Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ



2019-11-13 492 Обсуждений (0)
КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок




И.А. Липский,

доктор педагогических наук, профессор Л.У. Звонарева,

доктор исторических наук, член Союза писателей России

Печатается по решению Ученого совета

Института педагогики и социальной работы

Российской академии образования


Тетерский СВ.

Т 37    Введение в социальную работу: Учебное посо­бие.— М.: Академический Проект, 2003.— 496 с.

ISBN 5-8291-0286-2

Для обучающихся социальной работе и социальной педагогике, педагогов, социальных работников, психо­логов, организаторов детско-молодежного движения, аспирантов социально-педагогических специальностей, лекторов, разработчиков учебных планов и программ подготовки специалистов социальной сферы.

Учебное пособие рекомендовано для учащихся про­филированных социально-педагогических классов об­щеобразовательных школ, а также может использовать­ся на первых курсах средних специальных и высших учебных заведений для специальностей "социальный работник", "социальный педагог".

УДК 316.6 ББК 88.5


ISBN 5-8291-0286-2


© Тетерский СВ., 2000 © Академический Проект,

оригинал-макет, оформление, 2003


"Учение с увлечением" — основной девиз автора данного практико-ориентированного учебного пособия, в котором помимо теоретических положений, написан­ных доступным для старшеклассников и студентов первых курсов ссузов и вузов языком, содержатся воп­росы для самостоятельной подготовки, упражнения, практические задания, ситуации, психологические тре­нинги, деловые игры, описание групповых и коллектив­ных форм работы с обучающимися, список рекоменду­емой для самостоятельных занятий литературы.

Акцент делается на усвоение системы знаний че­рез соответствующие виды учебной деятельности: чте­ние, осмысление, обсуждение, наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, деловые игры и тренинги, конкретная социально-педагогическая деятельность (практика), анализ, рефлексия, самостоя­тельное расширение знаний.

Особенности этого учебника сводятся к следую­щему: во-первых, он дает систематическое изложение и краткий обзор важнейших теоретических концеп­ций социальной работы; во-вторых, в нем последова­тельно соотнесены теории социальной работы с ря­дом наук о человеке и обществе: философией, валеологией, педагогикой, историей, психологией, со­циологией, конфликтологией, социальной информати­кой; в-третьих, в нем широко использованы наиболее известные зарубежные и отечественные труды по со­циальной работе и социальной педагогике, опублико­ванные до 1999 г.; в-четвертых, предпринята попытка структурирования активных форм обучения с прохож­дением социально-педагогической практики после большинства занятий курса.

  Предполагается, что многие темы по курсу и семи­нарские занятия ведут специалисты органов социаль­ной защиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представители территориаль­ных центров, социальных служб, практические соци­альные работники.

     Автор с благодарностью называет труды специалистов, ученых и практиков социальной работы, которые были им использованы и интерпретированы применительно к данному учебному пособию: "Исторический опыт социальной работы в России" (под ред. Л.В. Бадя); "Педагогика социальной работы" (В.Г. Бочарова), "Теория и методология социальной работы" (под ред. СИ. Григорьева), "Сборник задач и упраж­нений по социальной работе" (Л.Г. Гуслякова и др.), "Конспективный курс технологии социальной рабо­ты" (под ред. И.Г. Зайнышева); "Теория и методика социальной работы" (под ред. В.И. Жукова), "Мето­дология и технология комплексного социально-педа­гогического проектирования" (под ред. В.И. Загвязин-ского), "Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России" (P.M. Куличенко); "Социальнаяпедагогика" (А.В. Мудрик), "Практическое обучение социальных педагогов в высшем учебном заведении" (Л.Е. Никитина, В.Л. Симонович); "Основы социальной работы" (отв. ред. П.Д. Павле-нок), "Справочное пособие по социальной работе" (под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой), "Психология социальной работы с семьей" (B.C. Торохтий), "Соци­альная педагогика. Управляемый потенциал и при­кладные функции" (Г.Н. Филонов), "Антология соци­альной работы. В5-титт". (сост. М.В. Фирсов), "Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии" (отв. ред. Е.И. Холостова), "Теория и практика социальной работы: отечественный и зару­бежный опыт. В 2т". (под ред. Т.Ф.ЯркинойиВ.Г. Бо­чаровой) и др. (см. список литературы после каждого занятия).


Создание данного пособия было бы невозможно без вклада ученых и практиков, энтузиастов социальной ра­боты, на протяжении 10 лет успешно ведущих подготовку помощников социальных педагогов и социальных работников в экспериментальных социально-педагогических классах: М.П. Гурьяновой, Г.В. Ермоленко, В.Е. Ипатовой, В.В. Кондратова, Т.Г. Киселевой (г. Москва); Н.С. Моровой (г. Йошкар-Ола), И.П. Адушкиной, Л.В. Денисовой, А.В. Пьяненковой (г. Норильск Красно­ярского края), Н.Ф. Шинкаренко (г. Ставрополь), Т.Г. Ши-калович (г. Кемерово), Н.А. Катаевой, Н.А. Аксеновой, В.П. Лариной, Т.Л. Косолаповой (г. Киров), Н.Ф. Басова (г. Кострома), P.M. Вебер (г. Магадан), Л.Г. Котовс-кого, Т.В. Кузнецовой, М.В. Гаенко, М.М. Берлянчика (г. Новосибирск), Л.В. Масловой, А.А. Сиялова, И.Л. Пе-черских (г. Нижний Тагил), Т.Г. Человенко (г. Орел); Н.А. Малышевой (г. Пенза), Т.Я. Шиховой (г. Пермь), Н.И. Анисимовой, Л.В. Инсшаковой, Е.Н. Потехиной, Э.С. Хмелюк, Л.М. Буториной, Н.Н. Готальской (г. Бе­резники Пермской области), Е.Н. Сорочинской, Л.И. Кучеренко (г. Ростов), СП. Котиковой (г. Тольятти), Л.С. Нагав-киной, Н.П. Царевой (Санкт-Петербург), P.M. Куличенко (г.Тамбов),Л.А. Сивицкой(г. Томск),М.И.Поповой (Тай­мыр), В.И. Загвязинского, B.C. Криводанова (г. Тюмень), Морзоевой Э.В. (г. Владивосток), Т.К. Клименко (г.Чита), М.И. Рожкова, Т.Г. Зеленовой, И.Н. Закатовой (г. Ярос­лавль), П.Д. Клочиновой (г. Боровск Калужской области).

Учебное пособие, как известно, в определенном смысле не является полностью оригинальной работой, так как имеет своей целью отобрать в соответствии с авторской концепцией наиболее устоявшиеся в науке и отраженные в специальной литературе знания, примеры, ставшие классическими, и дискутируемые пози­ции, наиболее близкие автору. Здесь уместно вспомнить слова Сенеки: "Да, я преклоняюсь перед всем, что со­здала мудрость, и перед самими создателями; мне от­радно видеть в ней наследие многих, накопленное и добытое их трудами для меня. Но будем и мы поступать, как честные отцы семейства: умножим полученное, чтобы это наследие обогащенным перешло от нас к потомкам... Но пусть даже все открыто древними — всегда будет ново и применение открытого другими, и его познание и упорядоченье".

Особую благодарность автор выражает кандидату психологических наук, автору ряда книг по психо­логии ("Психология для ямалышей, или сказка о са­мой "душевной" науке" (Педагогика-Пресс, 1996 г.), "Приключения во внутреннем мире: Психология для старшеклассников" (ИЦ "Академия", 1996 г. и др.) Игорю Викторовичу Вачкову, который разработал психологические игры и упражнения применитель­но к содержанию учебного пособия, и профессору, доктору социологических наук Людмиле Герасимовне Гусляковой за предоставленные материалы в разделах «Ситуация».



КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ

"Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок

прочитанного составляется знание".

В.И. Даль

"Современный человек находится перед

 Ги­малаями библиотек в положении золотоис­кателя

, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка".

СИ. Вавилов

Приступая к обучению на первой ступени соци­ально-педагогического образования, вы начинаете знакомство с самой творческой и одной из самых мас­совых в XXI веке профессией — "социальная работа", объединяющей энтузиастов, людей милосердных, бла­городных и отважных. За время занятий вы научитесь самостоятельно решать возникающие у вас проблемы и преодолевать имеющиеся трудности, действовать в условиях, в которых приходится рассчитывать на соб­ственные силы. Вам предстоит внести свой вклад в улучшение окружающей жизни, овладеть методами разрешения конфликтов, поработать в системе госу­дарственных, коммерческих и общественных учреж­дений и организаций социальной сферы. Коллектив­ные игровые формы на занятиях помогут создать в вашей группе благоприятный микроклимат, почув­ствовать уверенность в себе.

Перед тем как читать основной текст, попытайтесь предугадать, о чем же пойдет речь на данном занятии и как можно об этом интересно рассказать, вспомните, что вы знаете об этой теме из ранее прочитанного или услышанного.

Чтение — основа для самостоятельного творчества. Эффективное чтение означает способность извлекать полезную информацию из прочитанного текста и запо­минать ее для дальнейшего использования. Основным показателем уровня владения навыками чтения явля­ется скорость чтения, которая определяется не только

Как работать с пособием

количеством слов, прочитанных в минуту, но и качеством усвоения прочитанного. Обычно у выпускников школ скорость чтения составляет 100 — 200 слов в минуту, что оценивается специалистами как медленная.

Попробуйте прочитать незнакомый текст в течение одной минуты.

Посчитайте количество слов.

Для развития навыков эффективного чтения важ­но знать основные недостатки, свойственные средне­му, необученному читателю, которые значительно по­нижают скорость чтения (по О.Я. Гойхману):

1. Неоправданные возвраты глаз для чтения уже прочитанного (у рядового читателя на каждые 100 слов приходится 10— 15 таких возвратов).

2.  Малое поле зрения, т. е. количество букв, кото­рые видит глаз при фиксации (обычно 10 — 15 букв, в то время как обученные люди могут охватить глазом всю страницу).

3.  Внутреннее проговаривание читаемого текста.

4. Отсутствие умения предугадывать последующие слова.

5 Отсутствие гибкой программы чтения, т. е. алго­ритма чтения в соответствии с определенной целью и по определенным правилам.

Разработаны различные методики, которые позво­ляют преодолеть эти недостатки. Попробуйте облегчить понимание текста, разделив его на смысловые части и выделив в них смысловые опорные пункты.

Последовательность работы над текстом такова:

1. В каждом абзаце выделите ключевые слова, т. е. такие слова или сочетания слов, которые являются наиболее важными, несут основную информационную нагрузку.

2. Из ключевых слов составьте смысловые ряды, т. е. предложения, которые включают ключевые слова и сло­ва-связки. В результате получится сжатое содержание абзаца.

3. Определите основное значение текста в резуль­тате анализа смысловых рядов (должно получиться не более 25% от первоначального объема текста).

Проведение деловых игр, тренингов, выполнение творческих заданий по ходу текста позволит вам:

— побывать в различных жизненных и професси­ональных ролях; поверить в уникальность индивиду­альности другого, принять другого с его недостатками, встать на его точку зрения;

— снять зажимы, комплексы, овладеть техникой смены ролей, научит расслабляться, психические яв­ления передавать через мышцы, лучеиспускать, луче-воспринимать энергию — чувствовать себя человеком с совершенными качествами;

— предвосхищать события и заданное сличать среальным.

Если есть возможность, проиграйте в группе свер­стников или со своими родными жизненные и соци­альные проблемы из раздела "Ситуация", найдите как можно большее количество вариантов их решения. В процессе прохождения социально-педагогической практики вам придется сталкиваться с десятками подобных ситуаций. Накапливайте варианты их успеш­ного решения приблизительно в такой форме:

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИИ

Ситуация

В социальную службу обратился Федотов А.П., 1924 г.р., ветеран войны, инвалид П гр., проживающий в г. Саратове, с просьбой помочь ему в проведении капи­тального ремонта и ходатайства в увеличении пенсии.

Проблемы:

1) возможность проведения силами жилищно-эксплуатационного управления капитального ремонта в квартире, нанимателем которой является ветеран вой­ны, инвалид II гр.

2) увеличение его пенсии.

Решение:

1) в соответствии со ст. 145 Жилищного кодекса РФ, ремонт государственного жилищного фонда (независи­мо от ведомственной принадлежности) в городах осуще­ствляется едиными ремонтно-строительными службами. Вопрос финансирования затрат на капитальный ремонт 1 государственного жилищного фонда отражен в ст. 149: ремонт осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случаях недостатка этих средств — за счет государственного бюджета. Таким образом, Федотов А.П. имеет право требовать выполне­ния капитального ремонта своей квартиры силами ЖЭУ и при этом полностью за их счет.

2) согласно распоряжения губернатора Саратовс­кой области от 19.05.98 №612-р "О временном порядке выплаты пенсий", определено, что пенсионное законо­дательство в регионе регулируется местным законода­тельством. Существуют 7 очередностей. Порядок вып­латы пенсий с мая 1998 г. производится в зависимости от категории пенсионеров и размеров получаемой пен­сии согласно приложения к распоряжению. В связи с тем, что Федотов А.П. является участником войны, он имеет право перейти из 6-й очередности в 5-ю и полу­чать пенсию в размере до 1050 руб. Использованные документы:

Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, пенсион­ное законодательство, региональные нормативные акты.

Ситуация

К социальному работнику обратилась Иванова П.А. Её сына покалечили в армии: отбит позвоночный отросток, образовалась позвоночная грыжа, отбиты почки. Его комиссовали. Может ли Иванова П.А. не отправлять служить второго ребенка?

Проблемы:

1) лечение пострадавшего от неуставных отношений в армии; выделение компенсации за причиненный ущерб;

2) наказание виновных;

3) предоставление отсрочки младшему сыну.

Решение:

Ивановой П.А. необходимо получить страховку за старшего сына: обратиться в часть, где он проходил службу, там оформят все документы и вышлют в военкомат. Виновные в избиении сына должны быть привлечены к ответственности. Ее младший сын не может не служить в армии, поскольку от армии освобождаются только те, у кого близкие родственники погибли в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.



2019-11-13 492 Обсуждений (0)
КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)