Советы психолога Игоря Викторовича Вачкова
Каждое занятие учебного курса снабжено одним или несколькими упражнениями, большинство из которых является авторскими разработками или модификациями известных игр, используемых в психологических тренингах для старшеклассников. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.— М.: Международная педагогическая академия, 1994. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры.— СПб.: "Социально-психологический центр", 1996. Бачков И.В. Введение в тренинговые технологии // Бачков И.В. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной.— М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова.— М.: Смысл, 1996. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: Методические указания.— Л.: ЛГТУ, 1990. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского: В 4 кн.— М.: Новая школа, 1994. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.— Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. КоротаеваЕ.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.— М.: КСП, ИП РАН, 1997. Макшанов СИ., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в . тренинге: каталог. Ч. 1.— СПб., 1993. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге.— Киров, 1995. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов.— М.: Российское педагогическое агентство, 1995. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии.— М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.— Рига: ПЦ "Эксперимент", 1995. Предлагаемые упражнения нацелены на помощь учащимся в усвоении материала учебного курса, а также на тренировку навыков эффективного общения, развитие личностных качеств, необходимых будущим социальным работникам и социальным педагогам. Особое внимание уделено играм, способствующим развитию самосознания как важнейшего условия формирования личности. Для того, чтобы проводить описываемые упражнения, не обязательно быть профессиональным психологом. С этой задачей может справиться педагог, имеющий опыт участия в психологических тренингах и/или использования активных методов обучения. Многие упражнения описаны весьма подробно и снабжены необходимыми пояснениями. Предлагаемый набор психологических игр не является исчерпывающим. Преподаватель может дополнить его по своему усмотрению. Освоение социальной работы как учебной дисциплины требует от учащихся развитых умений и навыков запоминания. Память можно целенаправленно развивать, если знать и использовать девять полезных советов: 1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель — запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. 2. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится. 3. Лучше отказаться от зубрежки и для запоминания текста опираться на смысловое запоминание: 1) понять; 2) установить логическую последовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт"; 4) запомнить именно их и использовать как "вешки"-ориентиры. Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем одновременно может "ухватить" наша память. 4. Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с заданиями, благополучно выполненными. 5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. 6. Заданный учебный материал лучше повторять по "горячим следам", особенно эффективно повторение перед сном и с утра. 7. При заучивании необходимо учитывать "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает". 8. Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание. 9. Иногда удобно использовать мнемотехнику — искусственные приемы запоминания. Например, набор бессмысленных слогов "рика-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай". Для закрепления пройденного материала и лучшего запоминания указанных правил учащимися преподаватель может предложить им применить эти правила в работе над каким-либо текстом из данного учебника. Форма итоговых (зачетных) занятий, предложенная кандидатом педагогических наук Натальей Алексеевной Катаевой: Класс разбивается на две равные группы. Каждая в течение 10 минут готовит 15 тематических вопросов команде-сопернику. По очереди команды задают друг другу вопросы и отвечают на них. Педагог следит за активностью отвечающих и спрашивающих, отмечает уровень знаний каждого учащегося, отводит некорректные и неконкретные вопросы. После выставления отметок активным участникам обеих команд педагог индивидуально опрашивает тех, кто не проявил себя в достаточной мере. Эффективной является и форма проведения итогового практического занятия, на котором зачеты принимаются действующими сотрудниками социальной сферы: социальными работниками, педагогами, психологами, милиционерами, журналистами, врачами, лидерами общественных объединений и др. ЗАНЯТИЕ 1
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |