучающихся навыков поиска, подбора и анализа необходимых материалов в соответствии с разработанным планом работы;
3) выработка умения формулировать и обосновывать выводы.
4) приобретение опыта творческой, исследовательской работы.
5) развитие самостоятельности, ответственности, организованности в решении
учебных задач.
В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у обучающегося формируются и закрепляются следующие знания и умения:
уметь
| Задания для самостоятельной работы
|
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,
| 11. подготовка реферата, презентации по теме «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
13. подготовка реферата, презентации по теме «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
|
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
| 1. подготовка сообщений, презентаций о значении химических элементов, воды и питательных веществ для организма человека;
3. оформление сообщения о проблемах рационального питания человека, перспективах и проблемах генной инженерии
16. Работа с дополнительной литературой, поиск информации об использовании в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных, а также для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами (примеры из области будущей профессиональной деятельности)
|
объяснять: соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
| 1. подготовка сообщений, презентаций о значении химических элементов, воды и питательных веществ для организма человека;
3. оформление сообщения о проблемах рационального питания человека,
2.подготовка сообщений по темам: вирусные заболевания человека, Вич-инфекция
5. работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения о влиянии различных факторов на развитие зародыша человека.
|
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира
| 2. Работа с источниками информации с целью реферата или сообщения по теме: Открытия и новые достижения в области цитологии
3. оформление сообщения о проблемах и перспективах генной инженерии
|
объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека
| 5. работа с дополнительной литературой, подготовка сообщения о влиянии различных факторов на развитие зародыша человека.
|
сравнивать: биологические объекты (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
| 4. работа с источниками информации, подготовка сообщений об особенностях размножения различных групп организмов.
|
объяснять: влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
| 7. Подготовка сообщений о мутагенах и антимутагенах в продуктах питания человека, о видах мутаций, наследственных заболеваниях человека
|
объяснять: причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
| 12. Работа с дополнительными источниками информации, поиск материала о древних вымерших видах животных и растений; подготовка презентации или сообщений.
|
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
| 7. Подготовка сообщений о мутагенах и антимутагенах в продуктах питания человека, о видах мутаций, наследственных заболеваниях человека
10. Наблюдение за домашними или дикими животными, описание приспособлений к условиям жизни.
14. Проведение наблюдений в природе, выявление и описание антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
|
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
| 14. Проведение наблюдений в природе, выявление и описание антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
15. Проведение наблюдений, работа с дополнительными источниками информации:
- создание фоторепортажа об экологических проблемах своей местности.
- подготовка реферата или презентации по теме «Глобальные экологические проблемы» (на выбор)
|
знать
|
|
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
| 2. Работа с источниками информации с целью реферата или сообщения по теме: Открытия и новые достижения в области цитологии
9. подготовка презентации «Ученые – эволюционисты», «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина»
|
Знать: биологическую терминологию и символику;
| 6. составление глоссария по теме «Основы генетики»
|
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
| 2. Работа с источниками информации с целью реферата или сообщения по теме: Открытия и новые достижения в области цитологии
8. Поиск информации и написание реферата или подготовка презентации об отечественных ученых-селекционерах и достижениях в области современной селекции.
9. подготовка презентации «Ученые – эволюционисты», «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина»
|
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение
| 4. работа с источниками информации, подготовка сообщений об особенностях размножения различных групп организмов.
|
сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности
| 10. Наблюдение за домашними или дикими животными, описание приспособлений к условиям жизни.
|
Планирование ВСР
Наименование раздела, темы
| Номер, название работы
| Количество часов, отведенных на работу
| Форма представления результата
|
Тема 1.1 Химический состав клетки
| 1. Работа с источниками информации с целью:
- оформление иллюстрированных схем;
подготовка сообщений или презентаций о значении химических элементов, воды и питательных веществ для организма человека;
| 3
| схема или сообщение, презентация
(на выбор)
|
Тема 1.2 Структура и функции клетки
| 2. Работа с источниками информации с целью реферата или сообщения по теме:
- Открытия и новые достижения в области цитологии
- вирусные заболевания человека, Вич-инфекция
| 4
| сообщение или реферат
|
Тема 1.3 Физиология клетки
| 3. Работа с источниками информации с целью оформление сообщения:
- о проблемах рационального питания человека;
- перспективах и проблемах генной инженерии
| 3
| сообщение
|
Тема 2.1 Размножение организмов
| 4. работа с источниками информации, подготовка сообщений об особенностях размножения различных групп организмов.
| 4
| сообщение
|
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов
| 5. Работа с дополнительной литературой с целью подготовки сообщения о влиянии различных факторов на развитие зародыша
| 4
| сообщение
|
Тема 3.1 Основные закономерности явлений наследственности
| 6. Работа со словарями и справочниками, составление глоссария по теме.
| 2
| глоссарий
|
Тема 3.2 Закономерности изменчивости
| 7. Подготовка сообщений о мутагенах и антимутагенах в продуктах питания человека, о видах мутаций, наследственных заболеваниях человека
| 2
| сообщение
|
Тема 3.3
Генетика и селекция
| 8. Поиск информации и написание реферата или подготовка презентации об отечественных ученых-селекционерах и достижениях в области современной селекции.
| 2
| реферат или презентация
|
Тема 4.1
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.
| 9. Подготовка презентации:
- «Ученые – эволюционисты»,
- «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина»
| 3
| презентация
|
Тема 4.2 Механизмы эволюционного процесса
| 10. Наблюдение за домашними или дикими животными, описание приспособлений к условиям жизни.
| 1
| таблица
|
Тема 5.1 Возникновение жизни на Земле
| 11. Подготовка реферата, презентации по теме:
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
| 2
| реферат или презентация
|
Тема 5.2 Развитие жизни на Земле
| 12. Работа с дополнительными источниками информации, поиск материала о древних вымерших видах животных и растений; подготовка презентации или сообщений.
| 2
| презентация или сообщение.
|
Тема 5.3 Происхождение человека
| 13. Подготовка реферата, презентации по теме:
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
| 2
| реферат или презентация
|
Тема 6.1 Экосистемы
| 14. Проведение наблюдений в природе, выявление и описание антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
| 2
| эссе
|
Тема 6.3
Влияние деятельности человека на биосферу
| 15. Проведение наблюдений, работа с дополнительными источниками информации:
- создание фоторепортажа об экологических проблемах своей местности.
- подготовка реферата или презентации по теме «Глобальные экологические проблемы» (на выбор)
| 2
| фоторепортаж,
презентация или реферат
|
Раздел 7
Бионика
| 16. Работа с дополнительной литературой, поиск информации об использовании в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных, а также для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами (примеры из области будущей профессиональной деятельности)
| 2
| сообщение
|
| Итого:
| 39
|
|
Порядок представления самостоятельной работы
Самостоятельная работа представляется в два этапа:
а) представление в установленные сроки для проверки преподавателю лично;
б) если работа соответствует установленным требованиям к ее содержанию и оформлению, то проводится собеседование по основным вопросам с учетом замечаний преподавателя.
Работу, не допущенную к собеседованию, следует доработать в соответствии с замечаниями преподавателя и вновь представить для проверки.
Положительная оценка и своевременность выполнения самостоятельной работы так же служит допуском к сдаче дифференцированного зачета.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основной источник: Биология. Общая биология. 10 и 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред Д.К. Беляева, г.М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».– М.: Просвещение, 2017.
Интернет-ресурсы:
1. www.window.edu.ru -единое окно доступа к образовательным ресурсам.
2. www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
3. http://www.nature.ok.ru/- Редкие и исчезающие животные России
4. http://school9.uni-dubna.ru/NPO/Resbiolog.htm- Образовательные Интернет-ресурсы
по биологии и экологии
5. http://learnbiology.narod.ru/ - Изучаем биологию
6. http://www.college.ru/biology- Биология в колледже
7. http://charles-darwin.narod.ru/ - Чарлз Дарвин: биография и книги
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ.
Тема 1.1 Химический состав клетки