Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов



2019-11-13 2021 Обсуждений (0)
Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Индивидуализированная система спортивных состязаний в процессе многолетней спортивной деятельности не остается не­изменной. Она пересматривается вместе с изменением соревно­вательной практики спортсмена: под влиянием динамики уровня подготовленности, спортивного стажа и опыта, возраста, конкрет­ных жизненных условий, мотивации и спортивных амбиций, а также других факторов. Это должно также находить свое отражение и в разработке календарных планов спортивных меро­приятий, рассчитанных на охват различных контингентов спортс­менов.

Согласно современной методике, в первой стадии многолет­ней спортивной деятельности - на этапе предварительной (на­чальной) подготовки - к соревновательной практике допускают­ся дети после не менее чем года занятий. В разных видах спорта минимальный возраст допуска детей к соревнованиям разли­чен. Так, в гимнастике для девочек он составляет 8-10 лет, для мальчиков - 9-10 лет; в прыжках в воду - 8-10 лет; в баскетбо­ле, плавании - 9-10 лет, в стрелковом спорте, гандболе - 11-12 лет; гребле -12-13 лет; легкой атлетике - 11-12 лет (девочки) и 12-13 лет (мальчики); в боксе и тяжелой атлетике - 14-15 лет. До этих возрастных границ в системе спортивных школ прово­дятся в основном только внутришкольные соревнования по ОФП (контрольно-переводные соревнования).

На этапе начальной специализации принято обеспечивать многоборную соревновательную практику, то есть предоставлять возможность каждому опробовать свои способности в состяза­ниях по нескольким спортивным дисциплинам. В этом периоде соревнования проводятся по упрощенной форме: снижается вес снарядов, сокращаются длина дистанций, время проведения по­единков, размеры площадок, упрощаются правила ведения спор­тивной борьбы и т.д. Это позволяет уже в первые годы спортивной карьеры выйти на оптимальный объем соревновательной практи­ки, без излишнего форсирования обеспечивающий реализацию достиженческих возможностей спортсмена.

На последующих этапах многолетних занятий общий объем соревновательных выступлений, а также их напряженность зна­чительно возрастают (табл. 3.1). Однако, после того как эти па­раметры соревновательной нагрузки достигают достаточно боль­ших величин, тенденции к ее дальнейшему изменению отличны у разных контингентов спортсменов.

Очевидно, что ни с социальных, ни с личных позиций было бы неправильным, если у всех спортсменов спортивно-соревно­вательная практика постоянно занимала доминирующее место в ущерб образовательной, созидательно-трудовой, служебной и другим сферам жизненной активности. За исключением немного­численных спортсменов, попадающих в сферу спорта высших до­стижений, у основной массы занимающихся объем и напряженность соревновательной нагрузки возрастают в ограниченных пределах, причем затем на более или менее длительной время они стабилизируются. Это характерно для большинства спортсменов, строящих свои тренировки и выступления в соревнованиях в рам­ках массового спорта.

Таблица 3.1

Примерное количество соревнований в избранной спортивной дисциплине на разных этапах подготовки в массовом спорте

 

 

 

Вид спорта

Показатели

Этапы подготовки

начальная специали­зация углублен­ная специали­зация спортивное совершен­ствование
Легкая атлетика: • спринт, барьеры Кол-во соревно­ваний 9-12 12-14 14-16
• прыжки - » - 5-9 10-13 14-20
• бег на средние и длинные дистанции - » - 4-6 6-8 10-12
• метания - » - 7-12 12-16 16-18
Гребля на байдар­ках и каноэ - » - 6-8 10-12 12-14
Плавание - » - 14-18 16-20 18-20
Тяжелая атлетика - » - 3-4 4-5 5-6
Гимнастика спортивная - » - 2-4 4-6 6-8
Борьба (греко-римская, вольная, дзюдо, самбо) Кол-во схваток 14-16 20-30 30-40
Бокс Кол-во боев 10-15 12-17 12-20
Баскетбол Кол-во игр 20-24 30-34 40-44
Футбол - » - 15-20 20-36 25-40
Хоккей с шайбой - » - 18-20 25-35 40-60
Ручной мяч - » - 14-15 15-25 30-40
Волейбол - » - 24-35 34-44 44-50
Водное поло - » - 30-40 40-50 45-55

 

По мере того как наступает естественная возрастная инво­люция (относительный регресс) адаптационных возможностей у спортсменов этой группы, их спортивные интересы переносят­ся в сферу кондиционно-поддерживающей физической культуры, где объем соревновательной активности минимизирован, а основ­ные занятия строятся по принципу физкультурно-кондиционной тренировки.

Иные параметры многолетней динамики соревнователь­ной практики характерны для спортсменов, попадающих в сфе­ру спорта высших достижений, занятия которых при известных условиях профессионализируются. У таких спортсменов общий объем соревновательных выступлений и их напряженность на протяжении развития спортивной карьеры предельно возрастают (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Показатели соревновательной практики в годичном цикле у высококвалифицированных спортсменов

Вид спорта ( дисциплина )

Количество

соревнова­тельных дней соревно­ваний стартов , игр , боев
Бег на короткие дистанции 30-50 20-30 45-60
Бег на средние и длинные дистанции 20-35 15-25 20-35
Прыжки, метания 20-30 20-25 120-150
Плавание 30-55 20-30 50-80
Гребля 40-50 13-17 40-50
Тяжелая атлетика 7-10 7-10 42-65
Бокс 15-25 5-8 15-25
Гимнастика спортивная 16-22 7-9 80-100
Гимнастика художественная 30-42 10-14 70-100
Футбол 60-70 2-3 60-70
Баскетбол 70-80 2-3 70-80
Гандбол 80-90 2-3 80-90

 

При приближении к предельным величинам объем соревно­вательной практики стабилизируется. Интенсивность соревно­вательной деятельности при этом, очевидно, не становится ста­бильной, пока не снимается личностная установка на абсолютные достижения и не уменьшается острота конкурентной борьбы.

Следует различать систему соревнований спортсменов-про­фессионалов и спортсменов-любителей. Система соревнований спортсменов-любителей строится в полном соответствии с за­кономерностями и принципами построения системы спортивной подготовки. Решающее влияние здесь оказывает подготовка к определенному узкому кругу престижных соревнований, повы­шающих их рейтинг, на которых они стремятся продемонстриро­вать самые высокие достижения: Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и др. Это требует от любителей такого построения процесса подготовки и системы подводящих состязаний, которые обеспечивают им состояние наивысшей готовности - «спортив­ную форму» - именно в сроки главных состязаний (не чаще не­скольких раз в год). Управление развитием спортивной формы всегда связано с участием в определенном, наиболее рациональ­ном для индивидуума, общем числе стартов и с соответствующей «подводкой» к главным из них.

В то же время на систему соревнований профессионалов ока­зывают влияние определенные целевые установки, связанные не только с законами спорта, но и законами бизнеса. Они прежде всего заключаются в нацеленности на успешное выступление в длинной серии стартов, что обусловлено сопутствующим ма­териальным вознаграждением за каждый такой старт. В течение длительного периода профессиональные спортсмены поддержи­вают достаточно высокий, но не максимальный уровень подготов­ленности, позволяющий им выступать в соответствии с личным рейтингом.

В последние десятилетия в развитии «любительского» спорта высших достижений наблюдается непрерывное стремление к про­фессионализации. Это выражается в значительном расширении календаря международных коммерческих соревнований. Ука­занная тенденция наиболее ярко проявляется в проведении куб­ков мира по разным видам спорта, так называемых «Гран-при» и международных коммерческих стартов. Особенность таких со­ревнований - их серийное проведение на протяжении 5-6 меся­цев в году.

Отдельным выдающимся спортсменам, имеющим большое преимущество над своими соперниками, особенно в видах спорта, где конкуренция между странами и спортсменами пока еще не ве­лика, выступления в престижных «любительских» и систематизи­рованных профессиональных стартах удается совместить.

Однако, как показывает практика, для большинства спортс­менов успешно решить эти две задачи, особенно в олимпийские годы, не под силу. Ставя их, спортсмены-профессионалы и силь­нейшие «любители» должны всегда учитывать фактор неизбежного снижения уровня подготовленности в связи со слишком частыми напряженными стартами.

Из этого можно сделать заключение, что любительский и про­фессиональный спорт по отдельным признакам непрерывно сбли­жаются, однако до полного слияния и идентификации им еще очень далеко, особенно в связи с целевыми установками и выбо­ром ограниченного числа параметров индивидуальной специфи­ческой соревновательной деятельности.

Раньше или позднее наступает стадия «свертывания» соревно­вательной нагрузки и у сильнейших спортсменов. На первом эта­пе это происходит за счет уменьшения числа выступлений в отно­сительно менее значимых для спортсмена соревнованиях (менее престижных, с меньшим вознаграждением).

С завершением основной спортивной карьеры видные спортс­мены с ярко выраженным «состязательным характером» нередко не прекращают выступления в соревнованиях с установкой на высокие достижения. С учетом этого, не только в локальных мас­штабах, но и на уровне международных спортивных организа­ций, в настоящее время учреждены спортивные календари для спортсменов-ветеранов зрелого и старшего возраста. Регистриру­ются мировые и национальные рекорды ветеранов. Однако необ­ходимо отметить, что риск нанести ущерб здоровью в погоне за спортивными результатами с возрастом существенно увеличи­вается.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой соревновательная деятельность?

2. Что такое спортивное соревнование и спортивное состязание?

3. Когда спортивное соревнование приобретает официальный харак­тер?

4. Какие виды классификации спортивных соревнований вы знаете?

5. Как можно классифицировать спортивное соревнование по ком­плексу признаков?

6. Какие группы соревнований можно выделить по сути спорта в них?

7. Какие группы соревнований можно выделить по их месту в тре­нировочно-соревновательной деятельности?

8. Какие соревнования называют главными?

9. Что представляют собой ординарные соревнования?

10.Какие соревнования называют отборочными?

11.Что представляют собой системно-подготовительные соревнования?

12.Какие соревнования называют рекреативными?

13.Какие соревнования называют показательными?

14. Что такое единый календарный план? Какими бывают календарные планы?

15.Назовите основные требования к сводному спортивному календарю.

16.Как формируются индивидуальные планы участия в соревнованиях?

17.Как формируется индивидуализированная система соревнований и индивидуальных и командных видах спорта?

18.Под влиянием каких причин и как меняется индивидуализирован­ная система соревнований в процессе многолетней спортивной дея­тельности?

19. Чем и по каким причинам отличаются системы соревновательной деятельности в массовом спорте и спорте высших достижений? Ка­ковы их объемы в различных видах спорта?

20.Чем отличается система соревнований у спортсменов-любителей и профессионалов? Какова тенденция развития системы соревнова­ний в спорте высших достижений?

21.Существует ли система соревнований для спортсменов, завершив­ших свою карьеру в большом спорте, но продолжающих поддержи­вать свои кондиции?




2019-11-13 2021 Обсуждений (0)
Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсменов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2021)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)