Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов
Индивидуализированная система спортивных состязаний в процессе многолетней спортивной деятельности не остается неизменной. Она пересматривается вместе с изменением соревновательной практики спортсмена: под влиянием динамики уровня подготовленности, спортивного стажа и опыта, возраста, конкретных жизненных условий, мотивации и спортивных амбиций, а также других факторов. Это должно также находить свое отражение и в разработке календарных планов спортивных мероприятий, рассчитанных на охват различных контингентов спортсменов. Согласно современной методике, в первой стадии многолетней спортивной деятельности - на этапе предварительной (начальной) подготовки - к соревновательной практике допускаются дети после не менее чем года занятий. В разных видах спорта минимальный возраст допуска детей к соревнованиям различен. Так, в гимнастике для девочек он составляет 8-10 лет, для мальчиков - 9-10 лет; в прыжках в воду - 8-10 лет; в баскетболе, плавании - 9-10 лет, в стрелковом спорте, гандболе - 11-12 лет; гребле -12-13 лет; легкой атлетике - 11-12 лет (девочки) и 12-13 лет (мальчики); в боксе и тяжелой атлетике - 14-15 лет. До этих возрастных границ в системе спортивных школ проводятся в основном только внутришкольные соревнования по ОФП (контрольно-переводные соревнования). На этапе начальной специализации принято обеспечивать многоборную соревновательную практику, то есть предоставлять возможность каждому опробовать свои способности в состязаниях по нескольким спортивным дисциплинам. В этом периоде соревнования проводятся по упрощенной форме: снижается вес снарядов, сокращаются длина дистанций, время проведения поединков, размеры площадок, упрощаются правила ведения спортивной борьбы и т.д. Это позволяет уже в первые годы спортивной карьеры выйти на оптимальный объем соревновательной практики, без излишнего форсирования обеспечивающий реализацию достиженческих возможностей спортсмена. На последующих этапах многолетних занятий общий объем соревновательных выступлений, а также их напряженность значительно возрастают (табл. 3.1). Однако, после того как эти параметры соревновательной нагрузки достигают достаточно больших величин, тенденции к ее дальнейшему изменению отличны у разных контингентов спортсменов. Очевидно, что ни с социальных, ни с личных позиций было бы неправильным, если у всех спортсменов спортивно-соревновательная практика постоянно занимала доминирующее место в ущерб образовательной, созидательно-трудовой, служебной и другим сферам жизненной активности. За исключением немногочисленных спортсменов, попадающих в сферу спорта высших достижений, у основной массы занимающихся объем и напряженность соревновательной нагрузки возрастают в ограниченных пределах, причем затем на более или менее длительной время они стабилизируются. Это характерно для большинства спортсменов, строящих свои тренировки и выступления в соревнованиях в рамках массового спорта. Таблица 3.1 Примерное количество соревнований в избранной спортивной дисциплине на разных этапах подготовки в массовом спорте
По мере того как наступает естественная возрастная инволюция (относительный регресс) адаптационных возможностей у спортсменов этой группы, их спортивные интересы переносятся в сферу кондиционно-поддерживающей физической культуры, где объем соревновательной активности минимизирован, а основные занятия строятся по принципу физкультурно-кондиционной тренировки. Иные параметры многолетней динамики соревновательной практики характерны для спортсменов, попадающих в сферу спорта высших достижений, занятия которых при известных условиях профессионализируются. У таких спортсменов общий объем соревновательных выступлений и их напряженность на протяжении развития спортивной карьеры предельно возрастают (табл. 3.2). Таблица 3.2 Показатели соревновательной практики в годичном цикле у высококвалифицированных спортсменов Вид спорта ( дисциплина ) |
Количество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
соревновательных дней | соревнований | стартов , игр , боев | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бег на короткие дистанции | 30-50 | 20-30 | 45-60 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бег на средние и длинные дистанции | 20-35 | 15-25 | 20-35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прыжки, метания | 20-30 | 20-25 | 120-150 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плавание | 30-55 | 20-30 | 50-80 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гребля | 40-50 | 13-17 | 40-50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тяжелая атлетика | 7-10 | 7-10 | 42-65 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бокс | 15-25 | 5-8 | 15-25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика спортивная | 16-22 | 7-9 | 80-100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика художественная | 30-42 | 10-14 | 70-100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Футбол | 60-70 | 2-3 | 60-70 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Баскетбол | 70-80 | 2-3 | 70-80 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гандбол | 80-90 | 2-3 | 80-90 |
При приближении к предельным величинам объем соревновательной практики стабилизируется. Интенсивность соревновательной деятельности при этом, очевидно, не становится стабильной, пока не снимается личностная установка на абсолютные достижения и не уменьшается острота конкурентной борьбы.
Следует различать систему соревнований спортсменов-профессионалов и спортсменов-любителей. Система соревнований спортсменов-любителей строится в полном соответствии с закономерностями и принципами построения системы спортивной подготовки. Решающее влияние здесь оказывает подготовка к определенному узкому кругу престижных соревнований, повышающих их рейтинг, на которых они стремятся продемонстрировать самые высокие достижения: Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и др. Это требует от любителей такого построения процесса подготовки и системы подводящих состязаний, которые обеспечивают им состояние наивысшей готовности - «спортивную форму» - именно в сроки главных состязаний (не чаще нескольких раз в год). Управление развитием спортивной формы всегда связано с участием в определенном, наиболее рациональном для индивидуума, общем числе стартов и с соответствующей «подводкой» к главным из них.
В то же время на систему соревнований профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, связанные не только с законами спорта, но и законами бизнеса. Они прежде всего заключаются в нацеленности на успешное выступление в длинной серии стартов, что обусловлено сопутствующим материальным вознаграждением за каждый такой старт. В течение длительного периода профессиональные спортсмены поддерживают достаточно высокий, но не максимальный уровень подготовленности, позволяющий им выступать в соответствии с личным рейтингом.
В последние десятилетия в развитии «любительского» спорта высших достижений наблюдается непрерывное стремление к профессионализации. Это выражается в значительном расширении календаря международных коммерческих соревнований. Указанная тенденция наиболее ярко проявляется в проведении кубков мира по разным видам спорта, так называемых «Гран-при» и международных коммерческих стартов. Особенность таких соревнований - их серийное проведение на протяжении 5-6 месяцев в году.
Отдельным выдающимся спортсменам, имеющим большое преимущество над своими соперниками, особенно в видах спорта, где конкуренция между странами и спортсменами пока еще не велика, выступления в престижных «любительских» и систематизированных профессиональных стартах удается совместить.
Однако, как показывает практика, для большинства спортсменов успешно решить эти две задачи, особенно в олимпийские годы, не под силу. Ставя их, спортсмены-профессионалы и сильнейшие «любители» должны всегда учитывать фактор неизбежного снижения уровня подготовленности в связи со слишком частыми напряженными стартами.
Из этого можно сделать заключение, что любительский и профессиональный спорт по отдельным признакам непрерывно сближаются, однако до полного слияния и идентификации им еще очень далеко, особенно в связи с целевыми установками и выбором ограниченного числа параметров индивидуальной специфической соревновательной деятельности.
Раньше или позднее наступает стадия «свертывания» соревновательной нагрузки и у сильнейших спортсменов. На первом этапе это происходит за счет уменьшения числа выступлений в относительно менее значимых для спортсмена соревнованиях (менее престижных, с меньшим вознаграждением).
С завершением основной спортивной карьеры видные спортсмены с ярко выраженным «состязательным характером» нередко не прекращают выступления в соревнованиях с установкой на высокие достижения. С учетом этого, не только в локальных масштабах, но и на уровне международных спортивных организаций, в настоящее время учреждены спортивные календари для спортсменов-ветеранов зрелого и старшего возраста. Регистрируются мировые и национальные рекорды ветеранов. Однако необходимо отметить, что риск нанести ущерб здоровью в погоне за спортивными результатами с возрастом существенно увеличивается.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что представляет собой соревновательная деятельность?
2. Что такое спортивное соревнование и спортивное состязание?
3. Когда спортивное соревнование приобретает официальный характер?
4. Какие виды классификации спортивных соревнований вы знаете?
5. Как можно классифицировать спортивное соревнование по комплексу признаков?
6. Какие группы соревнований можно выделить по сути спорта в них?
7. Какие группы соревнований можно выделить по их месту в тренировочно-соревновательной деятельности?
8. Какие соревнования называют главными?
9. Что представляют собой ординарные соревнования?
10.Какие соревнования называют отборочными?
11.Что представляют собой системно-подготовительные соревнования?
12.Какие соревнования называют рекреативными?
13.Какие соревнования называют показательными?
14. Что такое единый календарный план? Какими бывают календарные планы?
15.Назовите основные требования к сводному спортивному календарю.
16.Как формируются индивидуальные планы участия в соревнованиях?
17.Как формируется индивидуализированная система соревнований и индивидуальных и командных видах спорта?
18.Под влиянием каких причин и как меняется индивидуализированная система соревнований в процессе многолетней спортивной деятельности?
19. Чем и по каким причинам отличаются системы соревновательной деятельности в массовом спорте и спорте высших достижений? Каковы их объемы в различных видах спорта?
20.Чем отличается система соревнований у спортсменов-любителей и профессионалов? Какова тенденция развития системы соревнований в спорте высших достижений?
21.Существует ли система соревнований для спортсменов, завершивших свою карьеру в большом спорте, но продолжающих поддерживать свои кондиции?
2019-11-13 | 2129 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы