Проблемы коммерциализации и профессионализации спорта
Проблемы коммерциализации и профессионализации тесно взаимосвязаны между собой. Специалисты, внимательно следящие за переменами, происходящими в международном спортивном, в том числе и олимпийском, движении, могли уже в первой половине 1980-х годов увидеть четко проявившуюся принципиально новую тенденцию, согласно которой дальнейшее развитие международного спортивного движения неизбежно связывалось с его коммерциализацией и профессионализацией. В организации спортивной деятельности ведущих западных держав произошли серьезные изменения, которые начали влиять на мировой спорт. Спортивные организации ряда стран, не получая от своих правительств достаточных средств на развитие спорта высших достижений и проведение соревнований, начали искать источники финансирования в бизнесе, используя популярность спорта у фирм-рекламодателей. Средства от рекламно-спонсорской и лицензионной деятельности, от продажи прав на телетрансляцию соревнований стали одним из источников финансирования отдельных видов спорта в США, Германии, Великобритании, Швеции и других государствах. В настоящее время сформировалось достаточно устойчивое мнение специалистов о том, что спорт высших достижений уже не может существовать как некоммерциализированный. Вопрос этот сложный, тем более что далеко не все согласны с этой позицией. Так, исследования, проведенные В.Н. Платоновым и СИ. Гуськовым (1994, 2002), свидетельствуют о наличии разных подходов к оценке проблемы коммерциализации олимпийского спорта. Первый подход - это взгляд на данную проблему, учитывающий современные изменения, происходящие в мировом спорте и в спорте отдельных стран. В нем преобладает прагматизм в оценке происходящего. Сторонники такой точки зрения рассматривают коммерциализацию как «необходимое зло», помогающее развитию спорта, но считают, что этот процесс должен контролироваться спортивными организациями, а не коммерсантами. Сторонники другого подхода предлагают оценить процесс коммерциализации спорта не только с точки зрения финансовой помощи ему, но и с точки зрения на саму природу спорта и его ценности. Они считают, что коммерциализация спорта ведет к перемещению ценностных ориентации, так как ценность спортивной деятельности уже начинает измеряться не тем, что человек занимается спортом и демонстрирует определенные достижения в нем, а количеством денег, которое это может принести. Коммерциализация сводит на нет воспитательные функции спорта. А без них спорт и олимпийское движение перестают быть тем большим и значительным социальным явлением, каким они пока являются. Коммерциализация ведет к трансформации отдельных видов спорта, к изменению правил соревнований. Не всегда это идет на пользу спорту. И сам спорт, и оргкомитеты крупных международных соревнований, в том числе и Олимпийских игр, попадают в зависимость от внешних источников финансирования (прежде всего - от коммерческого телевидения). Наряду с этим происходит дискриминация отдельных видов спорта, не пользующихся вниманием телевидения, рекламодателей и спонсоров, которые отдают предпочтение наиболее зрелищным видам. Например, такие виды спорта, как греко-римская борьба, водное поло, прыжки в воду, современное пятиборье и некоторые другие, не привлекают большого внимания и не могут быть коммерциализированы. Коммерциализация других видов спорта, в том числе тенниса, баскетбола, хоккея, футбола, легкой атлетики, фигурного катания, горнолыжного спорта, биатлона и ряда других, протекает весьма интенсивными темпами. Подобные явления приводят к разнообразным негативным последствиям для самого спорта, таким, например, как разделение видов спорта на «бедные» и «богатые». Наряду с этим нельзя не видеть проявляющейся уже сейчас потери интереса детей и молодежи к тем видам спорта, которые обделены вниманием телевидения, прессы и не позволяют даже спортсменам высшей квалификации получать существенные доходы от своих занятий. Еще одна проблема заключается в том, что основным требованием коммерциализации спорта стало постоянно возрастающее значение достижения максимально возможного результата в соревнованиях. Эта черта спорта ныне постоянно обостряется из-за роста моральных и особенно материальных стимулов, связанных с победой в различных соревнованиях. Высокие доходы победителям крупнейших соревнований обеспечивают спонсоры, заинтересованные в эффективной рекламе своих товаров. С одной стороны, это требует постоянного выступления на пределе человеческих возможностей, что неблагоприятно сказывается на здоровье спортсменов. С другой стороны, при этом формируется относительно узкий круг спортивной элиты, способной демонстрировать выдающиеся результаты, привлекающие основное внимание зрителей, и получающей за это значительные, а иногда и сверхдоходы. Это существенно отдаляет попавших в элитную группу от основной массы спортсменов, не достигших вершин мастерства и не получающих выгод от коммерциализации спорта. Еще больше обостряет проблему достаточно четко проявляющаяся в настоящее время тенденция значительного сокращения финансирования спорта, не связанного с демонстрацией высшего уровня достижений. Коммерциализация спорта и основополагающий принцип бизнеса - получение доходов увеличивают количество соревнований, объединенных в длинные серии стартов, вынуждающих сильнейших спортсменов не пропускать эти старты из-за значительных материальных вознаграждений, получаемых по итогам выступлений во всей серии. Такая система соревнований, по мнению специалистов-медиков, ведет к чрезмерным физическим и психическим нагрузкам, как следствие, к значительному перенапряжению организма спортсменов, что сказывается на их здоровье. Вместе с тем, по мнению В.Н. Платонова и СИ. Гуськова (1994, 2000,2002), А.В. Починкина (2006), опыт последних лет, отражающий взаимодействие спорта и экономики, убедительно свидетельствует, что в случае профессионального ведения дел спортивным организациям удается получить высокие доходы от коммерциализации, не попадая при этом в зависимость от экономики и сохраняя свое лицо в сложной ситуации, когда тесно переплетаются интересы спортсменов, тренеров, спонсоров, поставщиков спортивного инвентаря и оборудования, средств массовой информации и др. При этом сохранение самостоятельности спорта и его идеалов в таких условиях требует от спортивных специалистов глубокого знания не только собственных проблем спорта, но и его места в системе общественных явлений, постоянного изучения фактов, прежде всего экономического плана, влияющих на спорт, быстрого и квалифицированного реагирования на изменяющиеся экономические ситуации. По мнению большинства специалистов, отвергать сегодня процесс коммерциализации спорта было бы бессмысленно. Очень важно отказаться от догм и стереотипов, не соответствующих реальной жизни. А потому этот процесс должен быть управляемым и жестко контролируемым. Одной из основных тенденций, наряду с коммерциализацией, определяющих на современном этапе развитие спорта высших достижений, является его профессионализация. Уровень спортивных достижений и высокая конкуренция на спортивных соревнованиях, характерные для современного спорта, требуют от спортсменов такого уровня самоотдачи, затрат времени, физических и психических нагрузок, которые невозможны без соответствующей организации, предоставления разнообразных услуг, а также надлежащего материального обеспечения и стимулирования. Поэтому одна из основных тенденций, определяющей на современном этапе развитие спорта высших достижений, - его профессионализация, которая постепенно охватила и собственно спортивную деятельность. В настоящее время большинство видов спорта достаточно интенсивно продвигаются по пути, который ранее прошел профессиональный коммерческий спорт. И если в так называемом любительском, или олимпийском, спорте сейчас лишь происходит процесс формирования профессионализации, то в профессиональном спорте, прежде всего в таких его видах, как автогонки, бейсбол, гольф, велоспорт, футбол, американский футбол, баскетбол, хоккей, теннис, бокс и некоторые другие, формирование профессий в основных чертах давно завершилось, и речь идет уже о дальнейшем совершенствовании системы профессионального спорта. В решении проблемы профессионализации спорта камнем преткновения долго был допуск спортсменов на Олимпийские игры. Провозглашалось, что олимпийский спорт - это любительский, а не профессиональный. Это правило в реальной практике олимпийского спорта давным-давно не соблюдалось. А руководители национальных и международных спортивных организаций делали вид, будто бы не происходит систематических нарушений пресловутого запрета. Л.П. Матвеев, в частности, отмечает: «...Профессионализм отнюдь не чужд олимпийскому спорту - при достаточно высоком уровне развития спорта высших достижений, в том числе олимпийского, закономерно происходит профессионализация спортивной деятельности и образа жизни тех спортсменов, кто на деле проторяет пути к новым спортивным достижениям всечеловеческого масштаба и является их носителем». Далее ученый говорит об уточнении некоторых терминов и понятий: «...не подчиненный коммерции спорт высших достижений, конечно, далеко не во всем подобен тому профессиональному спорту, какой функционирует в сфере бизнеса. Для их терминологического разграничения первый можно назвать супердостиженческим, второй - профессионально-коммерческим. Различия заключаются, главным образом, в целевых установках: в первом случае направленность на высокие спортивные достижения, во втором - получение финансовой прибыли, доходного предпринимательства. Отсюда следуют различия в особенностях как соревновательной, так и тренировочной деятельности в этих разных типах спорта». По мнению большинства специалистов, дальнейшие перспективы развития спорта будут все теснее связаны с профессионализмом, и сохранить свое лицо олимпийский спорт сумеет, если будет реально оценивать положение дел и оперативно реагировать на конкретные ситуации с учетом интересов олимпийского движения. Стремление же сохранить явно не соответствующие реальности представления о «чистом» любительстве способны лишь затруднить развитие спорта. Сохранение принципа любительства не только не смогло воспрепятствовать усилению тенденции профессионализации спорта, но и направило этот процесс в русло лжелюбительства и махинаторства (нелегальные выплаты, фиктивные должности и т.п.). В результате этого рассуждения о чистом любительстве в спорте стали восприниматься как фарс. Создавая определенные условия для профессионализации спорта, необходимо, по мнению В.Н. Платонова и СИ. Гуськова (1994, 2002), учитывать, что профессиональный спорт в США и в европейских странах при своем формировании шел разными путями и по своей социальной природе и источникам финансирования довольно сильно разнится. В США профессиональные лиги, ставшие монополиями, получили право определять статус профессиональных спортсменов самостоятельно. При этом по сравнению с работниками других областей спортсмены-профессионалы подвергались в США очевидной дискриминации со стороны профессиональных лиг. Но в настоящее время наметилась тенденция вмешательства в регулирование профессионального спорта исполнительной власти посредством издания подзаконных правовых актов. Вместе с тем профессиональный спорт в Европе гораздо ближе к олимпийскому, чем американский профессиональный спорт. В отличие от США, в Европе сформировался подход, согласно которому профессиональный спорт признается в качестве разновидности экономической деятельности, а принципы его регулирования устанавливаются в первую очередь государствами, а не частными лицами - профессиональными лигами, как в США. Л.П. Матвеев (1999) считает, что профессиональный коммерческий спорт сложился как своеобразная отрасль шоу-бизнеса, он развивается не только и часто не столько по законам самого спорта, сколько по законам получения финансовой прибыли, коммерции, доходного предпринимательства на материале спортивного зрелища. С ним соглашаются многие специалисты, отмечающие, что профессиональный спорт следует рассматривать прежде всего как бизнес, как совокупность деятельности инкорпорированных фирм-клубов, главная задача которых состоит в продаже спортивного зрелища и извлечении прибыли, на это и нацелена вся его организационная структура. Профессиональные спортивные федерации, ассоциации, лиги, клубы являются сложнейшими коммерческими организациями - и в этом отношении ничем не отличаются от предприятий (корпораций, картелей, монополий, синдикатов, фирм) в других сферах деятельности. Поэтому в основе профессионального спорта лежат прежде всего экономические законы. Американские юристы Р. Бэрри, У. Гоулд и П. Стаудохар (1986) утверждают: «Профессиональный спорт всегда являлся коммерческим предприятием, но теперь он превратился в настоящую индустриальную систему, центральным аспектом которой стали трудовые взаимоотношения между владельцами клубов и спортсменами». Рабочая сила профессиональных спортсменов имеет свою специфику, но в принципе не отличается от рабочей силы, используемой в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах. Рабочая сила спортсменов представлена комплексом их технико-тактических, физических, психических и интеллектуальных способностей, обеспечивающих высокую результативность в соревновательной деятельности. С одной стороны, владельцы профессиональных команд и клубов, как и другие предприниматели, стремятся получить максимальную прибыль от эксплуатации рабочей силы - профессиональных спортсменов, с другой стороны, в профессиональном спорте созданы организации, защищающие интересы спортсменов. Интересы профессиональных спортсменов представляют их ассоциации, играющие роль профсоюзов. Отношения между руководителями федераций и клубов и ассоциациями спортсменов определяются договорами, в которых отражаются порядок найма профессиональных спортсменов, минимальный уровень их заработной платы, порядок социального и пенсионного обеспечения и т.д. Содержание этих договоров в дальнейшем находит свое отражение в содержании индивидуальных контрактов между клубом и профессиональным спортсменом. Сегодня в профессиональном спорте средний доход профессиональных спортсменов в игровых видах спорта намного выше среднего дохода специалистов наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий - адвокатов, врачей, специалистов в области компьютерной техники и др. Особо выдающиеся спортсмены, специализирующиеся в баскетболе, футболе, американском футболе, бейсболе, не говоря уже о гольфе, теннисе или боксе, зарабатывают в несколько раз больше, чем ведущие специалисты и даже президенты крупных промышленных компаний и банков. В последние годы доходы спортсменов в американском профессиональном спорте резко возросли. Особенно резко поднялась зарплата у баскетболистов, играющих в командах Национальной баскетбольной ассоциации. Средняя зарплата у всех игроков по контрактам превышает 1 млн долл., а у ведущих игроков доходы существенно превышают эту цифру. Столь высокие доходы профессиональных спортсменов, естественно, определяются запросами рынка и отражают реальное место современного профессионального спорта как сферы предпринимательской деятельности. Вместе с тем, как часто отмечается в прессе, высокие заработки спортсменов-профессионалов поражают воображение, вызывают возмущение многих обывателей, когда они сравнивают зарплату профессиональных спортсменов с зарплатой государственных служащих. Споры вокруг астрономических заработков спортсменов-профессионалов происходят во многом потому, что болельщики продолжают считать профессиональный спорт - спортом, а не коммерческим предприятием. Подавляющее большинство спортивных обозревателей, считая профессиональный спорт развлекательным бизнесом, отмечают, что уровень зарплаты и гонораров спортсменов должен определяться прежде всего уровнем доходов, получаемых командами или организаторами соревнований, а не какими-либо другими соображениями. И с этим трудно не согласиться. Высокие доходы профессиональных спортсменов определяются запросами рынка и отражают сегодня реальное место отдельных видов профессионального спорта в сфере индустрии развлечений. Основными источниками доходов клубов в профессиональном спорте являются: - продажа билетов на соревнования; - продажа прав на трансляцию соревнований радио- и телекомпаниям; - доходы от концессии стадиона или дворца спорта и от парковки автомашин зрителей во время матчей; - поступления от коммерческо-лицензионной, рекламно-спонсорской и издательской деятельности; - продажа игроков; - поступления из центральных фондов лиг; - проценты на капиталы, вложенные в банки, и др. Владельцы профессиональных команд - это богатые, зачастую даже очень богатые люди. Их в первую очередь интересуют материальные соображения, которые и оказывают огромное влияние на организацию и управление видом спорта, на систему проведения соревнований. Размещение профессиональных команд, как и их количество, определяются мотивами прибыли, спросом потребителей на зрелище. Именно по этой причине отмечается массовое перемещение профессиональных команд из одного города в другой на протяжении всей истории развития американского профессионального спорта. Стремление к максимальному извлечению прибыли предопределяет деятельность организаций профессионального спорта, ориентированную на реализацию общей для всех клубов организационной и экономической политики, и в конечном счете монополизацию того или иного вида спорта. Таким образом профессиональный спорт в итоге превратился в высокодоходный бизнес, сопоставимый по масштабам с ключевыми отраслями мировой экономики. Несомненно, профессионально-коммерческий спорт выполняет и определенные общекультурные функции, но они находятся на заднем плане. К таким функциям, которые косвенно решает профессиональный спорт, можно отнести прежде всего популяризацию спорта и привлечение людей к занятиям спортом. Американские специалисты выделяют и другие общекультурные функции профессионального спорта: - спорт служит и для зрителей, и для участников безопасным клапаном, через который в общественно-приемлемой форме выходят накопившиеся в организме человека энергия, напряжение и враждебные чувства; - спорт служит моделью жизни, и спортсмен является образцом для воспитания других членов общества; - спорт - это духовный, почти религиозный институт, который использует свои ритуалы, церемонии и другие качества для поддержания ценностной системы общества. Наряду с этим, В.Н. Платонов и СИ. Гуськов (1994), В.Н. Платонов (2002) отмечают, что для современного профессионального спорта характерен ряд специфических принципиальных особенностей, отличающих его от состояния и развития так называемого профессионализированного любительского спорта и прежде всего олимпийского спорта. Первая такая отличительная особенность профессионального спорта - его ориентация на развитие тех видов, которые могут принести большие доходы или, как минимум, обеспечить покрытие собственными доходами всех расходов. Вторая отличительная особенность профессионального спорта - стремление его организаций обеспечить создание и поддержание в соревнованиях атмосферы жесткой конкуренции, без которой вид спорта теряет привлекательность для зрителей, утрачивается интерес к нему со стороны телевидения и спонсоров. Поддержание высокой конкуренции осуществляется прежде всего путем постоянного поиска и привлечения в систему профессионального спорта молодых одаренных спортсменов. Интенсивно пополняется профессиональный спорт за счет притока спортсменов в высшие лиги из низших профессиональных лиг и из стоящих еще ниже их по уровню студенческих команд, а также притока ярких спортсменов, достигших высоких результатов в олимпийском спорте. Причем немало из них довольно быстро достигали вершин и в профессиональном спорте. Для того чтобы поддержать соревновательную атмосферу в игровых видах профессионального спорта, в США создана достаточно сложная система найма игроков, ограничивающая спортсменов в выборе команд, за которые они хотели бы выступать, и определяющая порядок их перехода из одной команды в другую. Основная цель этой системы - такое распределение игроков, которое обеспечивало бы высокий уровень мастерства различных команд лиги, способствовало поддержанию в ней высокой конкуренции и, на этой основе, получению больших доходов. Третья отличительная особенность профессионального спорта - большое значение, придаваемое формированию в каждом из видов профессионального спорта спортивной элиты, называемой в спортивном бизнесе «манимэн», - выдающихся спортсменов, привлекающих особое внимание зрителей и пользующихся повышенной популярностью в обществе. Для популяризации таких спортсменов используются не только показатели их спортивного мастерства, но и образ их жизни, увлечения, доходы и т.п. Вся история профессионального спорта убедительно свидетельствует о том, что спортивная элита и связанная с ней информационная, рекламная, спонсорская, общественная деятельность являются мощными факторами развития вида спорта и повышения прибылей. Четвертая принципиальная особенность профессионального спорта - наличие достаточно эффективной и постоянно совершенствуемой системы социальной защиты спортсменов. В охране интересов профессиональных спортсменов велика роль посреднических агентств, которые от имени спортсменов заключают все коммерческие договоры, вкладывают заработанные спортсменами деньги в то или иное дело и т.