Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе



2019-11-13 3578 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Для современного этапа развития спорта высших достижений характерен постоянный творческий поиск специалистов разных стран в направлении совершенствования всех составляющих сис­темы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ. Это требует особого акцента при рассмотрении тех тенденций в развитии сис­темы спортивной подготовки и с тех позиций, которые находятся в числе узловых в настоящее время и могут оказаться наиболее перспективными для дальнейшего прогресса спорта высших до­стижений.

В сфере организации спортивной подготовки, по мнению В.Н. Платонова (1986, 1997), в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих объединить управленческие, ка­дровые, финансово-экономические, материально-технические и другие предпосылки для реализации возможностей современ­ной методики спортивной подготовки:

- обеспечение органической взаимосвязи организационно-
методических основ тренировки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры, ШВСМ) и нижестоящих (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;

- формирование позитивной мотивации труда тренеров и оргработников через организацию развернутой системы соревнова­ний, материального и морального стимулирования для достиже­ния высшего спортивного мастерства и эффективной подготовки спортивного резерва;

- создание организационных условий, обеспечивающих цент­рализованную подготовку спортсменов, их постоянную конку­ренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилиза­ции функциональных резервов организма и оптимизации адапта­ционных процессов;

- поощрение альтернативных организационных и научно-методических подходов к системе подготовки спортсменов высо­кого класса;

- обеспечение финансирования спортивной деятельности из различных источников.

Велико влияние на рост спортивных достижений совершен­ствования материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь в первую очередь идет о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, эки­пировке, тренажерно-диагностическом оборудовании. Бурный прогресс достижений, в последние годы в ряде видов спорта в значительной (если не в решающей) мере определяется именно факторами материально-технического порядка.

Вполне естественно, что при всей важности для роста спортив­ных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта пре­жде всего определяется совершенствованием системы спор­тивной тренировки, современные тенденции которой отражают­ся в следующих основных направлениях.

1. Прирост объемов тренировочной работы. Многие специали­сты из различных стран считают возможным дальнейшее повы­шения объема работы, затрачиваемой на подготовку спортсменов высокого класса, планомерное увеличение тренировочных заня­тий с большими нагрузками. Вместе с тем чрезмерные величи­ны объема работы часто входят в противоречие с другими ком­понентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказываются на эффективности процесса специальной физической и техниче­ской подготовки спортсменов. Практика подготовки отдельных спортсменов и целых команд, чрезвычайно увеличивших объемы тренировочной работы, свидетельствует о том, что в этих усло­виях не всегда удается достигнуть ожидаемых результатов - рез­ко возрастает число случаев перенапряжения функциональных систем организма, сокращаются сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптивных возможностей спортсменов.

Исходя из этого, по мнению ведущих специалистов, возникла необходимость поиска, во-первых, наиболее эффективных соче­таний нагрузок различной преимущественной направленности и, во-вторых, новых форм организации тренировки, предусмат­ривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптивных возможностей организма спортсмена на основе ра­циональной взаимосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов.

2. Перспективное планирование подготовки и комплексная увязка входящих в нее компонентов и систем обеспечения (научно-методического, медицинского, материально-технического и др.). Индивидуальную целевую перспективную модель сильнейших спортсменов разрабатывают с оптимальным опережением ре­ального прогноза результатов мирового уровня и возможностей основных соперников.

3. Динамичность системы подготовки, гибкое планирование, оперативная коррекция тренировочных программ на основе вне­дрения новых диагностических средств оценки динамики состоя­ния спортсменов с учетом разработки новых средств и методов тренировки и восстановления, а также учета тенденций мирового спорта, соотношения сил с основными соперниками, изменения правил соревнований, международного календаря.

4. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства. Это предусматривает не только совершенствование всех ее компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. При этом необходи­мо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах, в силу воз­растных особенностей спортсменов и закономерностей становле­ния спортивного мастерства, не влияют существенно на уровень результата. Поэтому при создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подго­товки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенси­ровать на этапе максимальной реализации индивидуальных воз­можностей.

5. Постоянное увеличение соревновательной практики как эф­фективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции специфических адаптивных процессов и повышения на этой основе эффективности процес­са подготовки. Проявляется это в увеличении числа соревнова­ний, соревновательных дней, стартов, игр, схваток и т.д. и про­должительности соревновательного периода. Однако, по мнению В.Н. Платонова (1997), необходимо устранение интенсивно про­являющегося в последние годы противоречия между системой целенаправленной подготовки к крупнейшим соревнованиям (Олимпийским играм, мировым и континентальным чемпиона­там) и сложившейся практикой участия ведущих спортсменов в большом количестве коммерческих соревнований в течение года.

