Структура рекреационных ресурсов черноморского побережья России на примере курорта г. Сочи
В 1989 году туризм в Сочи был представлен в основном: санаторным (курортным) лечением и отдыхом, преимущественно основанным на субсидиях; обычно 24-дневная путевка включала размещение, питание и набор медицинских услуг; иностранным приморским туризмом с полным пансионом, включая питание, медицинские услуги предоставлялись дополнительно; "организованным" внутренним туризмом, обычно представлявшим собой отдых у моря или в горах, с проживанием в коллективных местах размещения, и ”неорганизованным" внутренним туризмом. Неорганизованные туристы обычно останавливались на частных квартирах, питались и приобретали различные услуги самостоятельности. Как правило, они подыскивали себе жилье сами, хотя в городе имелось специализированное агентство. До 2/3 таких посетителей пользовались услугами теневой экономики, и налоги с этой деятельности, очевидно, не платились. Поэтому оценить стоимость продукта, созданного в этой сфере, очень сложно. Количество прибытий и ночевок снижалось весь этот период, в то время как общая выручка, измеренная в сопоставимых ценах, постоянно росла после резкого спада в начале экономических реформ. Диаграммы, представленные ниже, характеризуют динамику различных аспектов денежных поступлений от туристов. Средняя выручка от ночевки играет главную роль в этом процессе. Рост выручки от одной туристической ночевки показывает, что туризм в Сочи смог приспособиться к изменению структуры личных доходов в России. Туризм - это отрасль, сильно зависящая от изменения моды, а, следовательно, требующая экспериментирования, жесткой конкуренции между владельцами и внедрения инноваций для достижения успеха, даже с риском банкротства. Туристический продукт города Сочи медленно развивается из-за преобладания государственной собственности, как правило, негибкой в инновационном плане. Необходимо увеличение доли частной собственности и конкуренции. Таблица 2. Распределение рекреационно-туристических предприятий по формам собственности (%).
В таблице 3 показаны типы мест размещения. Из представленных данных следует, что в структуре предложения доминировали субсидируемые санатории, оздоровительные комплексы, курортные поликлиники и дешевые пансионаты с лечением. Многие из этих учреждений смогли выжить благодаря тому, что их клиентов субсидировали. А раз посетители этих учреждений нуждаются в субсидиях, они, по определению, не могут тратить много. Доля гостей, склонных к большим расходам, остается значительно меньшей. Таблица 3. Количество и типы туристических и рекреационных предприятий г. Сочи.
По показателю количества туристических ночевок туристический поток равномерно снижался примерно на 1/3 ежегодно между 2003 и 2007 годом, но вырос на 7% в 2008 году, и, по предварительным данным, продолжал расти в 2009 году. Составляющие этого потока по гостиницам и санаториям/пансионатам имели такую же динамику, с той разницей, что для санаториев кривая спада была более пологой. В то же время другие виды туризма, включающие в себя частный наем жилья, демонстрировали равномерный рост в этом периоде. Похоже, что в Сочи происходит некоторое изменение структуры в сторону повышения доли самодеятельного туризма с низким уровнем расходов, хотя представленные данные (см. таблицу 4) демонстрируют только начало этой тенденции. Мы можем предполагать, что в структуре туристов в Сочи возрастает доля лиц с низкими расходами, поскольку нет ряда данных о структуре туристических расходов в городе. Из таблицы 4. также следует, что мощность туристического потока снижалась в дорогостоящем гостиничном секторе, также как и в санаторном, и что количество посетителей туристических баз и лагерей неуклонно снижалось, несмотря на увеличение их вместимости. Таблица 4. Распределение туристов по видам и типам мест размещения.
Сезонность в туризме в Сочи ярко выражена: 57% всех посетителей прибывают в город с июля по сентябрь включительно. Примерно 2/3 всех туристических ночевок относится к пиковому периоду с июня по сентябрь, таким образом, большая часть активов города недоиспользуется 8 месяцев в году. Вдобавок ко всему, произошло радикальное сокращение числа туристов, и в 2008 году их количество едва превышало 1/4 от уровня 2001 года, хотя по предварительным данным в 2009 году наблюдается некоторый рост. Таблица 5. Число туристов (прибытие).
Средняя продолжительность пребывания достаточно высокая, превышает 12 дней Туризм в Сочи испытывал спад многие годы, но сейчас наблюдается его некоторый подъем. Туризм характеризуется высоким уровнем сезонности, и основные виды предложения рассчитаны на лиц с невысокими доходами. Общая выручка и выручка от одной ночевки постоянно росла, испытав резкий спад в кризисном 2008 году, а затем в 2009 году, по предварительным данным, стала расти, что свидетельствует об общей ориентации города на туристов с низкими доходами. С одной стороны, Сочи выглядит хорошо обеспеченным инфраструктурой: имеется хороший аэропорт, железнодорожная связь с Москвой и остальной Россией, отреставрированный железнодорожный вокзал, строящиеся окружная автодорога и шоссе на Красную Поляну, морской порт, реконструкция которого завершается. Но не все так хорошо, как кажется. Великолепный аэровокзал, строительство которого в основном закончено семь лет назад до сих пор не достроен из-за нехватки средств. Завершение строительства объездной автодороги оттягивается по той же самой причине, а дорога на Красную Поляну должна быть закончена, иначе этот горнолыжный курорт не сможет развиваться как центр зимнего туризма. Финансирование же реконструкции комплекса морского порта также не обеспечено полностью. К этим проблемам следует добавить то, что железная дорога и автомобильная магистраль пересекают город, отсекая места размещения и туристические объекты от пляжа, что очевидно негативно сказывается на привлекательности курорта. Многие крупные санатории содержат дорогостоящие фуникулеры, лифты, тоннели и канатные дороги, связывающие их с принадлежащими им закрытыми пляжами. Стоимость содержания этих объектов все время возрастает, и когда возникнет необходимость замены этих устройств, может возникнуть серьезная проблема с финансированием этих мероприятий. В то же время без таких связей с пляжами эти санатории и пансионаты окажутся просто неконкурентоспособными. Система общественного транспорта города вполне соответствует потребностям. Имеется регулярная сеть автобусных маршрутов, маршрутных и индивидуальных такси. Однако желательно развить транспортное сообщение с аэропортом, в частности, улучшить качество транспортных средств. Материальная среда города также нуждается в существенном улучшении, поскольку не вполне соответствует статусу города как первого курорта страны. В плохом состоянии находятся тротуары, изобилующие выбоинами. Уличное освещение не везде работает. Вместе эти недостатки могут создать серьезную опасность. Главная улица очень шумная, что снижает привлекательность некоторых гостиниц, и сильная загруженность центра города транспортом достаточно опасна для пешеходов. Необходимы меры по регулирования и выведению транспортного потока за пределы центральной части. В городе большое количество зеленых насаждений и общественных парков, но их нельзя назвать очень красочными, их содержание оставляет желать лучшего. Примером того, как следует содержать эти парки, служат отдельные санатории. Некоторые улицы, вплотную прилегающие к центру, выглядят опасными для посетителей. Небольшое количество зданий в городе выглядят ухоженными, большинство же требует ремонта и покраски. То, что стандарты хорошего содержания достижимы, подтверждается состоянием железнодорожного вокзала, который недавно был отреставрирован. Строительство большого количества зданий приостановлено, и поэтому некоторые участки города выглядят заброшенными. При строительстве используется, в основном, устаревшая технология железобетонных конструкций. Эта технология отличается негибкостью и существенно уступает технологии металлоконструкций как в техническом, так и в экономическом отношении. В результате строительство сильно затягивается и капитал омертвляется. Что особенно важно, не вполне соответствует требованиям оборудование прибрежной полосы. Пешеходная дорожка содержится в плохом состоянии, и протяженность ее невелика. Пляж галечный, что трудно изменить, но при этом тем более важно заменять череду уродливых конструкций вдоль него (бетонные волнорезы и буны) на более привлекательные. Также очень важно, чтобы пляж был чистым и находился все время в хорошем состоянии. Во многих местах пляж просто завален кусками металла, мусором и различными отходами. Пляж в основном находится в руках частных пользователей, что ухудшает его доступность. Городской администрации следовало бы в первую очередь выяснить основания такого владения, и если они недостаточны, вернуть пляжи в общественное распоряжение, а в целом стоило бы достичь соглашения с законными владельцами, для того, чтобы пляжи сделать максимально открытыми для общественного пользования. Необходимо также изучить возможности создания песчаного пляжа в центре города. Возможно, наиболее важным является то, что в городе до сих пор нет настоящего ядра притяжения. Основная торговая зона очень невелика по размерам и большинство торговых точек представляют собой киоски. Рынки, представляющие собой наиболее полезную и эффективную форму традиционной розничной торговли, являются весьма важными туристическими объектами, но их недостаточно. Необходимо найти что-то такое, что одновременно служило бы интересам туристов и улучшило бы качество магазинов, ресторанов и мест развлечения. Зона от морского порта до железнодорожного вокзала хорошо подходит для этой цели, но требует грамотного планировочного решения и инвестиций. Таким образом, материальная среда города развита недостаточно, принимая во внимание его положение как крупнейшего российского курорта, а его инфраструктура настоятельно требует инвестиций. В частности, необходимо создать более привлекательную растительную среду, улучшить тротуары, повысить доступность пляжей и улучшить их содержание, создать притягательный центр города и завершить сооружение инфраструктурных объектов, особенно окружной дороги, дороги на Красную Поляну и здания аэровокзала.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |