Обучение как фактор развития.
Проблема соотношения обучения и развития (Ж. Пиаже, У. Джемс, К. Коффка).Подход Л. С. Выготского к проблеме соотношения обучения и развития. Основные понятия концепции Выготского:сензитивный период, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития. Способности к усвоению знаний и индивидуальные различия. Обучаемость как один из показателей умственного развития. Интеллектуальные свойства необходимые для легкого усвоения учебного материала: обобщенность мыслительной деятельности; осознанность мыслительной деятельности; гибкость мышления; устойчивость мышления; самостоятельность в решении проблем и восприимчивость к помощи. 2.Школьная неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости:недостатки развития мотивационной сферы и сферы произвольности; отклонения в развитии познавательной сферы; несформированность способов учебной работы; особенности психофизиологического развития. Возможности коррекции школьной неуспеваемости: рефлексивно-деятельностный подход в работе с детьми,имеющими трудности в обучении. Готовность к школьному обучению. Понятие психологической готовности к школе. Три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Диагностика готовности к школе и ее цели. Тесты школьной зрелости (ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека), тесты готовности к школе (Американский национальный тест готовности к школе),методы определения сформированности психологических предпосылоковладения учебной деятельностью («Графический диктант» Д.Б.Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера).Диагностическая программ по определению психологической готовности детей к школе Н. И. Гуткиной. Адаптация и дезадаптация в школе. Причины школьной дезадаптации: стиль общения учителя с классом, влияние семьи. Возрастные особенности школьной дезадаптации. Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Люкс, 2005. – 672 с. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр.соч.: В 6 т.М., 1982. Т.2 3. Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети/ В.И. Гарбузов. - СПб.: АСТ, Астрель, 2007. - 351с. 4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2006. – 208 с. 5. Педагогическая психология: Учебное пособие/Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.:ТЦ Сфера, 2008. -480 с. 6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь.М., 2003. -128 с. 7. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144с. Тема 7. Психология обучения План 1. Теории обучения. 2. Особенности обучения в современной средней школе.
Теории обучения. Проблемное обучение. Программированное обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).Дидактико-методическая система Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Личностно-ориентированное обучение. Вальдорфская школа. Система М. Монтессори. Особенности обучения в современной средней школе. Новые ценностные установки в российском образовании. Вариативное образование и традиционное обучение. Новая образовательная парадигма: основная миссия образования – обеспечение условий самоопределения и самореализации личности; человек - сложная система; знания – из будущего («школа мышления»); образование - созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры; ученик- субъект познавательной деятельности, обучающийся; субъект - субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося; активная, творческая деятельность обучающегося.
Список литературы 1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии. М.,1996 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996 – 544 с. 3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов по пед. и психолог.направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 448 с. 3. Казанская В. Г. Педагогическая психология: [учеб.пособие]. – СПб.и др.: Питер, 2005. – 365 с. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.:Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с. 5. Педагогическая психология: Учебное пособие/Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.:ТЦ Сфера, 2008. -480 с. 6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». —2-еизд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с. 7. Эльконин Д.Б. Психология развития: учебное пособие для вузов. - Москва: изд-во Академия, 2008.-141 c.
Тема 8. Психология профессиональной деятельности учителя План 1.Педагогическая деятельность и ее характеристики. 2.Учитель как личность 3.Оценочные ситуации. Эффективность педагогической деятельности. 1.Педагогическая деятельность и ее характеристики. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя). Формы педагогической деятельности: урок, лекция, семинар, практикум, тренинг. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность, различают пять уровней (репродуктивный, адаптивный, локально моделирующий, системно моделирующий знания, системно моделирующий деятельность и поведение). Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Интерпретация мотивационно-потребностной сферы деятельности педагога в терминах его центрации (А.Б. Орлов): эгоистическая, бюрократическая, конфликтная, авторитетная, познавательная, альтруистическая, гуманистическая. Две позиции взаимодействия учителя и ученика-моносубъектная педагогика и гуманистическое (личностное) педагогическое взаимодействие. Принципы организации педагогического взаимодействия (А. Б. Орлов): принцип диалогизации, принцип проблематизации, принцип персонификации, принцип индивидуализации. Стиль общения учителя, три принципа общения учителя с учениками: принятие ребенка, эмпатия, конгруэнтность (К. Роджерс). Учитель как личность. Профессиональео значимые качества учителя.Авторитет учителя. Учитель-фасилитатор. Центрация учителя. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.Эффективность педагогической деятельности, как показатель педагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, распределение внимания). Оценочные ситуации. Психологические проблемы ученика, связанные с оценочной ситуацией. Формы школьных оценок (классификация Б.Г. Ананьева): согласие, ободрение, одобрение, отрицание, замечание и порицание, неопределенная оценка. Параметры оценочной ситуации: эмоциональный фон, содержательность оценки и включение учеников в оценочную деятельность, характер контроля. Общие психологические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды: в 2 т. М.,1980. Т.2 2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984 3. Гамезо Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с. 4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов по пед. и психолог.направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 448 с. 5. Кулагина И. Ю. Оценочные ситуации на уроке// Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. М., 1999 6. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю.Кулагиной. – М.:ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |