Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе



2019-11-13 374 Обсуждений (0)
Тема 6. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок




По А.Н. Леонтьеву, существуют три основные стадии развития психики, для каждой стадии характерен специфический способ отражения организмом объективной действительности и соответствует своя особая форма взаимодействия со средой. А.Н. Леонтьев выделил три таких стадии: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и интеллект животных.

Стадия элементарной сенсорной психики. Животные, находящиеся на этой стадии развития, способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (освещенность, температуру,

плотность окружающей среды). На основе такого отражения организм способен ориентироваться в гомогенной (однородной) среде. На стадии элементарной сенсорной психики находятся простейшие,

кишечнополостные и другие низшие беспозвоночные (низший уровень); кольчатые черви, моллюски (кроме головоногих) (высший уровень). Для животных низшего уровня характерна слабодифференцированная двигательная активность. Их движения направлены в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же ухода от неблагоприятных (отрицательные таксисы). Например, простейшие уходят из зоны повышенной кислотности (от-

рицательный хемотаксис) или из зоны повышенной или пониженной температуры (термотаксисы).

Сложность и целесообразность поведения животного находящегося на высшем уровне данной стадии может поражать, но эта программа поведения является целиком генетически фиксированной,

врожденной. Это инстинкт - генетически фиксированная, наследуемая программа поведения.

Высокая целесообразность инстинктивного поведения издавна порождала теории о «разумности» поведения. Но опыты, в которых исследователь вмешивался в программу поведения, лишая смысла

какое-либо действие насекомого, а при этом оно все равно продолжало начатую деятельность до ее очевидно бессмысленного завершения, породили представления о «слепоте», «машинообразности»

инстинктов. Однако здесь уместно говорить об определенных закономерностях самого инстинктивного поведения, а не обсуждать вопрос о «слепоте», равно как и «разумности» инстинктивного поведения. Инстинктивное поведение обладает ригидностью (негибкостью),

при этом следует иметь в виду, что эта ригидность также биологически целесообразна, так как отражает постоянство определенных условий среды обитания животного. Все же в жизни сфексов пытливые биологи, выкидывающие кузнечиков из норок, встречаются не часто.

Индивидуальная изменчивость поведения животных находящихся на данной стадии проявляется в форме неассоциативного научения, такого как привыкание (габитуация) – изменения реакции при повторном предъявлении раздражителя. Данная реакция не является ассоциативной, связь между конкретным раздражителем и поведением организма не фиксируется – изменяется степень реакции на любой раздражитель. Так пресноводная гидра, привыкшая к механической вибрации, перестает реагировать и на изменение освещенности. Элементарное ассоциативное научение возникает на высшей стадии сенсорной психики.

Стадия перцептивной психики. Переход живых организмов из гомогенной среды обитания в гетерогенную предметную среду приводит к необходимости отражения не только отдельных свойств,

но и целостного образа предмета в его отделенности от других предметов и явлений. Это приводит как к усложнению и дифференциации врожденных форм поведения, так и к радикальному усложнению способов модификации поведения. Животным, находящимся на данной стадии присущи крайне сложные и разнообразные программы поведения. Врожденные программы поведения уже начинают нуждаться в индивидуальной подстройке. Это может происходить как путем ассоциативного научения – индивидуального приобретения новых форм поведения в процессе жизнедеятельности, так и с помощью особых механизмов настройки врожденных поведенческих реакций, таких как аверсивное обусловливание, облигантное научение и импринтинг. Эти формы обеспечивают животным более гибкое приспособление к условиям среды.

Основой ассоциативного научения является формирование временной связи между двумя стимулами, один из которых первоначально был для животного безразличен, а второй – играл роль вознаграждения. Впервые в чистом виде подобное научение было выделено в экспериментах И.П. Павлова. При сочетании первоначально индифферентного стимула (условного сигнала) с раздражителем, вызывающим у животного определенную реакцию (например, слюноотделение или отдергивание конечности)1, приводит к тому, что этот нейтральный для организма стимул начинает вызывать такую же реакцию, то есть условный рефлекс. В качестве стимула для выработки новых поведенческих реакций может выступать активность самого животного. Подобное научение детально исследовано К. Ллойд-Морганом и Э. Торндайком (научение методом проб и ошибок).

На высшем уровне данной стадии психического отражения у животных возникает обобщение условных реакций. На перцептивной стадии психического развития находятся членистоногие, головоногие моллюски, рыбы (низший уровень); высшие позвоночные: птицы и млекопитающие (высший уровень).

Интеллект животных. Интеллектуальное поведение животных было впервые выявлено при решении двухфазных задач.

Первые фазы решения не несут особого биологического смысла, поскольку овладение палкой непосредственно не приводит к удовлетворению пищевой потребности. Она имеет этот смысл только в связи с фазой употребления палки для подтягивания приманки. Лишь последняя фаза - непосредственно направлена на удовлетворение потребности в пище. Для того, чтобы животное могло осуществлять такую деятельность необходимо чтобы оно отражало объективное отношение между вещами. Этот уровень отражения и есть основная характеристика данной стадии.

Интеллектуальное поведение характеризуется мгновенной перестройкой имеющихся связей и отношений между предметами и установлением новых адаптивных связей в новой для животного си-

туации. Интеллектуальное поведение доступно не только приматам, но и хищникам, врановым и попугаям, которые составляют низший уровень данной стадии; на высшем уровне стадии интеллекта животных находятся высшие человекообразные обезьяны (горилла, орангутан, шимпанзе), являющиеся ближайшими родственниками человека.

Основной чертой поведения животных находящихся на данной стадии является увеличение доли поведения не связанного напрямую с питанием, таких как исследовательская активность и игра.

Игровое поведение особо характерно для детенышей животных, однако и взрослые особи так же склонны к игровому поведению. Если у животных находящихся на перцептивной стадии выработка условных рефлексов может проводиться лишь на биологически значимый фактор (пищу и т.д.), то у животных находящихся на стадии интеллекта можно использовать в качестве вознаграждения и саму

возможность проводить исследовательскую деятельность. Макаки резусы нажимают на рычаг, открывающий окно, получая в качестве подкрепления лишь возможность увидеть интересные вещи типа других обезьян, моделей поездов, пищи. К основным чертам интеллектуального поведения относятся орудийная деятельность животных и решение элементарных логических задач.



2019-11-13 374 Обсуждений (0)
Тема 6. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)