Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В 18 Педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО



2019-11-13 526 Обсуждений (0)
В 18 Педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО 0.00 из 5.00 0 оценок




Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными

предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную деятельность всех детей группы.

Предметно-пространственная среда – это комплекс санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизнедеятельности детей в ДОО.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Определяющим условием в организации развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательная организация.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

- среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции; но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;

- необходимо гибкое и вариативное использование пространства; среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

- форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;

- элементы декора должны быть легко сменяемыми;

 

- в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;

- организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы;

- цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;

- при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;

- предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости

от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;

- предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста;

- в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театральной, которые размещаются в центрах и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, а также для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей детей;

- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве, а также отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям. И, конечно же, необходимо отметить, что оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней;

- что касается содержания предметно-развивающей среды, то все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим программным требованиям, задачам воспитания и обучения, возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребёнка, а также интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности;

- в предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства.

Приобщение детей к культуре своего народа предполагает среду, насыщенную атрибутами народной культуры; развитие общительности требует организации среды, в которой дети имеют все возможности активного общения со сверстниками и взрослыми; развитие субъектного начала – среды, предоставляющей возможности разнообразного выбора ребёнком деятельностей, стимулирующей детскую самостоятельность и творчество;

- создавая предметно-пространственную среду группы, важно также учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики;

- организация среды также во многом определяется личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя;

- подбор материалов, дидактических игр, пособий, детской литературы должен учитывать особенности разных уровней развития детей и помогать осуществлять требуемую коррекцию для положительного продвижения каждого ребёнка;

- создание безопасности обстановки и комфорта, что помогает снимать стресс, который возникает под воздействием общественного учреждения, создавая чувство безопасности, уверенности, создавая условия для возникновения и закрепления положительного эмоционального настроя, что является фундаментом успешного личностного и интеллектуального развития ребёнка;

- групповое пространство должно быть поделено на отдельные зоны нишами и перегородками; зонирование помещений поможет ребёнку подобрать для себя увлекательное занятие и сохранить интерес к нему благодаря правильно подобранным игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

- создавая предметно-развивающую среду, педагоги учитывают период обучения, сезонности; так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе – собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанных из бумаги педагогами и детьми.

В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Предметно-игровая среда групп детского сада должна быть организована таким образом, чтоб каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

В каждой группе мебель и оборудование должны быть установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Все групповое пространство распределяется на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

Вопрос.



2019-11-13 526 Обсуждений (0)
В 18 Педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В 18 Педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)