Современная педагогическая психология: предмет, задачи и структура.
Педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, особенности формирования у учащихся активного самостоятельного творческого мышления, влияние обучения и воспитания на психическое развитие, условия формирования психических новообразований, психологические особенности личности и деятельности педагога.Структура педагогической психологии: психология образовательного процесса; психология учебной деятельности и ее субъекта - обучающегося; психология педагогической деятельности и ее субъекта - учителя; психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. Теоретические и практические задачи педагогической психологии: изучение закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемых на каждом возрастном этапе; создание методического инструментария, позволяющего выявить особенности интеллектуального и личностного развития ребенка; определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); определение особенностей организации и управления учебной деятельностью; изучение психологических особенностей участников образовательного процесса и механизмов их влияния на ребенка; изучение психологических основ деятельности педагога. 2.Методы педагогической психологии.Основные методы педагогической психологии: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование, эксперимент, формирующий эксперимент. Проблематика педагогической психологии. Актуальные проблемы педагогической психологии:связь педагогического воздействия на ребенка с его психологическим развитием; проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания; нахождение и эффективное использование сенситивных периодов развития психики ребенка; психологическая готовность детей к обучению; проблема педагогической запущенности; готовность ребенка к обучению в школе, проблема индивидуализации обучения, низкий уровень психологической подготовки преподавателей, проблема специализации обучения, низкая культура родительства.
Список литературы 1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология /М. В. Гамезо, Е. А.Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с. 2.Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов по пед. и психолог.направлениям и специальностям /И. А. Зимняя. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 448 с. 3.Казанская, В. Г. Педагогическая психология: [учеб.пособие] / В. Г. Казанская. – СПб.и др.: Питер, 2005. – 365 с. 4.Педагогическая психология: учеб.пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 474 с. 5.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». —2-еизд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с. 6.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: [учебник для сред.проф. образ.] / Н. Ф. Талызина. – 4-е изд.; стер. – М.: Академия, 2006. – 287 с.
Тема3.Социально-психологические аспекты воспитания.
План. 1.Общее понятие о воспитании. Основные теории воспитания. 2. Семейное воспитание (типы семейного воспитания, стиль детско-родительских взаимоотношений). 3.Мотивационные механизмы, лежащие в основе воспитания.
1.Общее понятие о воспитании. Основные теории воспитания.Воспитание наряду с обучением является важнейшей формой освоения социального опыта. «Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с обучением или вне его) на человека с целью сформировать у него определённые, рассматриваемые обществом в каждый исторический период его развития как социально значимые позитивные ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок и т.д., выраженное отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру».(Зимняя И.А.).Основные теории воспитания.Психоаналитический подход. Смысл воспитания состоит в том, чтобы научить человека справляться со своим «либидо» социально приемлемыми способами, с учётом традиций культуры, социальных и этических норм. К.Юнг рассматривает три вида воспитания: воспитание через пример (бессознательное воспитание, самая устойчивая форма влияния);сознательное коллективное воспитание (следование правилам, нормам определённым группам людей);индивидуальное воспитание (заключается в формировании личного сознательного в человеке, его движения к «самости»). Бихевиористический подход.Формирование личности – это формирование её поведения как системы реакций. Гуманистический подход.Личность как развернувшийся во времени процесс самоактуализации и творческой самореализации. Для личности и её поведения, важное значение имеет формирование «Я-концепции», которая включает ряд самохарактеристик человека, через призму которых он воспринимает окружающий мир. Когнитивный подход.Согласно теории Ж.Пиаже, личностное развитие – это, прежде всего, развитие мышления. Концепция развития морального сознания (Л.Колберг) где процесс развития личности как процесс развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни. Социально-деятельностный подход. Работы отечественных психологов (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Блонский П.П., А.Н.Леонтьев, Божович Л.И., Петровский А.В. и др.). Личность рождается в деятельности, в той системе общественных отношений, в которую человек включается в ходе своей деятельности. Вступая в эти отношения, человек реализует определенное поведение согласно нормам и правилам, сложившимся в обществе, продиктованы той ролью, которую реализует человек. Воспитание в рамках такого подхода должно быть направлено на организацию деятельности детей, на создание условий включения их в систему деятельностей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |