Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Познавательные процессы: ощущения и восприятие



2019-11-13 219 Обсуждений (0)
Тема 7. Познавательные процессы: ощущения и восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок




Простейшим познавательным процессом является ощущение. Простейшим его можно назвать только по сравнению с более сложными процессами. В действительности, ощущение — продукт работы сложной деятельности специальных органов и их систем.

Термин «ощущение» произошел от лат. «sensus», что буквально означает ощущение. Ощущение часто называют сенсорным процессом.

Ощущение определяется как познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Другими словами, это тот процесс, который позволяет отразить не целые предметы, а только их отдельные свойства этих предметов, их характеристики.

Для того чтобы глубже проникнуть в суть данного понятия, необходимо вспомнить детскую игру «Отгадай, что такое». Суть ее заключается в следующем: вы просите товарища закрыть глаза и касаетесь его ладони незнакомым предметом, а потом спрашиваете, что он может сказать об этом предмете. Если товарищ не узнает, что это такое, то он ответит: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое, шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек.

Ощущение, по сути, — важнейшее проявление общебиологического свойства материи — чувствительности, которая, как мы говорили ранее, является первичной формой психической связи человека со средой.

Через ощущения человек получает первичную информацию об окружающем мире и самом себе. Этот процесс является основой для других познавательных процессов.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на органы чувств — анализаторы. Анализатор — единая функциональная система, которая состоит из рецептора, проводящих путей, участка коры головного мозга. Анализатор специализирован на прием воздействий определенных раздражителей: (зрительный анализатор — зрительных раздражителей, слуховой — слуховых, анализатор вкуса — вкусовых раздражителей и т. д.). Другими словами, анализаторы — это каналы, по которым человек получает все сведения о мире.

Каждый анализатор состоит из 3 частей: 1) рецептора — периферического отдела анализатора; 2) проводящих нервных путей (афферентных — чувствующих, и эфферентных — двигательных нервов); 3) центрального отдела анализатора (участка коры головного мозга). Такая структура анализатора была впервые описана И.П. Павловым.

Ощущение проходит 3 этапа:

1. Физический процесс раздражения. Раздражение возникает в результате воздействия раздражителя на рецептор определенного органа чувств. Рецептор (от лат. recipere — получать) — периферическая часть анализатора.

2. Физиологический процесс возбуждения. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возбуждению нервной ткани. Возникают нервные импульсы.

3. Психический процесс ощущения. Возникшие нервные импульсы по чувственному (афферентному) нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву.

С психологической точки зрения, возникновение ощущений происходит не в области рецептора, а в определенном участке коры головного мозга.

Виды ощущений

1. Экстероцептивные ощущения — это ощущения, которые направлены на получение информации из внешнего мира. Всю группу экстероцептивных ощущений можно разделить на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются стимулом, непосредственно воздействующим на поверхность тела или соответствующий воспринимающий орган (вкус, осязание).

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (обоняние, слух, зрение).

Они являются одним из условий связи человека с окружающей средой. Эти ощущения обеспечивают адаптацию человека к среде.

2. Интероцептивные ощущения  это ощущения, которые сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают в результате раздражения внутренних органов: стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы, др. органов. Интероцептивные ощущения это наиболее древняя и элементарная группа ощущений, которые в филогенезе и онтогенезе возникли первыми. Поэтому они относятся к числу наименее осознаваемых форм ощущений. Как наиболее древние, они всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям, как правило, эмоционально окрашены.

3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, которые направлены на получение информации о положении тела в пространстве (положение опорно-двигательного аппарата), регулируют наши движения. Их периферические рецепторы находятся в суставах и сухожилиях. Ощущение равновесия, или статическое ощущение (рецепторы в каналах внутреннего уха), ощущения тела будут разными при ходьбе, свободном падении и в невесомости.

Свойства ощущений

Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характеристики.

В рамках изучения этого вопроса будут описаны пороги чувствительности, адаптация, синестезия и сенсибилизация.

Среди порогов выделяют нижний абсолютный порог чувствительности, верхний абсолютный порог чувствительности, дифференциальный (разностный) порог чувствительности.

Нижний абсолютный порог чувствительности — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

На примере вкусового анализатора рассмотрим нижний абсолютный порог чувствительности: минимальная доза сахара, которая позволяет почувствовать, что чай сладкий, будет нижним абсолютным порогом чувствительности.

Сигналы, величина которых меньше нижнего абсолютного порога чувствительности, не ощущаются человеком.

Но это не значит, что эти раздражители не оказывают на нас воздействие. Физиолог Г.В. Гершуни и его ученики установили, что звуковые раздражения, лежащие ниже этого порога ощущения, могут вызывать изменения активности мозга и расширение зрачка. Некоторые световые волны определенной волны, находящиеся за пределами нижнего абсолютного порога чувствительности, способны повысить мотивацию человека к текущей деятельности.

Верхний абсолютный порог чувствительности — максимальная величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. Сигналы, величина которых выше этого порога, вызывают неадекватные или болевые ощущения. Например: максимальная доза сахара в чае, которая еще вызывает адекватное ощущение сладкого чая, пока не вызывает ощущения соленого, горького напитка, першения в горле, является верхним абсолютным порогом чувствительности. Как только доза сахара в чае вызывает неадекватные (чай воспринимаем как соленый, горький) или болевые ощущения — величина данного раздражителя находится за пределом верхнего абсолютного порога чувствительности.

Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы окружающего мира, доступного нашему ощущению.

Как измерительные приборы абсолютные пороги определяют диапазон, в котором анализаторы могут измерять раздражители. У разных людей разные показатели по порогам чувствительности. Чувствительность анализаторов двух людей будет выше у того, у кого появляются ощущения на максимально слабый раздражитель, а у другого человека ощущения еще не возникали.

Дифференциальный (разностный) порог чувствительности — минимальное различие между двумя состояниями одного и того же раздражителя, вызывающее едва заметное различение ощущений. Например: минимальное количество сахара, которое позволяет почувствовать, что чай стал более сладким, — разностный порог чувствительности вкусового анализатора по признаку «сладкий».

Величина порогов чувствительности обусловлена рядом факторов:

*мотивами и интересами (заинтересованность в объекте повышает чувствительность к нему);

*характером деятельности человека (дегустатору-профессионалу доступна значительно большая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям);

*возрастом (с возрастом ухудшается чувствительность, например, к соленому или горькому).

Величина порогов чувствительности изучается и в инженерной психологии при проектировании аппаратуры, оборудовании рабочих мест операторов. Например: единица снижения (увеличения) звука на пульте управления телевизором равна разностному порогу абсолютной чувствительности.

Экспериментальный анализ общих закономерностей ощущений дает основание полагать, что центральная из них — пороги чувствительности.

Все остальные закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация, синестезия) обеспечивают сдвиги в порогах чувствительности, которые проявляются в формах адаптации, сенсибилизации, синестезии.

Адаптация (приспособление) — это изменение чувствительности анализатора под влиянием изменившихся условий окружающей среды. Чувствительность изменяется в сторону понижения или в сторону повышения.

А. Зрительная адаптация: постепенное улучшение видимости при переходе человека из света в темноту. Когда вы заходите из освещенного помещения в темную комнату, то с трудом различаете предметы в ней. Проведя в ней некоторое время, вы начинаете видеть значительно лучше.

Б. Тактильная адаптация: усердный поиск очков, которые находятся на переносице, или поиск кепки, которая на голове.

В. Вкусовая адаптация: желание увеличивать дозу сахара, чтобы чай казался таким же сладким.

Г. Слуховая адаптация: повышение чувствительности слухового анализатора студентов при тихом голосе преподавателя.

Механизм адаптации: при непрерывном и длительном воздействии одного и того же раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаются к нему, вследствие чего начинает снижаться (повышаться) интенсивность нервных возбуждений, передаваемых в мозг.

Изменения состояний организма ведут к сенсибилизации.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный)повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или их изменения. Другими словами, действие одних раздражителей может повышать чувствительность других.

Пример: в эксперименте было установлено, что звуковое раздражение, например, свист, может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям.

Пример: в военном деле наблюдается эффект сенсибилизации. Еще древним было известно, что барабанные звуки, резонансные кардиоритмам, делают сердца солдат железными, жесткими.

Выделяют также такое явление, как синестезия, которая изучалась в советской лаборатории А.Р. Лурия.

Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение)возникновение ощущений в анализаторе при воздействии раздражителя, характерного для другого анализатора. Пример: окраска стен комнаты в бежевый цвет вызывает ощущение теплоты. Воздействуя зрительным раздражителем, мы может вызвать тактильные ощущения.

Синестезия отчетливо проявляется в психике славян. Этот феномен отражен в языковых формах. Мы нередко употребляем выражения: «кричащий цвет», «теплый цвет», «мягкий голос», когда описываем речь человека, сладкий запах, когда изучаем духи и т. д. Может ли запах быть сладким? Объективно, наверно нет. Запах — раздражитель обонятельного анализатора, а сладкий — характеристика вкусового анализатора.

Явление синестезии характерно для психики человека. Но у некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. Результаты экспериментов А.Р. Лурия свидетельствуют, что некоторым людям свойственно воспринимать все голоса окрашенными (они так и говорят «Этот голос желтый и рассыпчатый»); а цвета — имеющими вкус (соленые и хрустящие).

Понятие о восприятии

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Обе эти формы отражения представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).

Восприятие (от лат. perseptio — восприятие) — это отражение предметов и явлений в совокупности их качеств и свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

Вернемся опять к игре «Отгадай, что такое». На ладонь товарища, предварительно закрывшего глаза, положите небольшой предмет. У него возникают образы ощущения, отражающие лишь отдельные свойства предмета. После ощупывания предмета происходит его целостное опознание. Это — образ восприятия. В нем отражается система взаимосвязанных ощущений: осязательных, моторных, кожных, температурных и др.

Виды восприятия

Первая классификация. Ее основание — различия в анализаторах, которые играют в восприятии преобладающую роль. Различают: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Выделяя эти виды восприятия, ученые имеют в виду доминирующий анализатор, который выполняет основную познавательную нагрузку, т. е. анализатор, благодаря которому происходит познание объекта.

Вторая классификация. Ее основание — формы существования материи (пространство, время и движение). По указанному признаку выделяют восприятия пространства, времени и движения. Эти виды восприятия являются сложными.

Восприятие пространства основано на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза различных ощущений. Благодаря способности к трехмерному восприятию, человек способен отражать направление, удаленность, глубину, форму, объем и другие характеристики объекта.

Восприятие времени — постоянно проявляющееся свойство восприятия, имеющее сложную природу по причине отсутствия четкого физического стимула, его вызывающего. Ученые пока не выявили механизм, определяющий появление соответствующих сенсорных каналов. Существуют предположения, согласно которым, в качестве «биологических часов» часто называют ритм жизненно важных функций организма — сердцебиения и дыхания.

Восприятие пространства — свойство восприятия, указывающее на отражение психикой изменений положения предмета в пространстве (направления движения) и во времени (скорость движения). Восприятие движений возможно при активном взаимодействии разных анализаторов — зрительного, слухового, вестибулярного и др.

Третья классификация. Ее основание — наличие цели и участие воли. Различают: преднамеренное и непреднамеренное восприятие. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано, как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам личности. Непреднамеренное восприятие не сопровождается участием воли, так как отсутствует заранее поставленная цель. Непреднамеренно мы воспринимает самую разную информацию (шум на улице, разговоры в транспорте, рекламу в СМИ). Для преднамеренного восприятия характерны цель и участие воли. Примеры преднамеренного восприятия мы можем наблюдать в следующих ситуациях: ученик воспринимает новый учебный материал на уроке, водитель — все, что происходит на дороге, мать на прогулке с ребенком — все, что окружает ребенка, и с чем он играет. Преднамеренное восприятие можно рассматривать как наблюдение.



2019-11-13 219 Обсуждений (0)
Тема 7. Познавательные процессы: ощущения и восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Познавательные процессы: ощущения и восприятие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)