Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Психология обучения



2019-11-13 307 Обсуждений (0)
Тема: Психология обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением?

2. Возможности практической реализации индивидуального подхода в современной школе.

3. Сравнительный анализ активных и традиционных методов обучения.

4. Особенности усвоения знаний при программированном обучении.

5. Возможности психического развития учащихся при проблемном изложении знаний в процессе обучения.

Практическое задание:

1. Составьте конспект статьи В.П. Зинченко « Готовность к мысли: О теории развивающего обучения школьников В.В. Давыдова».

2. Разработайте фрагмент урока с использованием методов активного обучения.

Темы рефератов:

1. Я-концепция ребенка и его успешность в учебной деятельности.

2. Теории обучения.(Бихевиористическая теория обучения. Когнитивный подход. Гештальтпсихология о процессе учения. Теории социального научения. Гуманистическая психология об обучении).

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.

2. Зинченко В.П. Готовность к мысли: О теории развивающего обучения школьников В.В. Давыдова / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 63–75.

3. Педагогическая психология: учеб.пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 474 с.

4. Марцинковская Т.Д. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 76–83.

5. МонтессориМ. Дом ребенка: метод научной педагогики / М. Монтессори. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 271 с. 

6. Селиверстова Е.Н. Развитие в обучении: от психологии к дидактике / Е.Н. Селиверстова // Право и образование. – 2006. – № 1. – С. 123–136.

 

Практическое занятие 8

Тема: Психология профессиональной деятельности учителя

Вопросы для обсуждения:

1. Цели, структура и функции деятельности педагога.

2. Педагогические способности учителя: структура, функции, закономерности и механизмы функционирования.

3. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности.

Практическое задание:

1. Вспомните свой опыт обучения в школе. Опишите учителя, который на ваш взгляд, обладал педагогическим мастерством.

2. Составьте конспект статьи К.Роджерса «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем».

Темы рефератов:

1. Личностные качества учителя как условие эффективности педагогического взаимодействия.

2. Идеальный образ учителя.

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.пособие / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

2. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / К. Роджерс //

3. Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А. Красило и А. Новгородцев. – М., 1995. – С. 276–284.

4. Педагогическая психология: учеб.пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 474 с.

5. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения:[пособие для студентов и педагогов] /В.М. Целуйко. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007 – 295 с.

 

Вопросы к зачету по дисциплине

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика.

3. Методы педагогической психологии.

4. Влияние на становление и развитие педагогической психологии основных психологических направлений.

5. Возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов учебной деятельности.

6. Психологические основы семейного воспитания: типы семейного воспитания, стиль детско-родительских взаимоотношений.

7. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема.

8. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

9. Учебная деятельность: понятие, характеристики, структура.

10. Особенности учебной деятельности в разные возрастные периоды психического развития

11. Соотношение обучения и психического развития.

12. Психолого-педагогические идеи Л.С. Выготского.

13. Учебная мотивация как психологическая категория.

14. Концепция построения учебной деятельности В.В. Давыдова.

15. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

16. Принципы развивающего обучения Л.В. Занкова.

17. Технология проблемного обучения.

18. Виды и характеристики программированного обучения.

19. Педагогическая деятельность: формы, мотивация и стили.

20.  «Группы риска» в школьном обучении.

21. Виды и функции педагогической оценки.

22. Понятие о педагогических способностях и их виды (по В.А. Крутецкому).

23. Психологические требования к учебно-воспитательному процессу. Психологический анализ урока.

24. Барьеры в педагогическом взаимодействии.

Основная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.пособие / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

2. Педагогическая психология: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 400 с.

3. Педагогическая психология: учеб.пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 474 с.

4. Педагогическая психология: учеб.пособие / под. ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.

 

Дополнительная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / ББ. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 208 с.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 7. – С. 16–24.

3. Асмолов А.Г. Образование России: от «культуры полезности» – к «культуре достоинства» / А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков // Педагогика. – 2004. – № 7. – С. 3–11

4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

5. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

6. Звенигородская Г.П. Феноменологическая природа проблем образования / Г.П. Звенигородская // Мир психологии. – 2001. – № 4. – С. 216–225.

7. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. – М.: Академкнига, 2003. – 336 с.

8. Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.

9. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Н.Г. Молодцова. – СПб: Питер, 2009. – 208 с.

10. Моросанова В.И. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1. – С. 42–54.

11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». —2-еизд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.

12. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

13. Психология педагогического взаимодействия /Под редакцией Я. Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

14. Педагогическая психология. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.

15. Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций / М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2010. – 192 с.

16. Хинчин А.Я. Педагогические статьи. Вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами / А.Я. Хинчин. – М.: КомКнига, 2006. – 208 с.

17. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 383 с.  

18. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения:[пособие для студентов и педагогов] /В.М. Целуйко. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007 – 295 с.

19.Цукерман Г.А. Пизанская башня отечественного образования / Г.А. Цукерман // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 2–9.

20. Якиманская И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И.С. Якиманская. – М.: МОДЭК, 2008. – 648 с.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Адаптация школьная (от лат. adaptio -приспособлять) – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к се нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы.

Анализ продуктов деятельности(творчества) – метод опосредованного эмпирического изучения человека через  анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и др.) продуктов его деятельности. В педагогической психологии используется для анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.

Анкетирование – метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям- репрезентативности и однородности выборки.

Аффилиация – потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми. Стремление к личному эмоциональному сближению с людьми.

Ведущий тип деятельности – это деятельность, которая обусловливает изменения в психологических особенностях ребенка в определённый период его развития.

Вербальноенаучение– научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения и т.п., без обращения к конкретным предметным действиям (метод проб и ошибок), условнорефлекторному и оперантномуобуславливанию.

Викарное научение– научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и подражание им.

Внутренняя речь– особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В.Р. является производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.

Воспитание - целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поведение человека, отклоняющегося от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

Делинквентное поведение – отклоняющееся поведение субъекта, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития, определяемым степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого.

Интериоризация – постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека.

Когнитивный стиль – относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.

Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.

Мотив достижения успеха– потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.

Мотив избегания неудачи– стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Навык – приобретенное в результате научения и автоматически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления.

Научение – устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно выдержанными физиологическими реакциями организма.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Обучение –«в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социо-культурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества» (И.А. Зимняя).

Общение – сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг другу, и как процесс их взаимовлияние друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Педагогические способности – система специальных способностей, определяющих эффективное достижение целей педагогической деятельности.

Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению;

Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние субъекта (ученика), возникающая в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия.

Проблемное обучение – концепция обучения, разработанная Л.В. Занковым, А.М. Матюшкиным и др., предполагающая такую организацию обучения, которая рассчитана не только на усвоение готовых знаний и умений, сколько на непосредственное развитие мышления учащихся в процессе решения ими разнообразных проблем в условиях проблемных ситуаций, вынуждающих учащихся мобилизировать имеющиеся физические и психологические ресурсы.

Программированное обучение – возникшая в 50-е г.г. ХХ в. в американской психологии (Б. Скиннер) концепция обучения, для решения проблемы управления усвоением знаний учащихся, опирается на реализацию обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, при котором переход к новой задаче происходит только тогда, когда обучающийся успешно решает исходную задачу.

Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова – обучение, которое в отличие от традиционного, направленного на развитие эмпирического мышления, ставит задачу развития теоретического мышления, при котором обучение начинается с усвоения общего знания, мысленное преобразование которого приводит к объяснению его связей с частным знанием.

Референтная группа – группа, которая является эталоном для индивида, на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актови состояний.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности). Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он характери­зуется достаточной субъективностью, используется чаще всего как дополнительный (на рубеже ХIХ-ХХ вв. самонаблюдение было основой интроспективной психологии).

Социометрия –эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено. Этот метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить ее сплоченность, лидера группы и т.д.

Социализация – процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, т.е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, усвоение нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализация им в совместной деятельности с другими людьми.

Социальная установка – отношение человека к людям, социальным событиям и другим социальным объектам, значимым для него; социальная установка включает в себя три компонента данного отношения; когнитивный (знание об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает).

Теория поэтапного формирования умственных действий – концепция обучения, разработанная П.Я. Гальпериным, опирающаяся на понятие «интериоризации», обосновывающая такое построение учебной деятельности, при котором умственное действие формируется у учащихся в результате осуществления программы действий, включающей 6 этапов, путь от внешних, предметных действий в развернутом виде, образованием ориентировочной основы действия, до внутренней, умственной, свернутой формы действия.

Усвоение – это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение» в терминах А.Н. Леонтьева, социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий, нравственных норм, этических правил поведения.

Учебная деятельность–представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития.

Фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Эмпатия– способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознания, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

 



2019-11-13 307 Обсуждений (0)
Тема: Психология обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Психология обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)