Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности



2019-11-13 1579 Обсуждений (0)
Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В специальной литературе часто предпринимаются попыт­ки тем или иным образом сгруппировать соревнования в форме классификации.

Встречаются разные виды классификации соревнований:

по иерархии спортивного мастерства участников (высшая лига, первая, вторая и т.д.);

по типу розыгрыша первенства (круговая система, отборочно-круговая, смешанная, прямого выбывания);

по типу «зачета» (личные, командные, лично-командные соревнования).

Однако построить всеобъемлющую и вполне удовлетворитель­ную во всех отношениях такую классификацию пока не удалось из-за многообразия форм и способов организации соревнователь­ной деятельности.

Наиболее близко подошел к решению этой проблемы Л.П. Мат­веев (1997, 1999), предложивший разграничить соревнования, во-первых, по комплексу признаков, выражающих суть спорта, а во-вторых, по их месту в тренировочно-соревновательной дея­тельности (рис. 3.1).

В качестве типологической группировки соревнований по комплексу признаков, выражающих суть спорта, Л.П. Матвеев выделяет соревнования двух типов:

- собственно спортивные;

- субспортивные.

Собственно спортивные
Субспортивные
Основные
Подготовительные
Разграничение соревнований по месту в тренировочно-соревновательной деятельности
Разграничение соревнований по комплексу признаков, выражающих суть спорта

 

 


Рис. 3.1. Типологическая классификация соревнований по комплексу признаков (по Л.П. Матвееву, 1997)

Собственно спортивные соревнования представляют собой соревнования с активной состязательно-достиженческой уста­новкой соревнующихся, полным комплексом присущих им черт и официальным статусом проведения. Состав соревновательной деятельности, условия ее осуществления и оценка достижений основаны на принципе неантагонистической конкуренции.

Субспортивные соревнования не имеют ярко выраженной функции соревновательного ранжирования, в их основе имеет­ся приоритет какой-либо другой стороны. В частности, для них может быть характерна подготовительная (по отношению к соб­ственно спортивным соревнованиям) функция либо условно-показательная, либо рекреативная.

По их месту в тренировочно-соревновательной деятельности и по отношению к ним главных действующих лиц (спортсменов и специалистов) соревнования логично подразделить на основ­ные и подготовительные.

В ряду основных соревнований правомерно выделить главные и ординарные. К числу основных соревнований иногда можно от­нести и так называемые отборочные соревнования, если спортс­мен предыдущими стартами не завоевал право включения в состав сборной команды. Хотя отборочные соревнования можно отне­сти и в группу подготовительных. Эти соревнования относятся и к собственно-спортивным соревнованиям.

Главные соревнования. В годичном цикле подготовки у спортс­мена может быть от 1 до 3 главных соревнований. Целью участия в этих соревнованиях является достижение победы или завоева­ние возможно более высокого места. В них спортсмен ориенти­руется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактиче­ских и психических возможностей. Они венчают отдельные этапы подготовки, становясь узловыми пунктами всей системы подго­товки.

Ординарные соревнования. Регулярно проходящие по спортив­ному календарю соревнования, в которых спортсмену приходит­ся выступать как участнику команды. В них спортсмен планиру­ет достижение определенных, достаточно высоких результатов, добиваясь побед или завоевывая определенные места, приносит команде зачетные очки.

Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу ком­плектования состава участников главных соревнований, перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, вы­полнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в главных сорев­нованиях.

Комплекс подготовительных соревнований складывается из числа официальных и неофициальных соревнований, кото­рым придается преимущественно подготовительная, контроль­ная и реабилитационная направленность. Такие соревнования можно назвать системно-подготовительными (подготовительно-тренировочными, подготовительно-адаптирующими, контрольно-подготовительными, подводящими).

Основной целью системно-подготовительных соревнований является адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, отработка рациональных технико-тактических решений в разнообразных ситуациях соревновательной деятельности и развитие способностей к их реализации в условиях острого со­перничества, приобретение соревновательного опыта, совершен­ствование специфических психических качеств. Особую роль играют подготовительные соревнования как эффективное сред­ство интегральной подготовки спортсмена.

Системно-подготовительные соревнования занимают исклю­чительно большое место в тренировочном процессе. Для квали­фицированных спортсменов такие соревнования с часто изменя­ющейся программой организуют обычно с интервалом в одну-две недели. К этой группе относят подводящие и контрольные сорев­нования.

Подводящие соревнования планируются в основном во второй половине подготовительного и в начале соревновательного пе­риодов. В подводящих соревнованиях отрабатывается модель со­ревновательной деятельности, которую спортсмен предполагает реализовать в главных соревнованиях. Необходимость отработ­ки различных вариантов соревновательной борьбы (например, в единоборствах и спортивных играх) предусматривает подбор со­перников, с которыми можно в наилучшей мере подготовить тот или иной технико-тактический вариант. Подводящие соревнова­ния следует проводить в условиях, максимально приближенных к условиям главных соревнований. Подводящими могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования.

Контрольные соревнования проводятся с целью контроля уровня подготовленности спортсмена. В них проверяется эффек­тивность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического совер­шенства, интеллектуальных и психических1 возможностей спортс­мена, выявляются сильные и слабые стороны в структуре сорев­новательной деятельности. С учетом результатов контрольных соревнований разрабатывается программа последующей подго­товки, предусматривающая устранение выявленных недостатков для успешного выступления в отборочных и главных соревнова­ниях. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организован­ные контрольные соревнования. Программа их может существен­но отличаться от программы отборочных и главных соревнований и быть составлена с учетом необходимости контроля уровня раз­вития отдельных сторон подготовленности.

Наряду с этим, можно выделить группу соревнований, не не­сущих преимущественно спортивно-достиженческих функций, - это показательные и рекреативные соревнования.

Рекреативные соревнования имеют характер эмоционально на­сыщенного отдыха - развлечения. При этом, как правило, проис­ходит переключение с основной соревновательной деятельности на какую-либо другую, чаще игровую. Основная цель этих сорев­нований - оздоровительная и восстановительная.

Показательные соревнования организуют и проводят на манер театрализованного представления, не имеющего функции сорев­новательного ранжирования.

Характерная особенность современного спорта - проведение комплексных соревнований, в программу которых включают несколько видов спорта. Наиболее масштабными комплексными соревнованиями являются Олимпийские игры, спартакиады, раз­личные региональные игры. В последние годы стали регулярно проводить паралимпийские соревнования инвалидов и другие комплексные соревнования, включающие в свою программу не­олимпийские, например национальные, виды спорта.

Спортивные соревнования могут быть официальными и не­официальными. Официальный характер соревнование приобре­тает только тогда, когда оно включается в официальный спортив­ный календарь, то есть утверждается заблаговременно в принятом спортивными организациями перечне с указателем сроков, мас­штаба и назначения; организуется по официальному «Поло­жению о соревновании» - четко оформленному нормативному документу, в котором определяются:

- задачи соревнования;

- состав участников (суммарное количество, возрастные,
половые, квалификационные и другие особенности);

- условия допуска к участию (предусмотрены ли отборочные старты, необходимо ли заранее показать определенный спортив­ный результат и т.д.);

- регламент и критерии определения победителей и их награж­дение;

- условия места проведения, материально-технического и ар­битражного обеспечения;

- другие существенные с организационной стороны позиции.

Судейство официальных соревнований осуществляют по дей­ствующим в виде спорта «Правилам соревнований» и обеспечи­вают квалифицированным спортивным арбитром (арбитрами).

 

3.3. Календарный план спортивных мероприятий и индивидуализированная система состязаний

 

Система соревнований складывается в виде календарного пла­на спортивных мероприятий. Календарный план спортивных мероприятий - это систематизированный перечень соревнова­ний, планируемых и официально утвержденных спортивными ор­ганизациями, которые представлены в нем в календарной последо­вательности, с указанием дат и мест проведения.

В соответствии с Федеральным законом о физической культу­ре и спорте основным документом, определяющим перечень меж­дународных и всероссийских спортивных мероприятий, является Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортив­ных мероприятий (ЕКП). Он утверждается до начала соответ­ствующего календарного года в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации.

Наряду с этим документом разрабатываются также календар­ные планы других спортивных организаций (федераций по видам спорта, комитетов по физической культуре и спорту, спортивных клубов и т.п.). Календарные планы спортивных мероприятий бы­вают сводно-комбинированными (сводящими календарные планы соревнований по разным видам спорта), спортивно-видовыми(охватывающие все контингенты спортсменов одного вида спор­та), избирательно-поконтингентными (предназначенными для определенных контингентов спортсменов: по возрасту, квалифи­кации, полу, другим признакам). Календарные планы создаются для спортивных мероприятий разного масштаба: местных, регио­нальных, национальных, континентальных, всемирных.

Основные требования к составлению календарных планов спортивных мероприятий:

- регулярность включения соревнований различного типа и ранга;

- охват широкого контингента спортсменов разной квалифи­кации, возраста и пола;

- рациональная последовательность в распределении соревно­ваний менее высокого и более высокого ранга;

- принципиальная соразмерность между сроками проведения особо престижных общезначимых соревнований и усредненными величинами времени, необходимого для приобретения или сохра­нения «спортивной формы» наиболее вероятными участниками этих соревнований;

- стабильность календарного плана.

Было бы неразумным требовать от спортсменов успешных выступлений во всех без исключения соревнованиях, предусмо­тренных календарным планом. Передовой опыт организации спортивной деятельности отличается согласованным выделением некоторого минимума обязательных для определенного контин­гента основных стартов (в том числе и самого ответственного -главного) и предоставлением занимающимся возможности широ­ко варьировать индивидуальные планы остальных выступлений. Ради достижения главной цели иногда бывает целесообразным отказаться от участия даже в весьма престижных состязаниях, если выступление в них вынуждает отклониться от оптимальных вариантов построения подготовки к самому основному старту. Исходя из этого, спортсмены и их тренеры в соответствии со сро­ками главных соревнований и спецификой развития спортивной формы составляют индивидуальные планы участия в соревно­ваниях.

Индивидуальная система соревнований строится примени­тельно к уровню подготовленности спортсмена, его целевым установкам, возможностям реализации их, избранному варианту системы построения тренировки, индивидуальным особенностям адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности. Выбранный на этой основе порядок выступлений спортсмена нужно соотнести по времени с избранными пунктами единого календарного плана, зафиксировав сроки тех соревнований, в ко­торых намеревается выступать спортсмен, что является времен­ными ориентирами в построении индивидуальной системы под­готовки.

Проблема «состыковки» индивидуализированного плана со­ревновательных выступлений с общим календарным планом спортивных мероприятий в различных видах спорта решается не вполне одинаково.

В индивидуальных видах спорта это сделать значительно про­ще. Нередко в этих видах спорта даже у спортсменов, претендую­щих на включение в одну и ту же сборную команду, фактически складывается различная индивидуальная система подводящих и отборочных соревнований.

В командных видах спорта эта проблема осложняется постоян­ной включенностью спортсменов в единую команду, продолжи­тельным и частым выступлением в ее составе по единому кален­дарному плану.

Индивидуализация системы соревнований достигается, хотя и не без труда, путем индивидуального и микрогруппового (по игровым звеньям) варьирования состава команды в тех или иных соревнованиях, периодической или эпизодической заменой иг­роков.

Возможно варьирование системы соревнований путем вве­дения в нее состязаний, не предусмотренных официальным ка­лендарным планом спортивных мероприятий: подготовительно-тренировочного, адаптационного и контрольного характера. Кроме того, возможно выступление за команды более высокого уровня (например, сборную команду страны).

 



2019-11-13 1579 Обсуждений (0)
Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификационные подходы и систематизация соревновательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)