Общая характеристика физической культуры и спорта
Фискалов В. Д. Ф63 Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с. : ил. ISBN 978-5-9718-2462-8
Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин). Может быть использован в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта.
УДК 796.072 ББК 75.15Я73
Редактор А.А. Алексеев. Корректор И.Т. Самсонова. Художник ДВ. Шишко. Художественный редактор Л.В. Дружинина. Компьютерная графика Н.П. Москалевой. Компьютерная верстка О.А. Котелкиной Подписано в печать 04.08.2010 г. Формат бОхЭО'/е. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 24,5. Уч.-изд. л. 23,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1502. Заказ № ОАО «Издательство "Советский спорт"». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
© Фискалов В. Д., 2010 ПРЕДИСЛОВИЕ
Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной жизни общества, занимающее важное место в его физической и духовной культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся, их достижения в соревновательной деятельности, без которой спорт существовать не может, в значительной степени зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие росту спортивных результатов. В представленном учебном материале предпринята попытка обобщить концептуальные подходы известных теоретиков, определивших лицо отечественной научно-методической школы подготовки спортсменов: Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика, В.М. Дьячкова, В.М. Зациорского, В.А. Запорожанова, В.В. Кузнецова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, И.П. Ратова, Ф.П. Суслова, В.П. Филина и других, с целью их систематизации и адаптации применительно к чтению теоретического курса дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы подготовки магистров «Спорт и система подготовки спортсменов», обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура». Предлагаемое содержание теоретического курса разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по физической культуре и спорту второго поколения. Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понимание главных концептуальных положений, составляющих принципиальное содержание современных теоретических основ спортивной подготовки, увязав их в единую систему. Задачи курса: • закрепить и углубить знания, ранее полученные по дисциплинам специализации; • осмыслить основные закономерности развития спорта и системы спортивной подготовки; • обосновать значимость основных факторов, повышающих мастерство занимающихся, определив их взаимосвязь и взаимообусловленность для достижения наивысших спортивных результатов; • сформировать профессиональное понимание нерешенных проблем в спорте и спортивной подготовке; • уяснить научно-исследовательские подходы изучения основных проблем спортивной подготовки; • раскрыть основные аспекты технологии труда в сфере спорта. Текст учебника состоит из трех частей, раскрывающих основные разделы общей теории спорта. Изложены не только устоявшиеся положения, но и материалы, отражающие определенные противоречия в трактовке того или иного вопроса, активно дискутируемого специалистами разных научных направлений. Автор считает, что эти сведения также необходимы молодым специалистам, вступающим на самостоятельный тренерский путь. Учебник предназначен прежде всего для магистрантов, осваивающих курс профессиональных дисциплин по направлению подготовки «Спорт и система подготовки спортсменов». Вместе с тем он представит определенный интерес для опытных тренеров и других специалистов, работающих в области спорта, поскольку охватывает основные теоретические и технологические положения отечественной системы спортивной подготовки именно в интегративном, обобщающе-синтезирующем аспекте. Автор не считает завершенным и исчерпывающим содержание представленного теоретического курса и будет искренне благодарен за деловые критические замечания и предложения по его совершенствованию. ГЛАВА 1. Сущность, функции и основные направления развития современного спорта Общая характеристика физической культуры и спорта
В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они приобретают большую популярность, становятся, наряду с наукой и искусством, полноправными компонентами социальной жизни общества. Физическую культуру и, прежде всего, спорт можно назвать «моделью жизни». Они дают нам возможность смоделировать и реально ощутить такие жизненные ситуации, в которых присутствуют как дружеские взаимоотношения и поддержка, так и жестокое соперничество. В отличие от реальной жизни с ее реальными опасностями, спортивная борьба имеет лишь игровой смысл по определенным правилам, что делает ее исключительно привлекательным, а главное, гуманным и человечным занятием. Физическая культура и спорт способствуют формированию целого ряда необходимых качеств человеческой личности: смелости и решительности, настойчивости и упорства в достижении цели, эстетических чувств красоты и гармонии, доброжелательности, уважения к соперникам, судьям, зрителям и др. У занимающихся формируется чувство собственного достоинства, создаются условия для самоутверждения. Однако не меньшего внимания, а подчас даже тревоги, заслуживают отнюдь не положительные стороны спорта, порождающие агрессивность, насилие, мошенничество (использование запрещенных стимуляторов - допинга, подкуп судей и соперников). Из всего этого следует, что спортивная деятельность является ареной повседневной борьбы между формированием положительных качеств и тем, что их разрушает. Словом, как и в реальной жизни, идет постоянная борьба добра и зла. А в ней есть и победы и поражения. Но, как отмечают большинство специалистов, положительного в физкультурно-спортивной деятельности во много раз больше, чем отрицательного. Что же представляют собой физическая культура и спорт? В чем смысл этих социальных явлений? В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П. Матвеев (1991, 1997, 1999). Физическая культура (в узком смысле) - эточасть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в широком смысле физическая культура рассматривается какорганическая часть (отрасль) культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт (в узком смысле) можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентирование - противоборческого выявления, сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем -и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей). Вместе с тем спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубокий смысл, обусловленный социальной сущностью и назначением спорта в современном обществе. По мнению СВ. Брянкина (1983), сфера спорта - это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования. Она включает в себя: систему управления, идеологическое, научное, методическое, программно-нормативное, информационное, медицинское, материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовку кадров, системы отбора и тренировки спортсменов и многое другое. Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающим персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня. Таким образом, спорт (в широком понимании) представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности. По мнению Л.П. Матвеева (1999), в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, может являться составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |