Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Познавательные процессы: мышление и речь



2019-11-13 282 Обсуждений (0)
Тема 9. Познавательные процессы: мышление и речь 0.00 из 5.00 0 оценок




Мышление позволяет познать внутреннюю сторону предмета, его суть, представить предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменения во времени и в других условиях.

Мышление — познавательный процесс отражения мира в его существенных связях и отношениях.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н. Леонтьев).

Ощущения и восприятие обеспечивают познание лишь чувственно-поверхностной картины мира. Дальнейшее же погружение в сложный окружающий мир невозможно без мыслительной деятельности.

Мышление — это отражение действительности на логической ступени познания. Оно носит не непосредственный (как при ощущении и восприятии), а опосредованный характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые отсутствуют на чувственной ступени познания.

Например, если предложить ученикам представить себе, как выглядят жилища различных народов, то перед мысленным взором одних предстанут современные здания из стекла и бетона, другие увидят чум, покрытый шкурами животных, третьи — избу, до самой крыши занесенную снегом. Возникшие в этом случае представления — результат чувственного отражения действительности. Такие представления являются непосредственным воспроизведением тех реальных предметов или изображений, которые имелись в прошлом опыте человека.

Если изменить задание и предложить ученикам ответить на вопрос: «Что такое жилище человека?», то для этого обязательно нужно представить себе, как выглядят различные жилища, но этого недостаточно. Необходимо сравнить между собой различные виды жилищ. А для того, чтобы сравнить их, необходимо выделить признаки, присущие тем или иным из них. При этом окажется, что некоторые признаки будут общими, некоторые — резко различными, т. е. отличительными. Так вот, для того чтобы сказать, что такое жилище вообще, необходимо отвлечься от особых признаков и объединить то общее, что присуще каждому из видов жилищ. Только совершив подобные мыслительные операции, окажется возможным дать общее определение тому, что такое жилище человека. Создание такого определения является уже не чувственной, а логической ступенью познания, результатом мышления человека. Решение поставленной задачи оказалось возможным только с помощью определенной системы мыслительных операций. Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредованное отражение действительности.

Несмотря на то, что мышление — принципиально новый уровень отражения действительности, необходимо сказать, что мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществляться отражение на уровне мышления.

Мышление — это, по сути своей, всегда поиск и открытие чего-то нового. Оно осуществляется там, где возникает проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается конфликт между условиями и требованиями задачи, когда появляются новые цели, а старые средства и способы ее достижения уже оказываются неэффективными.

Мышление можно рассматривать не только как познавательный процесс, но и как специфический вид деятельности с элементами ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Основные признаки мышления:

- обобщенность (в результате мышления человек получает сжатую «модель» действительности);

- опосредованность (мышление позволяет человеку познать не только то, что воспринимается непосредственно через органы чувств, но и то, что недоступно им, но может быть познано косвенным образом);

- целенаправленность и произвольность (мышление связано с решением какой-то задачи и сопровождается волевым усилием со стороны человека);

- социальная обусловленность (мышление реальных, а не сказочных «маугли» так и не достигло высшего уровня из-за продолжительной отстраненности их от среды себе подобных).

Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между сознательным и бессознательным. Это, например, просматривается на соотношении основных и побочных результатов мыслительной деятельности. Путь к основному результату корректируется осознанной целью, анализом промежуточных результатов решаемых задач. Побочные же результаты, хотя и отражаются человеком, но оказываются лишенными речевого оформления и осознанности. Тем не менее, они активно участвуют в движении мысли к основным результатам.

Операции мышления.

Технологическую структуру мышления составляют его специфические операции, через которые осуществляется отражение окружающего мира в сознании человека.

Анализ — мысленное расчленение познаваемого объекта на отдельные составляющие (свойства, части, признаки). Эта операция осуществляется, например, при изучении отдельных черт характера человека.

Синтез — мысленное соединение отдельных элементов объекта в единое целое. Пример: построение общего психологического профиля личности по совокупности черт ее характера.

Сравнение — установление сходства и различия между объектами познания.

Абстрагирование — игнорирование в познаваемом объекте всего несущественного и выделение только важного, значимого. Например, при оценке работоспособности человека в условиях повышенной нагрузки можно (в первом приближении) не учитывать влияние цвета окраски стен помещения.

Обобщение (или генерализация) — выделение значимого общего в объекте.

Систематизация — представление объекта в виде, не сводимом к сумме его отдельных составляющих или частей (когда по содержанию целое оказывается больше суммы его составляющих). Например, одновременное использование зрительного и слухового каналов человека-оператора обеспечивает более высокую точность его работы, чем автономное использование каждого из них.

Классификация — группировка объектов по каким-либо признакам.



2019-11-13 282 Обсуждений (0)
Тема 9. Познавательные процессы: мышление и речь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Познавательные процессы: мышление и речь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)