Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика внимания



2019-11-13 237 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика внимания 0.00 из 5.00 0 оценок




К.Д. Ушинский говорил: «…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание — это направленность сознания на определенные объекты. Это ворота, по какой-то причине захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. От внимания зависит успех любой деятельности.

Среди психических процессов внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. Внимание включено в другие познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь).

Поэтому ряд психологов до сих пор не признают за вниманием самостоятельного статуса. Для этого у них есть некоторые основания. Ведь внимание проявляется внутри всех остальных познавательных процессов, постоянно идет как бы «под руку», появляется с ними. Внимание не является «владельцем» таких очагов-центров в коре головного мозга, как зрительные и другие виды ощущений, как мышление или память.

Основная функция внимания — регулирующая — проявляется в том, что оно обеспечивает удержание в сознании мыслей и представлений, непосредственно относящихся к выполняемой деятельности.

Виды внимания.

В зависимости от участия воли, выделяют произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание.

    — Произвольное (с участием воли человека) — связано с сознательно поставленной целью деятельности и волевым усилием.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов, поэтому его еще называют активным, преднамеренным, волевым. Вопрос о произвольном внимании в истории развития науки всегда был тесно связан с вопросом о свободе воли. Идеалисты настаивали на абсолютной свободе воли и, соответственно, на полной свободе произвольного внимания.

Произвольное внимание имеет свои характеристики. Целенаправленность произвольного внимания определяется задачами, которые ставит перед собой человек. Организованность произвольного внимания проявляется в том, что человек сознательно готовится быть внимательным. Кроме того, для произвольного внимания характерна повышенная устойчивость.

    — Непроизвольное (без участия воли человека) — когда объект сам «заставляет» смотреть на себя (слушать, чувствовать), независимо от сознательных намерений человека. Обычно эго связано с текущим состоянием человека, его прошлым опытом, необычностью раздражителя.

Свойства раздражителей, которые вызывают непроизвольное внимание:

· интенсивность раздражителя (более сильный раздражитель вероятнее окажется в поле непроизвольного внимания, чем менее сильный; однако раздражитель бывает сильным только определенный отрезок времени, затем наступает привыкание к этой степени интенсивности);

· новизна предмета;

· необычность объекта;

· резкая смена и динамичность объектов: нарушение относительно спокойного течения воздействия раздражителей вследствие внезапного усиления или ослабления некоторых из них, введение паузы или изменение ритма и темпа движений невольно привлекает внимание.

    — Послепроизвольное — внимание, которое изначально было произвольным (происходило с участием воли), а затем стало непроизвольным (без участия воли).

В этом случае волевое усилие, поддерживавшее наше сосредоточение на объекте внимания, заменяется интересом к этому объекту. Длительные волевые усилия, направленные на концентрацию внимания, приводят к такому моменту, когда необходимость в этих усилиях отпадает. В отличие от непроизвольного внимания оно остается связанным с целями и поддерживается именно сознательными интересами. Послепроизвольное внимание берет от произвольного способность к длительной сосредоточенности. Для него характерна интенсивная напряженность умственной деятельности. В результате, при послепроизвольном внимании наблюдается высокая производительность труда. Иногда этот вид внимания называют творческим, так как он сопровождает процесс подлинного увлечения человека своей деятельностью.

Существуют и другие классификации видов внимания. Например, внешнее внимание и внутреннее внимание. Объектом первого являются окружающие объекты и явления, объектами второго — собственные мысли и переживания субъекта.

По характеру направленности различают внешненаправленное и внутренненаправленное внимание:

— внешненаправленное внимание, ориентировано на объекты внешней среды и связано с сознанием;

— внутренненаправленное, ориентировано на чувства, мысли индивида и связано с осознанием, рефлексией.

По направленности на объект выделяют сенсорное, интеллектуальное и моторное внимание.

Объем внимания — способность одновременно воспринимать несколько объектов. Чтобы увеличить объем внимания, необходимо научиться систематизировать и группировать по смыслу и содержанию воспринимаемый материал. Обычная «норма» взрослого человека — 4-7 объектов.

Распределение внимания — способность одновременно сосредоточивать внимание на нескольких объектах. Высокий уровень распределения внимания позволяет выполнять несколько видов деятельности (или действий). Наполеон, говорят, мог выполнять одновременно 7 дел. Этот параметр весьма важен, например, для педагога. Ведь в его поле зрения одновременно должны находиться вся аудитория и каждый ученик в отдельности. Более того, педагогу нужно следить за логикой изложения урока и своей речью, не упуская из виду степень усвоения материала учениками и многое другое.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности на объекте. Тот, кто умеет добиться концентрации внимания в нужный момент, способен на труд высокой степени продуктивности. Обычно внимание должно быть сконцентрировано в максимальной степени в моменты критической ситуации. Концентрация внимания зависит от свойств нервной системы. Так, действия дополнительных раздражителей представляют помеху для меланхолика (слабый тип), но повышают концентрацию внимания у флегматика (сильный тип).

Устойчивость внимания — обусловлена длительностью сосредоточения на объекте. Эта характеристика внимания должна постоянно находиться в поле зрения педагога. Устойчивость внимания в начале урока невысока, затем она повышается, а к концу урока вновь падает из-за процессов утомления.

Необходимо учитывать и личностные особенности человека, его эмоциональное и физическое состояния. Внимание холерика, например, легко привлечь, но куда труднее удержать.

Из-за возбуждения коры головного мозга через 15-20 мин. сосредоточенной работы наблюдается отвлекаемость, Кстати, это наводит на мысль о необходимости психологического обогащения индивидуальной деятельности (необходимо использовать разные виды деятельности, чередовать их, использовать эффект новизны).

Пример: женщины подсознательно знают, как удержать внимание мужчины: они часто меняют наряды, манеру поведения, голос, бывают непредсказуемыми, всячески сосредоточивают и удерживают на себе внимание, другими словами. они обеспечивают его устойчивость.

Переключение внимания определяется скоростью переноса внимания с одного объекта на другой. На переключение внимания влияют два фактора: 

1. Фактор утомления. Если психика человека не успевает адаптироваться к смене вида занятий, то постепенно нарастает усталостный процесс;

2. Фактор поддержания работоспособности. Если адаптация протекает быстро, то смена рода занятий и соответствующее переключение внимания способствуют высокой работоспособности.

Переключаемость внимания зависит от отношения человека к тому, чем он занят в данный момент, и к тому, чем ему предстоит заняться. Например, он должен выполнить два следующих друг за другом дела. Если предыдущая деятельность интересна, увлекательна, то человеку сложно переключиться на другое занятие. Если предстоящее второе дело интереснее первого, то он переключается на него легко.

Переключаемость внимания зависит от пола человека. Как показывают эксперименты, по переключаемости внимания мужчины значительно уступают женщинам (естественно, в среднестатистическом смысле).

Явления внимания

Колебания (флюктуации) внимания — непроизвольные кратковременные явления усиления или ослабления внимания. Колебания внимания наблюдаются даже при очень устойчивом внимании (обычно с периодом 6 — 10 секунд). Из искусства презентации известно, что ее продолжительность не должна превышать 17 мин. Дальше удержать внимание клиентов просто невозможно.

Переконцентрация внимания — выражается в высокой избирательности и трудной переключаемости внимания с объекта на объект.

    Пример: человек ничего вокруг себя не замечает, погружен в свои мысли и с ними живет, создавая вокруг себя массу проблем для других людей, которые вынуждены входить с ним в контакт. Как-то Сократ решил принять участие в войне и присоединился к колонне войск. По дороге он ушел в свои мысли, остановился, так и простоял несколько часов.

Недоконцентрация внимания — выражается в слабой концентрации внимания и еще более слабой переключаемости. Это явление наблюдается в ситуациях переутомления и чрезмерного эмоционального возбуждения.



2019-11-13 237 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика внимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика внимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)