д. Несмотря на то что менеджеры и агенты берут за услуги достаточно высокий процент (до 20% и более), их деятельность оказывается эффективной. Следует сказать, что еще 35-40 лет назад профессиональные спортсмены были той частью наемных служащих, с которой обращались наиболее несправедливо - как в отношении условий труда и социальных гарантий, так и в распределении доходов. Но в последнее время положение профессиональных спортсменов существенно изменилось к лучшему. Значительно улучшились их материальное вознаграждение, условия труда и найма, возросло материально-техническое обеспечение процесса подготовки спортсменов, повысилось качество работы тренерского состава, приняты достаточно эффективные меры по охране здоровья спортсменов и обеспечению безопасности их участия в соревнованиях. Этому способствовали как постоянный рост популярности спорта в связи с огромным интересом, который стало проявлять к нему телевидение, так и широкое развитие спонсорства и маркетинга, а также деятельность ассоциаций спортсменов и посреднических организаций, сумевших добиться упорядочения отношений между профессиональными спортсменами и предпринимателями на основе долгосрочных коллективных договоров. В профессиональный спорт вовлечены тысячи людей: спортсменов, тренеров, организаторов, людей обеспечивающих содержание, питание, проживание, транспортировку, экипировку, охрану спортсменов и т.д. На спорт расходуют и на спорте зарабатывают сотни миллионов долларов. Не составляет секрета и то, что в профессиональном спорте, там, где крутятся большие деньги, процветает криминализация. Имели место и террористические акты на крупнейших соревнованиях, и убийство спортивных функционеров. Кроме того, вспышки и проявления насилия и грубости, случаи употребления допинга и наркотиков разяще контрастируют с тем, что мы привыкли ждать от спорта. Вместе с тем в профессиональном спорте есть очень много положительных моментов, делающих его привлекательным. В настоящее время параллельно развиваются и активно функционируют большое количество международных любительских спортивных федераций и профессиональных союзов, лиг и ассоциаций. На протяжении столетия профессиональный и олимпийский, любительский спорт развивались самостоятельно, создавая каждый свою сложную систему соревнований, организации и методики подготовки спортсменов, воспитывая выдающихся спортсменов, поражающих виртуозным мастерством и удивительными достижениями. По мнению В.Н. Платонова (2004), в любительском спорте высших достижений, включающим и олимпийский спорт, система спортивной подготовки разрабатывалась многими десятилетиями. В ней существуют сложная система отбора и построения подготовки, методика совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов, система контроля и управления непосредственной подготовкой к главным соревнованиям и т.п. В меньшей мере разработаны вопросы содержания соревновательной деятельности, управления спортсменом и командой в условиях соревнований, командной подготовки в спортивных играх, управления психическим состоянием спортсменов и команд в условиях соревнований и др. В профессиональном же спорте ситуация во многом противоположная. Например, в спортивных играх значительную часть года спортсмены готовятся индивидуально, самостоятельно решая вопросы развития двигательных качеств, совершенствования техники и т.д. Тренер только требует, чтобы каждый игрок имел соответствующий уровень физической и технической подготовленности к периоду командной подготовки и соревнований, за качество и эффективность которых он, тренер, и отвечает. В связи с этим структура и содержание процесса подготовки на данных этапах тренировочного года не только в различных видах профессионального спорта, но и у разных спортсменов-профессионалов одной команды отличаются исключительным многообразием и разноплановостью, очень часто не имеют научного обоснования, а базируются на взглядах спортсмена и его консультантов. В то же время хорошо разработана и высока эффективность командной подготовки, когда спортсмены собираются на сборы перед периодом ответственных соревнований или тренируются совместно в перерывах между играми. Продуманность, рациональность, разнообразие и учет индивидуальности каждого игрока, высочайший уровень ответственности и самоотдачи каждого спортсмена обеспечивают высокую эффективность подготовки и позволяют команде в целом в течение очень непродолжительного периода - от 2-3 до 4-6 недель - выйти на высокий уровень готовности к соревнованиям. Обмен опытом, накопленным в этих во многом самостоятельно развивавшихся на протяжении долгих лет составных частях современного спорта высших достижений, несомненно, будет способствовать дальнейшему росту мастерства спортсменов. Например, уровень мирового хоккея в последние 20-25 лет вырос благодаря многочисленным встречам между европейскими командами и профессиональными клубами НХЛ, обмена игроками НХЛ и Европейской лиги, а в настоящее время - и КХЛ. Европейский хоккей почерпнул у профессионалов технику и тактику силовой борьбы, индивидуальной игры вблизи ворот соперника и т.п., а североамериканский профессиональный хоккей обогатился игрой в пас, маневренностью и динамичностью, характерными для европейского хоккея. Бытует мнение о крайней безжалостности системы спортивной подготовки и соревновательной деятельности в профессиональном спорте по отношению к спортсменам, к их здоровью. Однако это мнение не вполне правомерно. Так, например, В.Н. Платонов (2002), ссылаясь на мнения специалистов, непосредственно сталкивающихся с подготовкой профессиональных спортсменов в Европе и США, отмечает, что именно с позиций охраны здоровья, профилактики перегрузок, травм, эффективности медицинского обеспечения профессиональный спорт в его лучших проявлениях стоит неизмеримо выше олимпийского спорта. В конечном счете, забота о здоровье спортсменов-профессионалов проявляется в явно большей продолжительности их выступлений на высшем уровне по сравнению со спортсменами-любителями. Например, сильнейшие велосипедисты-шоссейники бывшего СССР, добивавшиеся выдающихся достижений на чемпионатах мира среди любителей, на Олимпийских играх и велогонках мира, обычно оказывались неспособными выступать на уровне высших достижений более 2-4, редко 5-7 лет. Мало кому из них удавалось продлить спортивную карьеру до 25-28 лет. Причинами этого являлись недостаточная мотивация, избыточные нагрузки, неэффективное лечение травм, хронические заболевания, участие в соревнованиях при недолеченных травмах или в состоянии болезни, неэффективное питание и т.д. В профессиональном велоспорте ситуация иная. Здесь своих наивысших результатов спортсмены, как правило, добиваются в возрасте 25-30 лет, а многие выдающиеся велосипедисты становились победителями и призерами крупнейших соревнований среди профессионалов и в более старшем возрасте. Продолжительность активной спортивной карьеры в профессиональном спорте у многих гонщиков составляет 5-10 и даже 10-15 лет. И это при том, что объем работы в течение года у велосипедистов-профессионалов часто достигает 45-50 тыс. км, при ежедневном объеме в 150-200 км, а количество соревновательных дней в году- 150-170. В таком очень травмоопасном виде спорта, как американский футбол, спортсмены в ведущих профессиональных клубах обычно выступают в течение 4-6, а часто и 10-15 лет, а приходят они в профессиональные команды обычно в возрасте 22-24 лет. Понятно, что такие показатели не могли быть достигнуты без соответствующей заботы о здоровье спортсмена. Это, к примеру, проявляется уже в том, что за период соревнований в американском футболе спортсмен обычно участвует не более чем в 8-12 ответственных матчах, а молодые спортсмены в 4-6 матчах. Количество игроков в одной команде, как правило, составляет 47 человек при 11 игроках, одновременно выступающих в каждом матче. Было бы наивным думать, что забота о здоровье спортсменов, об их долгожительстве в спорте беспокоит менеджеров, тренеров и руководителей клубов исключительно из гуманных соображений. В основе этой заботы лежат совсем другие факторы: в профессионального спортсмена сегодня вкладываются большие деньги, которые должны приносить прибыль. И именно этот фактор является первоочередным в заботе о его здоровье и благополучии. Заинтересован в этом и сам спортсмен. Поэтому в профессиональном спорте практически отсутствуют проблемы дисциплины, сознательного отношения к своему режиму, вредных привычек, профилактических и оздоровительных мероприятий и т.п. Сильные стороны профессионального спорта делают его достаточно привлекательным для спортсменов не только перспективой высоких доходов, но и в связи с возможностью самосовершенствования, максимального раскрытия своих способностей, достижения высокого уровня спортивного мастерства. Это отмечают многие наши выдающиеся спортсмены, подписавшие в разное время контракты с различными профессиональными клубами Западной Европы, США, Канады, Австралии. Вместе с тем, по мнению Л.П. Матвеева (1999), именно профессионализированный любительский спорт остается той специфической деятельностью, в сфере которой в большей степени обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств спортсменов, которые неуклонно ведут к высоким спортивным достижениям. В целом же следует сказать, что как в профессиональном, так и в любительском спорте высших достижений отмечается исключительно высокий уровень мастерства спортсменов. Однако в тех видах, которые особенно популярны в мире профессионального спорта, конечно, мастерство профессионалов заметно выше, чем спортсменов-любителей. А в видах спорта, которые наиболее популярны в олимпийском спортивном движении (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика, спортивная гимнастика и др.), исключительно высок и уровень организации, и методики подготовки спортсменов и, конечно, уровень их спортивного мастерства. Поэтому вполне естественно, что наблюдающееся сейчас сближение профессионального и любительского спорта высших достижений, обмен опытом, накопленным как в том, так и в другом, несомненно, будут способствовать дальнейшему развитию современного спорта, росту мастерства спортсменов, повышению эффективности системы их подготовки. Существует мнение, будто современный спорт высших достижений целиком превращается в профессионально-коммерческий спорт. Л.П. Матвеев (1999) считает, что ошибка тут заключается в том, что профессионализация спорта отождествляется с его тотальной коммерциализацией, а это совсем не одно и то же. В действительности современный профессиональней спорт вовсе неоднороден. В нем надо различать тот самый профессионально-коммерческий, который сформировался как отрасль бизнеса, и не сводящийся к бизнесу профессионализированный спорт подлинно высших достижений, унаследовавший традиции любительского спорта и социально-мотивационные стороны профессионального. Только такой спорт условно можно назвать «профессионально-супердостиженческим». Существуют и другие факторы, не позволяющие окончательно отказаться от понятий - профессиональный и любительский спорт. В.Н. Платонов и СИ. Гуськов (1994) отмечают, что профессионализация в спорте сдерживается определенными границами, расширять которые можно лишь отчасти, так как различные виды спорта пригодны к коммерциализации в весьма разной степени. Многие виды спорта не могут быть коммерциализированы из-за недостаточной популярности и зрелищности. Эту ситуацию можно компенсировать лишь активностью спортивных федераций и самих спортсменов, а также целенаправленной государственной политикой содействия. Наряду с этим, с позиции отдельных федераций, нецелесообразно объединять спортсменов-профессионалов и любителей. Например, Международная федерация любительского бокса (А1ВА) определяет, что ни один боксер, принявший участие в поединках, в которых больше шести раундов, не может быть допущен к соревнованиям, организуемым федерацией любительского бокса. Руководство федерации считает, что любительский бокс принципиально отличается от профессионального - как по продолжительности боев, так и по системе подготовки и организации, финансирования и отношения многих спортсменов к этому вопросу. В баскетболе, напротив, FIBA решала положительно вопрос допуска ведущих профессионалов из NВА и АВА (профессиональные союзы баскетболистов) к чемпионатам мира и Олимпийским играм, что было воспринято с опаской многими специалистами США. Они считают, что это приведет к снижению интереса к этому виду спорта в американских университетах, поскольку в таком случае у баскетболистов-студентов не будет шансов попасть в сборную команду США. Существует также серьезное опасение, что участие профессионалов может существенно снизить интерес к турнирам баскетболистов на чемпионатах мира и Олимпийских играх в связи с явным неравенством игры сильнейших профессионалов и остальных соперников. Современный спорт высших достижений профессионализируется достаточно высокими темпами, однако две его ветви никогда полностью не сольются - профессионализированный некоммерческий и коммерческий спорт. Л.П. Матвеев (1999) считает, что между некоммерческим и коммерческим профессиональным спортом есть переходные каналы и смешанные формы организации спортивной деятельности. Пока они не вполне отлажены, а нередко искажены, что порождает свои коллизии (несвоевременная, наносящая ущерб спорту высших достижений «утечка» ведущих спортсменов из национальных сборных команд в коммерческий спорт, диспропорция в материальном поощрении спортсменов в различных видах и сферах профессионального спорта и т.п.). Здесь еще предст<
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3061)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |