Оборудование и реактивы.
2.1. Растворы солей, содержащих катионы: NH4+, K+, Na+, Pb2+, Ag+, Ca2+, Ba2+, Al3+, Cr3+, Zn2+, Fe2+, Fe3+, Mn2+, Mg2+, Cu2+, Ni2+, Co2+. Сухие соли: хлориды или нитраты натрия, калия, кальция и бария; PbO2. 2.2. Групповые реагенты: 2н HCl, 2н H2SO4, 2н NaOH, 2н NH4OH, конц. NH4OH. 2.3. Частные реагенты (растворы): K2[HgJ4] + KOH (реактив Несслера), KJ, K2CrO4, (NH4)2C2O4, K2Cr2O7, спиртовой раствор ализарина, K4[Fe(CN)6], NH4CNS, K3[Fe(CN)6], NH4Cl, Na2HPO4, бромная вода, конц. HNO3, конц. HCl, CH3COOH, CH3COONa. 2.4. Фильтровальная бумага, предметные стекла, лакмусовые бумажки, нихромовые проволочки, впаянные в стеклянные палочки или графитовые стержни, спиртовки, штати- вы с пробирками для полумикроанализа.
Основные сведения. Химический анализ основан на использовании химических свойств анализируемого вещества. Задачей качественного анализа является ответ на вопрос, из каких элементарных объектов состоит анализируемое вещество. В зависимости от количества анализируемого вещества, объема растворов, исполь- зуемых для анализа, а также от применения техники выполнения эксперимента методы анализа делят на макро-, полумикро-, микро- и ультрамикрометоды. При выполнении анализа макрометодом для проведения реакции берут 1-2 мл рас- твора (не менее 0,1 г сухого вещества) и к испытуемому раствору добавляют не менее 1 мл раствора реактива. При проведении полумикроанализа анализируемого вещества берут в 20-30 раз, при микроанализе - в 100 раз, а при ультрамикроанализе - в 1000 раз меньше, чем при макроанализе. Полумикрометод анализа чаще всего применяется при обучении студентов и имеет ряд преимуществ: экономятся время и реагенты, повышается надежность результатов ана- лиза благодаря использованию более специфических и высокочувствительных реагентов, уменьшается расход реактивов и материалов. Анализ исследуемого вещества можно проводить «мокрым» и «сухим» путем. В пер- вом случае анализ осуществляют в растворах путем добавления соответствующих реакти- вов. Во втором случае определение состава вещества основано на его способности окраши- вать в характерный цвет бесцветное пламя горелки или давать окрашенные «перлы» при сплавлении с бурой. Открытие отдельных ионов в полумикрометоде производится в основном «мокрым путем». Кроме того, широко используются реакции «сухим путем», микрокристаллоскопи- ческие, капельные и др. Для открытия ионов в растворах применяют различные характерные реакции, кото- рые сопровождаются внешними эффектами - возникновением аналитического сигнала, на- пример изменением цвета раствора, выпадением или растворением осадка, выделением га-
за. Вещества, с помощью которых открывают ионы, называются реагентами на соответст- вующие ионы, а происходящие при этом химические превращения – аналитическими реак- циями. Применяемые в качественном анализе реакции должны протекать быстро, отличаться высокой чувствительностью и являться по возможности необратимыми. Чувствительность реакций характеризуется двумя взаимосвязанными величинами: открываемым минимумом и пределом обнаружения. Открываемый минимум или абсолютная чувствительность – это минимальное коли- чество компонента, которое может быть открыто с помощью данной реакции. Выражают открываемый минимум в микрограммах (мкг) и обозначают g: 1g = 0.001 мг = 10-6 г. Этот способ выражения чувствительности в настоящее время уже не имеет большого значения. Предел обнаружения – это наименьшая концентрация (Cmin), при которой по данной методике можно обнаружить искомые элементарные объекты с вполне определенной веро- ятностью (P), обычно равной единице. Предел обнаружения обозначают Cmin , P, при P=1 - Cmin, 1 и выражают в г/мл. Величина, обратная пределу обнаружения, называется пределом разбавления (1/Cmin, 1). Если Cmin , 1 = 2´10-5 г/мл, то 1/Cmin, 1 = 5´104 мл/г. Следовательно, для получения такого раствора один грамм обнаруживаемого вещества надо растворить в 50 л воды. Для удобства предложено пользоваться отрицательным логарифмом предела обнару- жения pD = -lgCmin , 1. pD=3-4 - реакции с высоким пределом обнаружения, pD=5-6 - реак- ции со средним пределом обнаружения, pD=7-8 - реакции с низким пределом обнаруже- ния. Чаще всего для обнаружения ионов применяют реакции со средним пределом обнару- жения. Чем ниже предел обнаружения, тем чувствительнее аналитическая реакция. По числу компонентов взаимодействующих в данных условиях с применяемым реа- гентом и дающих аналитический сигнал, реакции и реагенты делятся на: групповые, изби- рательные и специфические. Групповыми называются реакции, когда с реагентом в данных условиях взаимодейст- вует и дает аналитический сигнал целая группа ионов, реагент называется групповым. На- пример, S2- при pH=5 осаждает Ag+, Pb2+, Bi3+, Cd2+, Sn2+, 4+ и др. Следовательно, S2- – груп- повой реагент, а осаждение сульфидов – групповая реакция. Групповые реакции в основ- ном используют для разделения целых групп ионов. Избирательными (селективными) называются реакции, когда с реагентом в данных условиях взаимодействует и дает аналитический сигнал ограниченное число компонентов, реагент называется избирательным. Например, магнезиальная смесь (аммиачный раствор MgCl2 и NH4Cl) образует белый мелкокристаллический осадок с двумя ионами PO43- и AsO43-. Избирательные реакции используют как для разделения, так и для обнаружения ио- нов. Специфическими называются реакции, когда с реагентом в данных условиях взаимо- действует и дает аналитический сигнал один компонент, реагент называется специфиче- ским. Например, с диацетилдиоксимом в аммиачной среде красный осадок образует Ni2+. Такие реакции очень удобны для обнаружения ионов, но число их ограниченно. Большое значение имеют условия проведения аналитических реакций. При измене- нии условий (pH раствора, введение маскирующего агента, температура и т.д.) групповые реакции могут стать избирательными, а избирательные специфическими или наоборот. Так, S2- – групповой реагент, но после введения в раствор CN– большинство ионов метал- лов связываются в прочные комплексы, и S2- осаждает только Cd2+ и Zn2+. CN– – маски- рующий агент, реакция стала избирательной. Методы обнаружения ионов:
1) микрокристаллоскопический анализ основан на наблюдении под микроскопом ха- рактерной формы, цвета и размера кристаллов химически индивидуального вещества, об- разующихся на предметном стекле; 2) капельный метод анализа основан на взаимодействии капли анализируемого рас- твора и капли реагента. Реакции выполняются на фильтровальной бумаге или капельной пластинке четырьмя способами: наложением капель реагента и исследуемого раствора, на- несением капель образца на реактивную бумагу, нанесением реактива на поверхность об- разца, выделением газов с их последующим воздействием на реактивную бумагу или на каплю реагента; 3) дробный анализ – обнаружение компонентов в отдельных порциях анализируемого раствора без предварительного отделения мешающих компонентов. При этом для подавле- ния мешающих сигналов соответствующие компоненты маскируют. Обычно не удается устранить влияние всех мешающих компонентов введением в раствор одного агента, по- этому, учитывая свойства мешающих ионов, необходимо подобрать несколько маскирую- щих агентов, что и является основной трудностью при проведении анализа данным мето- дом; 4) систематический анализ – разделение компонентов с помощью групповых реаген- тов на несколько групп, с последующим разделением в рамках каждой группы. При этом получают растворы, содержащие по одному или два иона, которые используют для обна- ружения этих ионов с помощью реакций, являющихся в данных условиях специфическими. Данный метод анализа трудоемкий и длительный, но при тщательном соблюдении методи- ки обеспечивает получение надежных результатов. Анализ катионов можно проводить как дробным, так и систематическим методами, а также комбинированным дробно-систематическим методом, при котором большинство ка- тионов стараются обнаружить дробным методом. В систематическом ходе анализа, прово- димом после дробных испытаний, обнаруженные ионы только отделяют от других, а в по- вторном их обнаружении уже нет необходимости. Такой ход анализа позволяет значитель- но сократить общую продолжительность анализа. Для проведения систематического анализа катионов разработаны десятки различных схем. Все варианты обычно подразделяют на сероводородные и бессероводородные мето- ды. Сероводородными методами называют такие, в которых осаждение некоторых групп катионов осуществляют с помощью сероводорода. Ряд групп выделяют с помощью других групповых реагентов. Существенным недостатком данного метода является ядовитость се- роводорода. Бессероводородные методы подразделяются на две группы. К первой группе относят- ся методы, в которых сульфид-ионы (S2-) , необходимые для осаждения групп, получают путем гидролитического разложения соединений, содержащих серу в степени окисления -2. В бессероводородных методах второй группы используется различная растворимость хло- ридов, сульфатов, фосфатов, гидроксидов и т.п., например, разделение катионов по кислот- но-щелочному методу. Кислотно-основная классификация катионов. 1) I группа катионов – растворимая (Na+, K+, NH4+). Группового реагента нет. 2) II группа катионов – хлоридная (Ag+, Pb2+, Hg22+). Групповой реагент – 2н HCl оса- ждает соответствующие хлориды. 3) III группа катионов – сульфатная (Ca2+, Ba2+, Sr2+). Групповой реагент – 2н H2SO4 осаждает соответствующие сульфаты. 4) IV группа катионов – амфотерная (Al3+, Cr3+, Zn2+, Sn2+, 4+, As3+, 5+). Групповой реа- гент – 2н NaOH образует растворимые в избытке реагента гидроксиды.
5) V группа катионов – гидроксидная (Fe2+, 3+, Mn2+, Mg2+, Bi3+, Sb3+, 5+). Групповой реагент – 2н NaOH осаждает соответствующие гидрооксиды. 6) VI группа катионов – аммиакатная (Cu2+, Ni2+, Co2+, Cd2+, Hg2+). Групповой реа- гент – 2н NH4OH образует гидроксиды, растворимые в избытке реагента с образованием аммиакатов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |