Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обучение как фактор развития.



2019-11-13 329 Обсуждений (0)
Обучение как фактор развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема соотношения обучения и развития (Ж. Пиаже, У. Джемс, К. Коффка).Подход Л. С. Выготского к проблеме соотношения обучения и развития. Основные понятия концепции Выготского:сензитивный период, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития. Способности к усвоению знаний и индивидуальные различия.

Обучаемость как один из показателей умственного развития. Интеллектуальные свойства необходимые для легкого усвоения учебного материала: обобщенность мыслительной деятельности; осознанность мыслительной деятельности; гибкость мышления; устойчивость мышления; самостоятельность в решении проблем и восприимчивость к помощи.

2.Школьная неуспеваемость.

Причины школьной неуспеваемости:недостатки развития мотивационной сферы и сферы произвольности; отклонения в развитии познавательной сферы; несформированность способов учебной работы; особенности психофизиологического развития. Возможности коррекции школьной неуспеваемости: рефлексивно-деятельностный подход в работе с детьми,имеющими трудности в обучении.

Готовность к школьному обучению.

Понятие психологической готовности к школе. Три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Диагностика готовности к школе и ее цели. Тесты школьной зрелости (ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека), тесты готовности к школе (Американский национальный тест готовности к школе),методы определения сформированности психологических предпосылоковладения учебной деятельностью («Графический диктант» Д.Б.Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера).Диагностическая программ по определению психологической готовности детей к школе Н. И. Гуткиной.

Адаптация и дезадаптация в школе. Причины школьной дезадаптации: стиль общения учителя с классом, влияние семьи. Возрастные особенности школьной дезадаптации.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Люкс, 2005. – 672 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр.соч.: В 6 т.М., 1982. Т.2

3. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети/ В.И. Гарбузов. - СПб.: АСТ, Астрель, 2007. - 351с.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2006. – 208 с.

5. Педагогическая психология: Учебное пособие/Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.:ТЦ Сфера, 2008. -480 с.

6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь.М., 2003. -128 с.

7. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144с.

Тема 7. Психология обучения

План

1. Теории обучения.

2. Особенности обучения в современной средней школе.

 

Теории обучения.

Проблемное обучение. Программированное обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).Дидактико-методическая система Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Личностно-ориентированное обучение. Вальдорфская школа. Система М. Монтессори.

Особенности обучения в современной средней школе.

Новые ценностные установки в российском образовании.

Вариативное образование и традиционное обучение. Новая образовательная парадигма: основная миссия образования – обеспечение условий самоопределения и самореализации личности; человек - сложная система; знания – из будущего («школа мышления»); образование - созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры; ученик- субъект познавательной деятельности, обучающийся; субъект - субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося; активная, творческая деятельность обучающегося.

 

Список литературы

1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии. М.,1996

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996 – 544 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов по пед. и психолог.направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 448 с.

3. Казанская В. Г. Педагогическая психология: [учеб.пособие]. – СПб.и др.: Питер, 2005. – 365 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.:Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с.

5. Педагогическая психология: Учебное пособие/Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.:ТЦ Сфера, 2008. -480 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». —2-еизд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.

7. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие для вузов. - Москва: изд-во Академия, 2008.-141 c.

 

Тема 8. Психология профессиональной деятельности учителя

План

1.Педагогическая деятельность и ее характеристики.

2.Учитель как личность

3.Оценочные ситуации. Эффективность педагогической деятельности.

1.Педагогическая деятельность и ее характеристики.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя). Формы педагогической деятельности: урок, лекция, семинар, практикум, тренинг. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность, различают пять уровней (репродуктивный, адаптивный, локально моделирующий, системно моделирующий знания, системно моделирующий деятельность и поведение). Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Интерпретация мотивационно-потребностной сферы деятельности педагога в терминах его центрации (А.Б. Орлов): эгоистическая, бюрократическая, конфликтная, авторитетная, познавательная, альтруистическая, гуманистическая.

Две позиции взаимодействия учителя и ученика-моносубъектная педагогика и гуманистическое (личностное) педагогическое взаимодействие. Принципы организации педагогического взаимодействия (А. Б. Орлов): принцип диалогизации, принцип проблематизации, принцип персонификации, принцип индивидуализации. Стиль общения учителя, три принципа общения учителя с учениками: принятие ребенка, эмпатия, конгруэнтность (К. Роджерс).

Учитель как личность.

Профессиональео значимые качества учителя.Авторитет учителя. Учитель-фасилитатор. Центрация учителя. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.Эффективность педагогической деятельности, как показатель педагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, распределение внимания).

Оценочные ситуации.

Психологические проблемы ученика, связанные с оценочной ситуацией. Формы школьных оценок (классификация Б.Г. Ананьева): согласие, ободрение, одобрение, отрицание, замечание и порицание, неопределенная оценка. Параметры оценочной ситуации: эмоциональный фон, содержательность оценки и включение учеников в оценочную деятельность, характер контроля. Общие психологические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды: в 2 т. М.,1980. Т.2

2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984

3. Гамезо Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов по пед. и психолог.направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 448 с.

5. Кулагина И. Ю. Оценочные ситуации на уроке// Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. М., 1999

6. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.:ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.



2019-11-13 329 Обсуждений (0)
Обучение как фактор развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обучение как фактор развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)