Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура рекреационных ресурсов черноморского побережья России на примере курорта г. Сочи



2019-11-20 246 Обсуждений (0)
Структура рекреационных ресурсов черноморского побережья России на примере курорта г. Сочи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В 1989 году туризм в Сочи был представлен в основном:

санаторным (курортным) лечением и отдыхом, преимущественно основанным на субсидиях; обычно 24-дневная путевка включала размещение, питание и набор медицинских услуг;

иностранным приморским туризмом с полным пансионом, включая питание, медицинские услуги предоставлялись дополнительно;

"организованным" внутренним туризмом, обычно представлявшим собой отдых у моря или в горах, с проживанием в коллективных местах размещения, и

”неорганизованным" внутренним туризмом.

Неорганизованные туристы обычно останавливались на частных квартирах, питались и приобретали различные услуги самостоятельности. Как правило, они подыскивали себе жилье сами, хотя в городе имелось специализированное агентство. До 2/3 таких посетителей пользовались услугами теневой экономики, и налоги с этой деятельности, очевидно, не платились. Поэтому оценить стоимость продукта, созданного в этой сфере, очень сложно.

Количество прибытий и ночевок снижалось весь этот период, в то время как общая выручка, измеренная в сопоставимых ценах, постоянно росла после резкого спада в начале экономических реформ.

Диаграммы, представленные ниже, характеризуют динамику различных аспектов денежных поступлений от туристов. Средняя выручка от ночевки играет главную роль в этом процессе. Рост выручки от одной туристической ночевки показывает, что туризм в Сочи смог приспособиться к изменению структуры личных доходов в России.

Туризм - это отрасль, сильно зависящая от изменения моды, а, следовательно, требующая экспериментирования, жесткой конкуренции между владельцами и внедрения инноваций для достижения успеха, даже с риском банкротства. Туристический продукт города Сочи медленно развивается из-за преобладания государственной собственности, как правило, негибкой в инновационном плане. Необходимо увеличение доли частной собственности и конкуренции.


Таблица 2. Распределение рекреационно-туристических предприятий по формам собственности (%).

Формы собственности Гостиницы Санатории и пансионаты Прочие учреждения туризма Все учреждения отдыха
Государственная федеральная 12,5 39,7 36,4 35,5
Государственная краевая     2,3 0,7
Муниципальная 12,5 3,8 4,5 5,1
Общественная   23,1 11,4 16,7
Частная 6,3 6,4   4,3
Смешанная российская 56,3 24,4 45,5 34,8
Иностранная   1,3   0,7
Смешанная с иностранным участием 12,5 1,3   2,2
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

 

В таблице 3 показаны типы мест размещения. Из представленных данных следует, что в структуре предложения доминировали субсидируемые санатории, оздоровительные комплексы, курортные поликлиники и дешевые пансионаты с лечением. Многие из этих учреждений смогли выжить благодаря тому, что их клиентов субсидировали. А раз посетители этих учреждений нуждаются в субсидиях, они, по определению, не могут тратить много. Доля гостей, склонных к большим расходам, остается значительно меньшей.

Таблица 3. Количество и типы туристических и рекреационных предприятий г. Сочи.

Типы предприятий

2008

Кол-во туристов в 2007 г.

Единиц

Вместимость (мест)

Кол-во туристов

Круглогодичных Макс. развертывания
Санатории 60 21 914 23 317 198 989 180 329
Пансионаты с лечением 15 4 589 4 949 35 044 31 861
Пансионаты 23 8 052 10 269 66 280 52 413
Гостиницы 18 11 135 11 135 132 197 130 088
Базы отдыха 30 99 3 494 10 862 13 227
Дома отдыха 6 556 1 262 7 937 6 784
Туристические базы 13 4 368 5 100 39 240 51 858
Туристические комплексы 1 1 000 1 000 3 811 5 452
Оздоровительные комплексы 8 40 1 760 7 443 3 646
Кемпинги 1 0 420 2 203 2 771
Курортные поликлиники 2 165 350 2 386 1 957
Лагеря отдыха 25 0 5 492 14 410 11 045
Другие коллективные средства размещения 6 572 807 5 292 5 757
Ассоциация "Отдых" 4 0 0 43 264 39 372
ВСЕГО 212 52 490 69 355 569 358 538 557

 

По показателю количества туристических ночевок туристический поток равномерно снижался примерно на 1/3 ежегодно между 2003 и 2007 годом, но вырос на 7% в 2008 году, и, по предварительным данным, продолжал расти в 2009 году. Составляющие этого потока по гостиницам и санаториям/пансионатам имели такую же динамику, с той разницей, что для санаториев кривая спада была более пологой. В то же время другие виды туризма, включающие в себя частный наем жилья, демонстрировали равномерный рост в этом периоде. Похоже, что в Сочи происходит некоторое изменение структуры в сторону повышения доли самодеятельного туризма с низким уровнем расходов, хотя представленные данные (см. таблицу 4) демонстрируют только начало этой тенденции. Мы можем предполагать, что в структуре туристов в Сочи возрастает доля лиц с низкими расходами, поскольку нет ряда данных о структуре туристических расходов в городе.

Из таблицы 4. также следует, что мощность туристического потока снижалась в дорогостоящем гостиничном секторе, также как и в санаторном, и что количество посетителей туристических баз и лагерей неуклонно снижалось, несмотря на увеличение их вместимости.


Таблица 4. Распределение туристов по видам и типам мест размещения.

  Круглогодичных Мест максимального развертывания Число прибытий Количество ночевок
1993        
Гостиницы 11 740 11 740 273 965 1 874 050
Санатории и пансионаты 34 816 41 103 335 118 6 523 625
Турбазы и лагеря 6 872 13 048 96 248 1 123 314
Другие виды туризма 126 331 48 351 409 502
ВСЕГО: 53 554 66 222 753 682 9 930 491
1994        
Гостиницы 11 290 11 358 256 481 1 514 526
Санатории и пансионаты 33 211 38 625 317 120 5 827 817
Турбазы и лагеря 5 041 10 593 88 741 1 055 976
Другие виды туризма 151 339 46 128 656 788
ВСЕГО: 49 661 60 826 684 329 8 760 110
1996        
Гостиницы 12 004 11 933 160 949 1 159 210
Санатории и пансионаты 34 372 38 709 265 990 4 522 733
Турбазы и лагеря 6 017 9 854 92 729 940 511
Другие виды туризма 1 313 3 833 61 011 715 821
ВСЕГО: 53 705 64 328 580 679 7 3382 75
1997        
Гостиницы 11 582 11 585 130 088 923 609
Санатории и пансионаты 33 857 38 677 264 603 4 363 126
Турбазы и лагеря 6 042 10 609 73 308 832 753
Другие виды туризма 1 223 5 238 70 558 733 545
ВСЕГО: 52 705 66 109 538 557 6 853 033
1998        
Гостиницы 11 135 11 135 13 2197 1 012 490
Санатории и пансионаты 34 555 38 535 308 250 4 911 881
Турбазы и лагеря 5 467 15 481 56 116 581 949
Другие виды туризма 1 333 4 184 72 795 831 994
ВСЕГО: 52 490 69 335 569 358 7 338 314

 

Сезонность в туризме в Сочи ярко выражена: 57% всех посетителей прибывают в город с июля по сентябрь включительно. Примерно 2/3 всех туристических ночевок относится к пиковому периоду с июня по сентябрь, таким образом, большая часть активов города недоиспользуется 8 месяцев в году. Вдобавок ко всему, произошло радикальное сокращение числа туристов, и в 2008 году их количество едва превышало 1/4 от уровня 2001 года, хотя по предварительным данным в 2009 году наблюдается некоторый рост.

Таблица 5. Число туристов (прибытие).

  2001 2002 2003 2004 2005 2006   2007 2008
Q1 256439 177803 76947 72387 68267 50427 39440 43601
Q2 357620 263728 170877 160681 178553 137609 122036 132725
Q3 769217 613990 390034 366361 364140 329831 335585 322645
Q4 694963 420012 115824 109041 104573 62812 56200 70387
ВСЕГО 2078239 1475533 753682 708470 715533 580679 553261 569358

 

Средняя продолжительность пребывания достаточно высокая, превышает 12 дней

Туризм в Сочи испытывал спад многие годы, но сейчас наблюдается его некоторый подъем. Туризм характеризуется высоким уровнем сезонности, и основные виды предложения рассчитаны на лиц с невысокими доходами.

Общая выручка и выручка от одной ночевки постоянно росла, испытав резкий спад в кризисном 2008 году, а затем в 2009 году, по предварительным данным, стала расти, что свидетельствует об общей ориентации города на туристов с низкими доходами.

С одной стороны, Сочи выглядит хорошо обеспеченным инфраструктурой: имеется хороший аэропорт, железнодорожная связь с Москвой и остальной Россией, отреставрированный железнодорожный вокзал, строящиеся окружная автодорога и шоссе на Красную Поляну, морской порт, реконструкция которого завершается.

Но не все так хорошо, как кажется. Великолепный аэровокзал, строительство которого в основном закончено семь лет назад до сих пор не достроен из-за нехватки средств. Завершение строительства объездной автодороги оттягивается по той же самой причине, а дорога на Красную Поляну должна быть закончена, иначе этот горнолыжный курорт не сможет развиваться как центр зимнего туризма. Финансирование же реконструкции комплекса морского порта также не обеспечено полностью.

К этим проблемам следует добавить то, что железная дорога и автомобильная магистраль пересекают город, отсекая места размещения и туристические объекты от пляжа, что очевидно негативно сказывается на привлекательности курорта. Многие крупные санатории содержат дорогостоящие фуникулеры, лифты, тоннели и канатные дороги, связывающие их с принадлежащими им закрытыми пляжами. Стоимость содержания этих объектов все время возрастает, и когда возникнет необходимость замены этих устройств, может возникнуть серьезная проблема с финансированием этих мероприятий. В то же время без таких связей с пляжами эти санатории и пансионаты окажутся просто неконкурентоспособными.

Система общественного транспорта города вполне соответствует потребностям. Имеется регулярная сеть автобусных маршрутов, маршрутных и индивидуальных такси. Однако желательно развить транспортное сообщение с аэропортом, в частности, улучшить качество транспортных средств.

Материальная среда города также нуждается в существенном улучшении, поскольку не вполне соответствует статусу города как первого курорта страны. В плохом состоянии находятся тротуары, изобилующие выбоинами. Уличное освещение не везде работает. Вместе эти недостатки могут создать серьезную опасность. Главная улица очень шумная, что снижает привлекательность некоторых гостиниц, и сильная загруженность центра города транспортом достаточно опасна для пешеходов. Необходимы меры по регулирования и выведению транспортного потока за пределы центральной части.

В городе большое количество зеленых насаждений и общественных парков, но их нельзя назвать очень красочными, их содержание оставляет желать лучшего. Примером того, как следует содержать эти парки, служат отдельные санатории. Некоторые улицы, вплотную прилегающие к центру, выглядят опасными для посетителей.

Небольшое количество зданий в городе выглядят ухоженными, большинство же требует ремонта и покраски. То, что стандарты хорошего содержания достижимы, подтверждается состоянием железнодорожного вокзала, который недавно был отреставрирован.

Строительство большого количества зданий приостановлено, и поэтому некоторые участки города выглядят заброшенными. При строительстве используется, в основном, устаревшая технология железобетонных конструкций. Эта технология отличается негибкостью и существенно уступает технологии металлоконструкций как в техническом, так и в экономическом отношении. В результате строительство сильно затягивается и капитал омертвляется.

Что особенно важно, не вполне соответствует требованиям оборудование прибрежной полосы. Пешеходная дорожка содержится в плохом состоянии, и протяженность ее невелика. Пляж галечный, что трудно изменить, но при этом тем более важно заменять череду уродливых конструкций вдоль него (бетонные волнорезы и буны) на более привлекательные. Также очень важно, чтобы пляж был чистым и находился все время в хорошем состоянии. Во многих местах пляж просто завален кусками металла, мусором и различными отходами. Пляж в основном находится в руках частных пользователей, что ухудшает его доступность. Городской администрации следовало бы в первую очередь выяснить основания такого владения, и если они недостаточны, вернуть пляжи в общественное распоряжение, а в целом стоило бы достичь соглашения с законными владельцами, для того, чтобы пляжи сделать максимально открытыми для общественного пользования. Необходимо также изучить возможности создания песчаного пляжа в центре города.

Возможно, наиболее важным является то, что в городе до сих пор нет настоящего ядра притяжения. Основная торговая зона очень невелика по размерам и большинство торговых точек представляют собой киоски. Рынки, представляющие собой наиболее полезную и эффективную форму традиционной розничной торговли, являются весьма важными туристическими объектами, но их недостаточно. Необходимо найти что-то такое, что одновременно служило бы интересам туристов и улучшило бы качество магазинов, ресторанов и мест развлечения. Зона от морского порта до железнодорожного вокзала хорошо подходит для этой цели, но требует грамотного планировочного решения и инвестиций.

Таким образом, материальная среда города развита недостаточно, принимая во внимание его положение как крупнейшего российского курорта, а его инфраструктура настоятельно требует инвестиций. В частности, необходимо создать более привлекательную растительную среду, улучшить тротуары, повысить доступность пляжей и улучшить их содержание, создать притягательный центр города и завершить сооружение инфраструктурных объектов, особенно окружной дороги, дороги на Красную Поляну и здания аэровокзала.

 



2019-11-20 246 Обсуждений (0)
Структура рекреационных ресурсов черноморского побережья России на примере курорта г. Сочи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура рекреационных ресурсов черноморского побережья России на примере курорта г. Сочи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)