6. Увеличение специализированности подготовки в строгом со­ответствии системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализа­ции вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также увеличении объема технико-тактической подготовки в условиях, максимально при­ближенных к предполагаемой соревновательной деятельности. Общая подготовка перестает играть существенную роль в трени­ровке спортсменов высокого класса и используется в основном как средство активного отдыха. Это направление можно харак­теризовать как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки.

По мнению В.Н. Платонова (1986, 1997), необходимо обеспе­чить достаточный объем общей подготовки на предварительном и базовом этапах, а также своевременность начала узкой специа­лизации с постепенным увеличением объема специальной подго­товки в границах этапа максимальной реализации индивидуаль­ных возможностей.

7. Повышение доли однонаправленных тренировочных (кон­центрированных) нагрузок с применением средств и методов, ориентированных на решение преимущественно какой-либо од­ной конкретной задачи. При этом заметна тенденция и к сосредо­точению объемов однонаправленных тренировочных нагрузок на определенных этапах подготовки. Такая стимуляция функцио­нальной активности с возрастающей действенностью обеспечивает прогрессивные адаптивные перестройки в организме спортсменов.

8. Планомерное увеличение психической напряженности в тре­нировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии.

9. Стремление к строго сбалансированной системе трениро­вочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, системы восстановления и фармакологической поддержки, обеспечиваю­щих стимуляцию работоспособности и мобилизацию функцио­нальных резервов, увеличивающих реакцию организма на на­грузку, а также профилактику спортивных травм и заболеваний. Единство и оптимальное сочетание восстановительных средств, а также рациональное использование недопинговых фармаколо­гических средств поддержки и стимулирования специальной ра­ботоспособности.

10.Максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спор­тивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревнова­тельной деятельности и т.д.

11.Разработка инновационных технологий и расширение допол­нительных нетрадиционных средств подготовки, стимулирующих повышение работоспособности и ускоряющих процессы восста­новления, а также увеличивающих реакцию организма на нагруз­ку. К их числу следует отнести:

- использование методических приемов, приборов и оборудо­вания, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсменов;

- применение тренажеров, обеспечивающих реализацию ре­кордных режимов выполнения соревновательного упражнения, избирательное, а также сопряженное совершенствование различ­ных двигательных качеств, физического и технического совер­шенствования;

- проведение тренировки в экстремальных условиях внешней среды (среднегорье и высокогорье, различные температурные ре­жимы и влажность), дающих возможность интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренирующего воздействия, по­высить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям;

- целенаправленное применение искусственной гипоксии, электростимуляции и других инновационных технологий повы­шения работоспособности.

12. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства к конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.

Магистральный путь реализации систем управления трениро­вочным процессом связан с разработкой и внедрением автомати­зированных и компьютерных технологий, разработкой формали­зованных программ, опирающихся на возможность современной диагностической и вычислительной техники. Внедрение данных технологий позволяет добиться системности итоговых рекомен­даций, предусматривающих оптимизацию тренировочного про­цесса по ряду основных позиций в рамках единого целого, коли­чественного характера рекомендаций по значимым переменным, обеспечивает возможность отслеживать динамику показателей 11 влиять на их изменения с учетом трудозатрат и имеющихся в наличии материально-технических условий. Тем самым создаются оптимальные условия для рационального управления состоянием спортсмена, обеспечивающего соответствие уровня подготовлен­ности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.

Таким образом, анализ тенденций совершенствования подго­товки спортсменов высокого класса позволяет констатировать, что только надежная система организационно-методического управления, творческий опыт и инновационные технологии тренеров-новаторов в сочетании с эффективным научно-методическим, медико-биологическим и материально-техническим и финансо­вым обеспечением определяют прогрессивный рост спортивных достижений.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности развития современного спорта выс­ших достижений?

2. Назовите основные направления совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов в сфере организации под­готовки спортсменов; в сфере материально-технического обеспече­ния; в системе спортивной подготовки?

3. Чем характеризуется и к чему приводит увеличение объема трениро­вочной работы?

4. С какой целью применяют повышение доли однонаправленных тре­нировочных нагрузок?

5. Для чего требуется увеличение специализированности подготовки высококвалифицированных спортсменов ?

6. С какой целью проводят планомерное увеличение соревновательной практики и психологической напряженности тренировочного про­цесса квалифицированных спортсменов?

7. По каким направлениям идет расширение нетрадиционных средств тренировки?

8. Как реализуется в многолетней спортивной тренировке достиже­ние оптимальной структуры построения соревновательной деятель­ности?

9. На чем основывается совершенствование управления становления спортивного мастерства?




2019-11-13 3578 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные направления совершенствования подготовки спортсменов на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)