Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки



2019-11-13 881 Обсуждений (0)
Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главным системообразующим фактором, важнейшим компо­нентом процесса спортивной подготовки является система сорев­нований - комплекс разнообразных состязаний, отличающихся частными функциями (конкретной ролью в удовлетворении тех или иных потребностей в сфере спорта) и своими формами (спо­собами организации, построения, ведения). Такая система делает оправданным использование соревнований того или иного типа, определяя их соотношение и последовательность в типичных условиях спортивной подготовки.

Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов (1997), опираясь на мнения боль­шинства специалистов, характеризуют соревновательную дея­тельность как специальную сферу, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное про­явление и максимально специализированными средствами повы­шать уровень подготовленности занимающихся. Это определение можно считать правомерным. Однако, по мнению Л.П. Матвеева (1999), при характеристике соревновательной деятельности целе­сообразно различать понятия «спортивное соревнование» и «спор­тивное состязание». С одной стороны, оба они характеризуют про­цесс конкурентного сопоставления спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. С дру­гой стороны, в них закладывается несколько отличный смысл.

Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность спортсменов, то есть конкурент­ное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возмож­ностей спортсменов или команд.

Термин «спортивное соревнование» связывается с более широ­ким понятием, которое охватывает:

- собственно соревновательную деятельность спортсмена;

- «соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортив­ных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.);

- формы организации соревновательной деятельности, регла­мент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетель­ствует, что спортивное соревнование охватывает не только соб­ственно соревновательную деятельность спортсменов, но и мно­гое сопряженное с ней.

Таким образом, спортивное соревнование - это многосторон­нее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосред­ственных участников и «соучастников», поведение которых орга­низуется в сложившихся для определенных видов спорта формах (Матвеев Л.П., 1999).

С учетом спортивной и экономической целесообразности, име­ющихся условий проведения, сложившихся традиций, специфи­ческих особенностей соревновательной деятельности и других, объективно действующих факторов, в каждом виде спорта обра­зуются собственные системы соревнований, которые, как прави­ло, имеют преемственность в возрастном плане, а также на миро­вом, континентальном, национальном, региональном и местном уровнях.

Система соревнований складывается в виде календаря сорев­нований, определяющего их ранг, сроки и место проведения. Ка­лендарь соревнований для отечественных атлетов включает в себя международные, всероссийские, ведомственные, региональные и местные состязания.

Все соревнования должны проводиться строго в соответствии с правилами и иметь четко оговоренный регламент проведе­ния - «Положение о соревнованиях». В разных видах спорта име­ется своя система оценки итогов соревновательной деятельности. В «Положении о соревнованиях» обязательно определяется сис­тема зачета.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны.

Система соревнований:

- является важнейшим универсальным механизмом управле­ния совершенствованием мастерства спортсменов;

- во многом определяет содержание, направленность и струк­туру тренировочного процесса;

- используется в качестве одного из важнейших средств спе­циализированной тренировки;

- выступает в качестве необходимого инструмента контроля;

- позволяет сопоставлять и оперативно координировать раз­личные системы подготовки атлетов;

- активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;

- оказывает определяющее воздействие на дальнейшее разви­тие вида спорта;

- способствует развитию гласности и популярности спорта.

Система тренировки

 

Достижение запланированных спортивных результатов в за­ранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.

Спортивная тренировка представляет специализирован­ный педагогический процесс, построенный преимущественно на системе физических упражнений и направленный на воспита­ние и совершенствование определенных способностей, обусловли­вающих готовность спортсмена к достижению высших резуль­татов.

Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс, осуществляется:

- под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);

- по определенной программе;

- в виде обязательных занятий с определенным контингентом;

- по фиксированному расписанию с возможным дополнитель­ным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.

Спортивная тренировка строится в строгом соответствии с за­кономерностями, позволяющими добиться максимально возмож­ных для занимающихся результатов в избранной спортивной спе­циализации. В ее содержании, по мнению Л.П. Матвеева (1997), должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования. Спортсмен, используя преимущественно физические упражне­ния, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых различают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня являются общая воспитанность человека и его развитый интеллект.

Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л.П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования максимального уровня подготовленности спортсмена объектив­но необходимо не только комплексно, но и однонаправленно воз­действовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также из­бирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципи­ально отличных средств.

Специальную подготовку спортсмена составляют специфиче­ские средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специа­лизирует его развитие в этом направлении. Средствами специаль­ной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения, структурно тожде­ственные соревновательному упражнению.

Термин общая подготовка характеризует то, что не сводится к спортивной специализации и тем не менее создает и оптими­зирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функцио­нальных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимо­сти от специфики избранного вида спорта.

Общий и специальный компоненты есть во всех разделах под­готовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же ком­плексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позво­ляет систематизировать средства и методы их совершенство­вания.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П.К. Анохина (1975), сте­пень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходят по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.

Соотношение различных элементов, их взаимообусловлен­ность меняется на разных этапах и зависит от специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенно­стей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалифи­кации и др.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процес­са подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансированности взаимодействия различных сторон тренировочного процесса, как в пределах отдельных этапов, так и динамики многолетней под­готовки.

 



2019-11-13 881 Обсуждений (0)
Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (881)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)