В каждом из нас есть и темная, и светлая сторона
Одна из главных проблем людей – в неумении признавать свои темные стороны, потому что нас с детства учат быть «хорошими». И в некотором смысле «самое большое зло состоит в том, чтобы не признавать зло в себе». Нам всю жизнь твердят, что мы должны «вести себя хорошо». Нас с детства учили подавлять негативные эмоции, и это, по-моему, совсем неправильно. Смысл не в том, чтобы подавлять свои эмоции (в том числе, например, злость), а в том, чтобы направлять их в верное русло. У меня есть знакомый – религиозный человек. Жертвует деньги на строительство учреждений для проведения молитв, помогает обездоленным. И вот однажды выясняется, что он… бьет свою жену. Причем он нисколько этого не стесняется и говорит, что это «исправительные побои», потому что «он точно прав», ведь он такой «хороший». Психологи выявили даже такой эффект – нравственная поблажка: когда человек может оправдать свои «плохие» поступки тем, что он всегда был «хорошим человеком». Вот как о ней рассказано в книге «Сила воли»[45]: «Эффект нравственной поблажки может объяснить, почему некоторые очевидно высокоморальные люди – министр, политик, защищающий семейные ценности, главный прокурор штата, борющийся с коррупцией, – могут оправдывать себя в серьезных нравственных проступках. Так возникают антигерои: женатый проповедник занимается сексом со своей секретаршей, чиновник тратит народные средства на ремонт в собственном доме, а полицейский применяет силовые методы к несопротивляющемуся преступнику. Большинство людей не сомневаются в своих порывах, когда кажутся себе хорошими, а должности некоторых людей постоянно напоминают им об их добродетельности». В общем, нет ни плохих людей, ни хороших. Мне очень нравится мнение Льва Толстого на этот счет[46]: «Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими… Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь всё между тем одним и самим собою». Поведение человека – это ножницы. Одна часть – его сознание, а вторая – ситуация, в которой он оказался, или человек, с которым ему приходится взаимодействовать. Одно неотрывно от другого. И человек всегда будет вести себя по-разному в зависимости от того, в какой ситуации он оказался. Есть только два чувства: Любовь и Страх Во Вселенной всего два чувства, из которых «растут ноги» у остальных. Это Любовь и Страх. В основе любого позитивного чувства – любовь, негативного – страх. Злость – тоже страх: например, быть непонятым. Страх сковывает, любовь отпускает. Страх рождает боль, любовь – облегчение. Страх атакует, любовь преображает. Нас всю жизнь учили жить в страхе. Именно страх быть нелюбимыми и отсутствие любви с детства превратили нас в «помятые» шарики. 95 % наших действий – попытки снова заслужить любовь родных, близких и самих себя. 95 % наших действий «компенсаторные». Мы пытаемся компенсировать свое, как нам кажется, несовершенство. Но единственная цель нашей жизни – стремиться к опыту любви по всем фронтам. Именно поэтому так важно иметь любимую работу, жить с любимыми людьми, любить себя и свое тело. «Распрямить» себя можно только любовью. Когда я начала заниматься любимым делом, я физически ощутила, как некоторые зоны моего «помятого» шарики стали идеально круглыми. И это невероятное чувство! Я совсем еще новичок на этом пути. Я признаю, что почти ничего не знаю о том, что такое любить, но верю, что однажды смогу познать опыт безусловной любви к людям, к себе и к миру. Я могу написать целую книгу о законах жизни, их набралось у меня в отдельном файле уже больше тридцати. А еще у меня есть текст специальной медитации, которая помогает сделать меньше страха и больше любви в жизни. Я не буду тут приводить его полностью. Если вы хотите получить этот текст – напишите мне в социальных сетях. Ссылки указаны в конце книги. Движение к цели Хайвэй перемен: скоростная дорога с четырьмя отрезками для всех, кто решил измениться Я придумала концепцию Хайвэя, или Пути перемен. Она помогает на пальцах объяснить, как происходят перемены. Путь перемен включает следующие этапы:
• Путь нищего – накапливание энергии; • Путь ученика – накапливание знаний; • Путь воина – накапливание силы; • Путь мудреца – накапливание любви и передача опыта. Путь нищего Знаете, с чего начинаются перемены? С того, что ко мне приходят люди и говорят: «Я ничего не хочу…» А почему? В большинстве случаев причина одна: нет энергии, жизненных сил. Я еще называю это состоянием овоща, или ЧП. Представьте себе типичного современного Человека приунывшего (далее – ЧП). Он трудится на работе, от которой не особо в восторге. Уйти с нее невозможно, ибо каждый месяц нужно оплачивать кредиты. А для этого надо не просто работать, а работать много. Ни с друзьями лишний раз не встретиться, ни спортом позаниматься. А уж выделить пару часов на любимые увлечения – вообще роскошь. В конце концов ЧП погружается в «овощное» состояние: его засасывает в рутину, как в зыбучие пески, из которых выбраться с каждым днем все сложнее. Нелюбимая работа, отсутствие спорта, нормальных людей вокруг (нормальные – те, кто тебя поддерживает и верит в тебя), сбитый режим сна и питания, дисгармония в отношениях. Короче, полный набор всякой всячины, которая высасывает энергию. На первом этапе важно освободить энергию, чтобы можно было двигаться дальше. Это как оперативная память на компьютере: если она закончилась, ничего нового ты не установишь. Или как в мультике про Простоквашино: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!» Так что Путь нищего – это путь накопления энергии. Самое гениальное, что можно сделать, – составить список того, что энергию дает и что ее забирает. Вот как он может выглядеть.
Я теряю энергию, когда: • провожу много времени в социальных сетях; • не отдыхаю по выходным; • общаюсь с людьми, которые постоянно ноют; • общаюсь с теми, с кем не хочу, потому что неудобно отказать; • сплетничаю; • говорю «да», когда нужно сказать «нет»; • обижаюсь на других людей вместо того, чтобы поговорить с ними; • занимаюсь нелюбимым делом; • не выполняю обещания, данные себе, или обещаю то, что не собираюсь выполнять; • прокручиваю в голове диалоги, которые никогда не состоятся; • извожу себя самокритикой; • неправильно питаюсь и не занимаюсь спортом; • не делаю того, что приносит мне радость (например, хобби).
Я наполняюсь энергией, когда: • общаюсь с вдохновляющими людьми; • провожу время на природе; • преодолеваю свои страхи; • путешествую; • изучаю новые места; • пробую что-то новое; • занимаюсь творчеством, спортом; • правильно питаюсь; • освобождаю физическое и эмоциональное пространство; • говорю «нет», когда нужно сказать «нет»; • совершенствую какой-то навык.
Если вы посмотрите на свои списки, то все встанет на свои места. Это как обычный бухгалтерский отчет, где есть дебет, а есть кредит. Чтобы накопить энергию, надо делать меньше из первой колонки и больше из второй. По-моему, это гениально. Важно понять, что эти списки – чуть ли не самое главное в жизни. Ваша энергия – как ваше топливо. Если вы вместо того, чтобы прогуляться в одиночку в обед, остаетесь на работе и обсуждаете сплетню, это как раз то самое маленькое решение, которое отделяет вас от Величия. И именно такие мелочи могут сделать вас выдающимся. Недельный эксперимент Предлагаю провести такой эксперимент. Дайте себе слово в течение недели один пункт из первого списка заменять на действие из второго. И посмотрите, что из этого получится! Тогда вы, как барон Мюнхгаузен, сможете вытащить себя за волосы из болота. Только так это и происходит. Путь ученика Второй этап – ученичество. Как только вы освободили энергию, вам нужно заняться поиском и накоплением знаний. На этом этапе нужно изучать то, что вам нравится, и смотреть на мир с любопытством. Но он не должен длиться слишком долго. Мне нравится, как инвестор и писатель Джеймс Алтучер писал о том, сколько времени занимают перемены.
• Первый год: вы мечетесь, читаете все подряд и начинаете что-то делать. • Второй год: вы знаете, с кем нужно говорить, с кем налаживать связи. Вы занимаетесь делом каждый день. Вы видите карту своих будущих путешествий. • Третий год: вы уже достаточно хороши, чтобы зарабатывать деньги. Но, может быть, на жизнь их пока не хватает. • Четвертый год: вы хорошо зарабатываете. • Пятый год: вы сколачиваете состояние.
Итого: пять лет. Конечно, никто не даст гарантий, что через пять лет вы «сколотите состояние», но вектор правильный. Путь ученика у Алтучера как раз значится под кодовым названием «Первый год». Изучайте, смотрите, читайте книги, не ругайте себя за то, что вы поглощены обучением. На этом этапе важно определить для себя, в какую сторону вы хотите идти, и начать двигаться. Иначе можно на всю жизнь остаться «вечным студентом». Знаете фразу: «Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный?» Для меня она как раз про тех людей, которые «застряли» на пути ученика. Знаете этих несчастных, да? Тех, которые ходят с тренинга на тренинг, с семинар на семинар, и… ничего не происходит. Годами! Знания сами по себе – пустой звук. Чтобы они стали «работать», нужно приложить усилия. Как в точку сказал бизнесмен Сергей Галицкий: «Когда-то нужно переставать быть читателем и становиться писателем – это очень важно»[47]. Путь воина С третьего этапа начинается хардкор. На смену безусому и юному ученику приходит настоящий воин. Это человек, который уже выбрал для себя одно или несколько направлений и развивается в них. Воин накапливает силу часами практики. Я уже писала про четыре уровня реализации, но хочу снова затронуть эту тему. Когда мне было 20, я пребывала в иллюзии, что существует некое особое предназначение – единственное дело, которое очень быстро позволит разбогатеть и стать известным. Я смотрела на кумиров из телевизора и хотела стать такими же, как они. Прыгала с одного дела на другое и не знала, на чем остановиться. Сейчас я знаю: такого дела не существует. Нет никакого волшебства. Есть много работы, которая приводит к тому, что ты проходишь четыре ступени реализации: задатки – способности – талант – гениальность. Сначала у нас есть малюсенькие задатки, которые практика (и только практика) превращает в способности. Способности, сдобренные парой тысяч часов практики, превращаются в талант. Талант, политый еще парой тысяч часов «крови, слез, пота и работы», вырастает в гениальность. Именно эти ступени прошли все великие спортсмены, писатели, музыканты, программисты, бизнесмены, врачи – от Моцарта и Микеланджело до Эйнштейна и Джобса. Так что на этапе воина необходимо просто трудиться, накапливая, накапливая, накапливая силу и мастерство. Самое важное качество для воина – умение терпеть боль. В первой части книги я писала об этом, так что не буду подробно останавливаться на этом. Напомню лишь слова Мела Гибсона: «Любые перемены сопровождаются болью. Если ты не чувствуешь боли, ничего не изменилось». Путь мудреца Когда мы навоевались как следует, мы переходим на высший уровень – Путь мудреца. Это те люди, которых мы называем Мастерами. У них много энергии, знаний и опыта. Мудрец во время воинской практики определил то, что он действительно любит, и теперь занимается только этим. Он накапливает любовь и готовится стать светом и наставником для других. Это, конечно, высшая ступень иерархии. И в идеале Мудрец должен быть безмятежным, познавшим дзен существом. Но не все так просто. Хотя в любом случае надо стремиться именно к накоплению Любви по всем фронтам: заниматься тем, что любишь; создавать семьи или дружеские связи только с теми, кого любишь, и, конечно, с любовью относиться к своему телу. Вот сюда-то и хочется стремиться. Осталось только добавить слово «Аминь» в конце. Итак, Путь перемен состоит из четырех этапов. Путь нищего (он же – Овощ), который накапливает Энергию. Путь ученика, который накапливает Знания. Путь воина, который практикуется и накапливает Силу. Путь мудреца, накапливание Любви и передает опыта. А теперь ответьте на три вопроса.
1. На каком этапе вы сейчас? Ответьте честно на этот вопрос. 2. Какие три действия вы можете предпринять в ближайшее время, чтобы перейти на новый уровень? 3. Какое маленькое действие можно сделать уже сегодня? Паралич анализа, или «Я знаю слишком много, чтобы начать действовать» Спорим, у вас тоже так бывало: вы слишком много думали, анализировали, а потом не могли сдвинуться с места. Или хуже того: вы долго размышляли над чем-то и пришли к выводу, что есть чересчур много причин, почему это не получится. Где легкость, с которой мы раньше принимали решения? Кажется, на нее сел своим необъятным туловищем наш мозг, доверху напичканный знаниями. Их настолько много, что теперь у нас возникает «паралич анализа».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |