Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение соревновательной деятельности и ее структуры



2019-11-13 664 Обсуждений (0)
Определение соревновательной деятельности и ее структуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему. В отли­чие от других сфер деятельности человека, в которых также ис­пользуется соревнование с целью сопоставления и выявления луч­ших, спортивная деятельность полностью утрачивает свой смысл и специфику без этого главного составного элемента, выступаю­щего системообразующим и интегрирующим фактором.

Соревновательная деятельность является многоаспектным понятием, подразумевающим специальную сферу деятельности спортсмена, в рамках которой в соответствии с присущими для разных видов спорта правилами, содержанием двигательных дей­ствий, способами ведения соревновательной борьбы, осуществля­ется объективное сравнение спортивно-достиженческих возмож­ностей спортсменов (команд), обеспечивается их максимальное проявление и максимально специализированными средствами по­вышается уровень подготовленности занимающихся (Л.П. Мат­веев, 1997).

Вместе с тем в более узком понимании под термином «сорев­новательная деятельность», по мнению Л.П. Матвеева (1999), есть смысл подразумевать совокупность действий спортсмена В процессе состязаний, объединенных соревновательной целью и объективной логикой ее реализации. Поэтому ей, как и любо­му виду произвольной деятельности человека, присущи отноше­ния: цель - средства - результат.

Целью является мысленное предвосхищение желаемых резуль­татов соревновательной деятельности. Цель может быть связана с демонстрацией определенного результата, достижением побе­ди или занятием определенного места, выходом в очередной тур соревнований, кроме того, в ней может реализовываться подготовительная функция либо условно-показательная, либо рекреативная, это может отразиться на отдельных элементах соревно­вательной деятельности.

Средством соревновательной деятельности выступают прие­мы и действия, характерные для каждого вида спорта, направ­ленные на достижение поставленной цели. Специфика каждого вида спорта, а также необходимость демонстрации максимально возможных результатов требуют определения необходимого дви­гательного состава соревновательной деятельности, биомехани­ческой и функциональной целесообразности выполнения опреде­ленных комбинаций, ведущих элементов и отдельных действий от которых зависит спортивный результат.

Результат отражает количественные итоги конкретного вида соревновательной деятельности и выступает ее основным систе­мообразующим фактором.

Содержание соревновательных действий в разных видах спор­та, как правило, существенно отличается. В их состав входят под­чиненные общей логике соревновательные действия и комбина­ции, которые в одних видах спорта являются формализованными, в других - в виде относительно широко варьируемых комплексов действий, обусловленных тактикой состязания. Более того, по данным В.М. Зациорского, М.А. Годика, В.Н. Платонова и других авторов, различные параметры, характеризующие те или иные компоненты одного конкретного вида соревновательной деятель­ности, с одной стороны, взаимообусловлены, с другой - часто сла­бо связаны между собой и требуют строго дифференцированной оценки их совершенствования. Лишь определив рациональность, эффективность и освоенность отдельных составляющих, можно объективно оценить сильные и слабые звенья в структуре сорев­новательной деятельности конкретного спортсмена, разработав для него модель соревновательной деятельности и наметив пути ее достижения.

Целесообразность и эффективность различных компонен­тов используемых средств соревновательной деятельности наи­более точно и просто можно оценить на примере циклических скоростно-силовых видов спорта. Например, в структуре сорев­новательной деятельности в беге на короткие дистанции мож­но выделить как минимум четыре основных компонента: 1) бы­строта реакции на стартовый сигнал, определяемая по времени от выстрела до первого движений бегуна; 2) качество стартового разбега; 3) уровень максимальной скорости бега; 4) способность поддержать достаточно высокую скорость до финиша. При этом изменение скорости бега обусловлено изменением длины и темпа беговых шагов. Каждый из этих показателей существенно влияет па уровень спортивных достижений в беге и зависит от реализа­ции определенных биомеханически целесообразных двигатель­ных действий, которые существенно отличаются в беге со старта и по дистанции. Более того, анализ параметров бега лучших спринтеров мира свидетельствует о том, что они имеют значи­тельные индивидуальные различия в характеристике названных составляющих, обусловленных особенностями морфофункционального развития и структурой физической подготовленности.

Аналогичным образом можно представить структуру сорев­новательной деятельности в других видах спорта циклического характера - конькобежном, лыжном, гребле, плавании, а также в видах спорта скоростно-силового характера - легкоатлетиче­ских метаниях и прыжках, тяжелой атлетике и т.д.

Вместе с тем при характеристике эффективности соревнова­тельной деятельности спортсмена необходимо учитывать, что в ее структуре много трудно выделяемых компонентов, связан­ных с уровнем психической подготовленности, технико-такти­ческого мастерства, физической подготовленности и т.п., кото­рые находятся в тесной взаимосвязи и взаимообуславливают проявления друг друга.

Многие элементы структуры соревновательной деятельности, особенно в единоборствах и игровых видах спорта, связаны с вос­приятием и переработкой информации о действиях партнеров и противника, получаемой в ходе соревновательной борьбы, и ее реализацией при выполнении соответствующих двигательных действий. Причем для решения конкретной задачи, стоящей пе­ред спортсменом в каждой ситуации поединка, необходима и по­лезна только часть информации, которая может быть соотнесена с информационной моделью, выработанной спортсменом в тренировочном процессе, и его соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации, ее использование при коррекции выработанной модели составляют одну из важнейших задач соревновательной деятельности.

На соревновательную деятельность спортсменов существен­ное влияние могут оказать условия внешней среды.

К основным из них следует отнести:

- особенности места проведения соревновании (географи­ческое положение, климатические условия); с этим связана необходимость адаптации к новому часовому поясу, непривычным температуре и влажности воздуха, атмосферному давлению;

- состояние и оборудование спортивных баз; этим часто бывает обусловлена необходимость существенной коррекции отработан­ных: моделей технико-тактических действий, изменения характе­ра предсоревновательной разминки и отдыха между отдельными выступлениями и т.п.;

- характер судейства, который приобретает особое значение в спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта, особенности поведения соперников, болельщиков.

Внимательное изучение указанных условий позволяет лучше подготовиться к главным соревнованиям.

В каждом соревновании спортсмен ставит перед собой цель, которая может быть связана с демонстрацией определенного ре­зультата, выходом в очередной тур соревнований, достижением победы или занятием определенного места, это может отразиться на отдельных элементах соревновательной деятельности.

Таким образом, на эффективность структуры соревнователь­ной деятельности спортсменов существенное влияние оказыва­ют: биомеханическая целесообразностью двигательных действий; восприятие внешней среды и условий проведения соревнований, поведения противников и партнеров, динамика собственного со­стояния; анализ получаемой в ходе соревнований информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований; вы­бор на этой основе мысленного решения; его воплощение в соот­ветствующих двигательных действиях.

 



2019-11-13 664 Обсуждений (0)
Определение соревновательной деятельности и ее структуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение соревновательной деятельности и ее структуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)