Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы государственного регулирования цен



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Формы государственного регулирования цен 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современные системы хозяйствования большинства промышленно развитых стран можно охарактеризовать как экономики смешанного типа. В них гармонично сочетаются преимущества плановой и рыночной моделей общественного производства, сила свободного предпринимательства и государственного регулирования. Смешанный тип рыночной экономики предполагает развитие общественного производства как результат действия основополагающих законов рынка, рыночных факторов и стимулов. Производство осуществляется на основе глубокого разделения труда, конкуренции, использования разнообразных форм частной, акционерной и государственной собственности, стремления собственников к максимизации своих доходов.

В Республике Беларусь действует Закон о ценообразовании, который устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

Таким образом, в зависимости от степени влияния государства цены подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободные цены складываются на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от государственных органов. Государство может добиваться изменения этих цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка.

Регулируемые цены складываются под воздействием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное влияние государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким - либо аналогичным методом.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах: с помощью косвенного и прямого регулирования (рисунок 9.2).

 

Формы государственного регулирования цен
Прямое регулирование
Косвенное регулирование
Замораживание цен
Установление фиксированных цен и тарифов
Установление предельного норматива рентабельности
Установление предельного уровня цены
Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок
Установление рекомендательных цен
Введение предельного уровня котировальных цен
Декларирование цен
Принятие и совершенствование антимонопольного законодательства
Стимулирование малого предпри-нимательства посредством льготного налогообложения и кредитования
Обоснованная налоговая политика
Предоставление дотаций и субсидий
Сокращение бюджетного дефицита
Контроль и регулирование доходов населения
Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции
Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин

Рисунок 9.2 – Формы государственного регулирования цен

 

Можно выделить следующие формы прямого (административного) регулирования цен государством.

1. Общее замораживание цен на отдельные группы товаров применяется при чрезвычайно инфляционном развитии экономики.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированная цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли и рентабельности, включаемой в такие цены, а также разрешения споров, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимально уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

4. Установление предельного норматива рентабельности. Предельный норматив рентабельности - устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах. В этом случае при расчете цены учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на услуги, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Предельная торговая надбавка - ограничение к цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование цен на отдельные виды продукции, т.е. регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товара по ценам, превышающим рекомендованные.

· К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен (рисунок 9.1). К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

· разработку специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширение услуг, оказываемых населению, увеличение жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;

· государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции;

· государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;

· эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

 

 

Методы расчета цен

 

Мировой и отечественной практикой ценообразования выработано три основных группы методов обоснования цен (рисунок 9.3). Выбор того или иного метода обусловлен характером товара, степенью его новизны, типом рынка, на котором он реализуется, и другими факторами. Обратим внимание, что цена при этом определяется еще до того, как товар будет выпущен на рынок, часто еще только в стадии техническо-экономического обоснования выпуска товара. На следующих этапах исходная (проектная) цена будет корректироваться с учетом реально складывающейся ситуации на рынке путем использования различных стратегий ценообразования, систем скидок, психологических факторов.

 

Методы ценообразования с ориентацией на:

Издержки производства Качество, потребительские свойства продукции Спрос, уровень конкуренции
Метод полных издержек Метод прямых издержек Расчет цен на основе анализа безубыточности Метод учета рентабельности инвестиций Агрегатный метод Метод структурной аналогии Метод удельных показателей Балловый метод Корреляционно-регрессионный Метод верхнего предела цены Метод торгов (тендеров) Метод следования за лидером Метод ощущаемой ценности товара Метод аукционной цены  

Рисунок 9.3 - Методы ценообразования

 

 



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Формы государственного регулирования цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы государственного регулирования цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)