Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В средней и долгосрочной перспективе продолжить диверсификацию и добавить зрелищные виды спорта, а также природный и активный туризм к структуре туристического продукта города.



2019-11-20 215 Обсуждений (0)
В средней и долгосрочной перспективе продолжить диверсификацию и добавить зрелищные виды спорта, а также природный и активный туризм к структуре туристического продукта города. 0.00 из 5.00 0 оценок




По истечении периода реализации всей Стратегии город должен укрепить свои позиции крупнейшего и наиболее развитого морского курорта и начать привлекать иностранных посетителей".


Глава 2. "Сравнительный анализ рекреационных ресурсов черноморского побережья России"

 

Сравнительный анализ преимуществ отдыха на черноморском побережье России и выездного туризма

 

На протяжении последних десяти лет внутренний туризм в Российской Федерации находится в состоянии глубокого кризиса. После начала "перестройки" произошел резкий спад спроса на услуги рекреационных учреждений страны. Серьезный удар по туризму в России, как уже отмечалось, нанес и распад СССР, потому что традиционные маршруты, как правило, проходили по центрам нескольких республик, а вне этих маршрутов, отдельные регионы не являются особо интересными.

В СССР курорты были частью нашей национальной культуры, практически вся система внутреннего туризма финансировалась из средств государственного бюджета или бюджета общественных организаций, а граждане, отправляющиеся на отдых, получали большие льготы - 80% путевок реализовалось через профсоюзные организации бесплатно или с 30-50% -ной скидкой.

Крупнейшей организацией, занимавшейся в СССР вопросами организации социального туризма, являлся Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ ВЦСПС). В 1989 г. в систему ЦСТЭ входило 2369 предприятий, в их числе около 160 советов по туризму и экскурсиям, 929 бюро путешествий и экскурсий, 627 гостиниц, турбаз и кемпингов, 107 теплоходов. В том же году ими было обслужено 42,5 млн. туристов и более 226 млн. экскурсантов.

После распада СССР и краха системы социального туризма большинство россиян оказалось не в состоянии самостоятельно оплачивать отдых, другая, меньшая часть населения, уровень доходов которой позволял оплатить туристскую поездку, переориентировалась на отдых за границей.

Нельзя не согласиться с высказыванием В. Азара, что "в России выросло уже целое поколение людей, никогда не отдыхавших в Сочи и Ялте, Гаграх и Юрмале. Зато они бывали в Анталии и Хургаде, Римини или на побережье Испании". Если в 1985 г. в СССР на 1 туриста, отправляющегося за рубеж, приходилось 15 внутренних, сейчас же в России на 10 выезжающих - 1 внутренний турист.

Падение внутренних туристских потоков привело к простаиванию, а затем и к постепенному разрушению и закрытию большого числа средств размещения туристов. В ряде здравниц продолжительность работы составляла 1,5-1 месяца в году. В 1993г. загрузка учреждений санаторно-курортного лечения упала по сравнению с 1990 годом на 35,2%, а объектов туристского размещения - на 83%. За 1994-1997 гг. в России закрылось 815 гостиниц (14% от общего числа), количество номеров уменьшилось на 19%. Несмотря на уменьшение числа гостиниц, их загрузка постоянно сокращалась: с 43 в 1994 г. до 31% в 1997 г. В 1998 г, гостиницы 59 субъектов Российской Федерации были убыточными. Исключение в этом печальном ряду составляют только Москва и Санкт-Петербург. Доходы гостиниц этих двух городов в 2005 г. составили 67% всех доходов гостиниц России.

Ситуация с внутренним туризмом принципиально изменилась после финансово-экономического кризиса 2008 г. Сейчас курорты России переживают второе рождение, вновь "проснулся" интерес к традиционно российским курортным местам отдыха. Как не парадоксально звучит, но кризис в России пошел явно на пользу внутреннему туризму.

Хотя общая тенденция к росту внутреннего туризма стала проявляться еще зимой, поползла вверх заполняемость баз отдыха в межсезонье. И специалисты тут же заговорили о начале реанимации российского внутреннего туризма, о том, что внутренний туризм выходит из длительного застоя. По их оценке, это только начало процесса и теперь подъем будет стабильным.

В качестве причин, вызвавших у россиян всплеск интереса к отдыху в своей стране, можно выделить следующие:

падение после кризиса доходов людей, которые еще год назад могли позволить себе путешествие за границу, а сегодня вынуждены искать более дешевые варианты отдыха;

хотя санаторно-курортный комплекс России включает в себя более 5,5 тыс. лечебно-оздоровительных предприятий, но, по мнению туроператоров, на сегодняшний день лишь 10% из сохранившихся предприятий размещения способны обеспечить европейский уровень сервиса.

И, как правило, если пансионат или санаторий предлагает услуги, достойные с точки зрения сервиса и качества, то и цены на них в два-три раза выше, чем на курорты аналогичного качества Турции или Египта.

Данные о стоимости отдыха в различных регионах России в 2005 году приведены в табл.11.

Таблица 11. Стоимость отдыха в различных регионах России в 2005 г. (в руб., в сутки на одного человека).

Место отдыха   Разброс цен: минимум-максимум
Анапа 75-1500
Сочи 450-7500
Дагомыс 350-1645
Подмосковье 200-7000
Самарская область 95-300
Тверская область 250-6500
Калининградская область 150-2400

 

Из таблицы очевидно, что несмотря на разброс цен, отдыхать в России оказывается не так уж и дешево. Добавьте сюда транспортные расходы, затраты на экскурсии, морские прогулки и т.д. - и сумма выйдет весьма значительная.

Причем при этом действует некая закономерность - чем больше и дольше места в гостиницах, санаториях и пансионатах пустуют, тем выше их себестоимость. И соответственно выше объявляется цена, чтобы получить хоть какую-то прибыль.

Снижение цен в долларовом эквиваленте на услуги российских предприятий отдыха привело к тому, что россияне, ехавшие раньше из-за невысоких цен в Крым, сегодня за эти же деньги могут отдохнуть и в России.

Сложная ситуация, сложившаяся в Турции, в связи с курдской проблемой, заставила наиболее осторожных россиян отказаться от поездки на отдых в эту страну, несмотря на значительное снижение цен, предложенное турецкими туроператорами Однако, несмотря ни на что, Турция все же заняла второе место в рейтинге предпочтений россиян. Это еще раз доказывает, что сегодня в условиях низкого уровня жизни основной массы населения России главным фактором, влияющим на выбор направления поездки с целью отдыха, является цена.

Выбор туристов ограничен и географически: либо это черноморские курорты (Сочи, Анапа), либо пансионаты и санатории Подмосковья, а также Калининградской области. Наибольшим спросом пользуются Черноморское побережье и Подмосковье. Причем санатории и пансионаты с полным пансионом более предпочтительны, чем размещение в гостинице.

А вот отдохнуть с комфортом на Урале или в Сибири сегодня практически невозможно: в основном там предлагаются конные или водные туры для туристов, не требовательных к комфортному проживанию.

Одна из наиболее обойденных категорий туристов - это родители с маленькими детьми. В большинстве санаториев не принимают детей до трех лет. Естественно, и родители, которым не с кем оставить ребенка, в санаторий не едут.

Кстати, и детские скидки на ребенка до 12 лет в Подмосковье по сравнению с общепринятыми очень не велики.

Обращение спроса на внутренний рынок привело к переориентации туристических фирм на работу с отечественным турпродуктом. В настоящее время 487 турфирм в Российской

Федерации специализируется на внутреннем туризме, из них 159 находятся в Москве, 134 - в Санкт-Петербурге. Примерно половина операторов по внутреннему туризму занимается организацией детского отдыха.

Среди туристских фирм, занимающихся "взрослым" внутренним туризмом, уже определилась некоторая специализация. Соотношение таково: 72% турфирм - продают только отдых и лечение, только экскурсии - 10%, экскурсии и отдых - 18%.

Однако спрос на туристические услуги в России ограничен не только материальными возможностями граждан. Выбор россиян, решивших отдохнуть на родине ограничен небольшим количеством баз отдыха, обеспечивающих достаточный уровень комфорта.

На российском рынке туризма функционируют также 1063 фирмы, для которых внутренний туризм не является основным видом деятельности.

Характерным является, что практически все операторы этого продукта берут на себя функции его продажи.

Вопросы взаимодействия и сотрудничества предприятий санаторно-курортного комплекса и ведущих туристских фирм России сегодня стоят особенно остро, хотя именно от их решения во многом будут зависеть перспективы развития курортов, пансионатов и турбаз России.

Однако самое первое знакомство туроператоров с представителями отечественной туриндустрии показало, что обычные для западного рынка технологии взаимодействия с партнерами здесь не работают. Большинство турбаз до сих пор ориентировано на советские методы работы: договорная система не развита, сами договора ничего не значат, директора турбаз легко меняют партнеров и размер брони в зависимости от сложившейся ситуации. Устарела также система ценообразования (намертво фиксированные цены и отсутствие скидок для туроператоров) и жесткая комплектность обслуживания (только полный пансион, плюс обязательная оплата лечения, только 14,18 или 21 день).

В целом, по словам туроператоров, работа на внутреннем рынке отличается нестабильностью и очень низкими доходами, хотя и приходится работать значительно больше, чем на выездных направлениях.

Особенностью работы на внутреннем рынке является отсутствие у турфирм постоянных клиентов. Из-за отсутствия системы скидок туроператоры вынуждены "накручивать" на цену баз отдыха свои проценты. Естественно, что клиенты, приехав на место и узнав там меньшую цену за размещение, больше никогда не возвращаются к "обманувшему" его туроператору.

А вот мнение другой стороны - председателя "Профкурорта" крупнейшего санаторно-курортного объединения России, в ведение которого находится 619 предприятий, организаций и учреждений, из них 234 санатория, 47 пансионатов, 102 дома отдыха и т.п., Островерхова А. В.: "российские турфирмы отказываются работать с курортами в межсезонье, а перехватывая профсоюзные путевки, "накручивают" на них цены до 50-70%".

Самой большой проблемой на внутреннем рынке туроператоры считают также наличие мощнейшего конкурента в лице фонда социального страхования (ФСС), который полностью забирает оптом многие наиболее комфортабельные и популярные базы отдыха в Анапе, Сочи, часть подмосковных пансионатов. В какой-то степени это и понятно, ведь санаторно-курортный комплекс России на 80-85% финансируется именно из этого самого ФСС, куда направляется 5,4% от заработной платы предприятий, поэтому через его систему и реализуется в основном путевки в российские здравницы. Но на практике, к сожалению, нередки случаи, когда "приходит" соцфонд, целиком закупающий базу отдыха на весь год, и директор разрывает любые договоры с турфирмой. Не решает проблемы цивилизованных взаимоотношений и действующее на туристском рынке генеральное соглашение "Об основах сотрудничества туроператоров и объектов размещения".

Туроператоры, сетуя на такую ситуацию, не могут понять, чем она выгодна для предприятий размещения. Ведь путевки соцстраха распространяются среди малообеспеченных граждан, которые не имеют возможности тратить деньги на развлечения, рестораны, бары и т.д. В результате, несмотря на 100% -ную загрузку, предприятия размещения не получают достаточной прибыли для своего дальнейшего развития.

На что вполне объективно парирует А.В. Островерхое: " в отличие от туристских компаний мы не ставим своей главной целью извлечение прибыли". И с этим нельзя не согласиться. Даже в условиях рынка не все должно измеряться прибылью. Здоровье нации - это дело государственной важности.

Мотив рекреации как основной в удовлетворении потребности на внутреннем сегменте туристского рынка, имеет важное социальное значение, так как из удовлетворения туристских потребностей отдельных граждан складывается благосостояние общества, его социальная стабильность.

А пока от несогласованности интересов турфирм и курортно-санаторного комплекса страдает лишь россиянин - потребитель туристской услуги, поэтому пора от взаимных упреков перейти к конструктивной практике взаимодействия по укреплению российского внутреннего туризма.

Предложения турфирм по внутреннему туризму сегодня достаточно разнообразны и не ограничиваются лишь предложением отдыха на курорте. Особо весомое место по количеству предложений и продаж занимают экскурсионные туры (в Москву, Петербург, города Золотого кольца, Владимир, Суздаль, Новгород, Киев, Ростов Великий, Псков). В пик сезона спрос на такие поездки у россиян превышает предложение. Традиционно большой поток туристов в Петербург и в первую очередь из Москвы. Теоретически, познавательно - экскурсионные путешествия всесезонны, но на практике зимой спрос на них значительно выше. Массовым спросом зимой пользуются поездки в Москву и вокруг нее. Так, с января по сентябрь 2005 г. число туристов, побывавших на экскурсиях в Москве выросло на 70 тыс. по сравнению с этим же периодом прошлого года. Подавляющая часть туристов - российские граждане, доля иностранных экскурсантов очень незначительна. Популярны маршруты в подмосковное Абрамцево и Сергиев Посад.90% путешествующих по России экскурсионных групп составляют школьники. Именно со школьных экскурсионных туров и начиналось возрождение внутреннего туризма.

Основной причиной, сдерживающей возрождение "взрослого" экскурсионного туризма, являются высокие цены на услуги. Туродень в России обходится в 40-60 долл., а то и дороже. Так например, суздальский главный туристский комплекс гостиница "Ризолит" предлагает по групповому тарифу для российских туристов 2-местный номер с завтраком за 42 долл., а в гостинице Покровского монастыря эта услуга оценивается в 70 долл.

Среди других причин можно выделить малое количество корпоративных заказчиков.

По оценкам экспертов, при сохранении нынешней экономической ситуации в стране поток туристов на Черноморское побережье и другие не менее популярные курорты в ближайшей перспективе уменьшится на 20-30%. А если ситуация с материальным благосостоянием граждан улучшится, то с российского внутреннего рынка уйдет гораздо большее число потребителей туристских услуг.

Могут уйти с отечественного рынка и многие туроператоры. Единственная возможность удержать их, это сделать их работу на внутреннем рынке более выгодной, нежели на выездном сегменте.

Основная масса населения России, как и в последнее десятилетие, не сможет позволить себе отдых на российском курорте. Рынок исключает из потребления малообеспеченные слои населения. Между тем туризм не должен быть отраслью экономики для богатых людей.

Социальный туризм никогда не был, да и не должен быть, по крайней мере, в обозримом будущем доходной статьей бюджета. Главная его задача - обеспечение малоимущей части населения доступными услугами по организации отдыха.

Если мы думаем о перспективах сохранения и развития внутреннего туризма в стране, то должен быть разработан механизм государственного протеционализма) в обеспечении граждан туристскими услугами и установлены государственные гарантии доступности их для потребления всеми членами общества.

Пусковым моментом деформации тенденций в развитии туризма с переориентацией его на выездное направление изначально как раз и послужило ослабление роли государства в переходном периоде.

Сегодня, по мнению президента РАТА С.П. Шпилько, - "Россия получает от туриндустрии гораздо больше, чем заслуживает своим отношением к ней". Совершенно очевидно, что роль государства в развитии туризма в условиях рынка приобретает особое значение, особенно в области экономико-правового регулирования.

По подсчетам специалистов Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов, Россия ежегодно теряет не менее 70 млн. долл., которые вывозят из страны так называемые "зимние" туристы. В эту сумму входят деньги, уплаченные за путевки в страны с развитой инфраструктурой зимнего, прежде всего горнолыжного, отдыха (чаще всего это Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Словакия, Словения, Болгария, Андорра), а также средства, которые тратятся на абонирование подъемников, прокат и покупку инвентаря. Эти суммы, как правило, составляют от 25 до 50% всех трат, осуществляемых российскими туристами-горнолыжниками за рубежом.

Такая ситуация, сложившаяся в стране, в которой, по неофициальным подсчетам, на горных лыжах катается около 100 тыс. человек, не может не удручать. Справедливости ради надо отметить, что самые оснащенные курорты, построенные еще во времена СССР, остались за пределами России (Гудаури и Цахкадзор в Закавказье, Чимбулак в Казахстане) или находятся вблизи зон вооруженных конфликтов (Северный Кавказ). В то же время наша страна располагает уникальными склонами, самой природой предназначенными для занятий горнолыжным спортом. Многие из них уже включены в туристическую систему (Шерегеш и Та-штагол в Кузбассе, Красная Поляна в Краснодарском крае, некоторые склоны на Алтае, Камчатке и в Саянах). Но они либо значительно удалены от центрального района - основного поставщика туристов, либо пока слабо освоены.

Неразвитость инфраструктуры - главный бич большинства потенциальных горнолыжных курортов.

Однако в европейской части России наметились своеобразные "точки роста", которые при надлежащем инвестировании могут дать хорошую отдачу. Прежде всего это центр горнолыжного спорта в Хибинах (г. Кировск), который примечателен хотя бы тем, что позволяет кататься по разнообразным и протяженным склонам даже в апреле-мае. Здесь уже имеется некоторая инфраструктура (кресельные подъемники, пункты проката с инвентарем ведущих европейских фирм, гостиницы, бассейн, современный аэропорт и т.д.), но неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся на горнодобывающих предприятиях Хибин - основных финансовых донорах Кировска, не позволяет центру динамично развиваться. Сюда же можно отнести Красную Глинку - горнолыжный курорт в Жигулях, а также уральские базы в Чусовом и Качканаре.

По оценкам экспертов Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов, даже туристические комплексы, расположенные на Среднерусской возвышенности (Мценск, Звенигород и др.), могут стать курортами мирового класса. Небольшие размеры трасс вынудят принимающие организации переоборудовать часть склонов для более узкого использования, например для набирающего популярность мо-гула. Необходимый минимум инфраструктуры здесь уже имеется.

Горнолыжный туризм может стать одним из локомотивов, которые помогут разогнаться малому и среднему бизнесу. Зарубежный опыт показывает, что именно усилия предпринимательских структур позволили Шамони и Киц-бюэлю превратиться из заштатных городков, затерянных в альпийских лесах, в процветающие курорты.

Развитие туризма в России осуществляется традиционно в трех направлениях: происходит прием иностранных туристов в стране и одновременно создаются условия для свободных туристских поездок за границу российских граждан, а также всесторонне развиваются условия осуществления турпоездок граждан России внутри страны.

Общеизвестно, что выездной туризм, представляя собой естественное и неотъемлемое право граждан на свободу перемещения, с экономической точки зрения имеет ряд негативных последствий для развития национальной экономики страны, так как является широким каналом утечки из страны значительных валютных средств.

Въездной туризм, наоборот, являясь высокоэффективным источником валютных поступлений и создания дополнительных рабочих мест, позволяет успешно решать многие социально-экономические проблемы. Поэтому большинство стран мира стремится к максимальному приему туристов на своей собственной территории

Единственным исключением долгое время являлась Япония, которая в силу ограниченности своей территории, наоборот, активно инициировала своих граждан совершать поездки в другие страны мира. С 1987 г. здесь действовала государственная программа стимулирования выездного туризма под названием "Программа десяти миллионов", ее целью было увеличение выездного туризма к 1990 г. до 10 млн. человек. Программа была выполнена на год раньше. Но уже в июне 1991 г. была принята новая программа " Два пути - туризм XXI века", согласно которой планировалось развитие как выездного, так и въездного туризма для продвижения национального туристского продукта на мировом рынке правительство выделило 2 млрд. долл.

В большинстве стран мира расширение экспортных операций туризма, иными словами, увеличение объема продажи национального туристского продукта иностранцам относится к разряду государственных приоритетов.

Согласно федеральному закону РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма также провозглашены приоритетными направлениями государственного регулирования.

При этом развитие данных видов туризма должно базироваться на целевом и разумном использовании имеющегося туристского потенциала страны. Чем большим "ассортиментом" различных туристских ресурсов располагает страна, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и увеличения продолжительности их пребывания.

В самом общем виде под туристскими ресурсами можно понимать как природные, так и созданные человеком объекты, вызывающие интерес и мотивацию человека к путешествию

Как в популярных, так и в других изданиях, посвященных туризму в России, считается хорошим тоном упомянуть об уникальных, неисчерпаемых возможностях, которыми обладает наша страна с точки зрения развития въездного и внутреннего туризма. Предполагается, что при должном внимании к этой отрасли доходы от нее в России были бы сопоставимы с доходами уж если не Испании, то уж Турции наверняка. На наш взгляд, такие оценки страдают чрезмерным оптимизмом.

Наибольшие доходы от туризма в настоящее время получают страны, принимающие туристов на летний отдых - Испания, Греция, Турция, Кипр, страны Юго-Восточной Азии, острова в теплых морях. Эти страны предоставляют туристам классический набор для летнего отдыха.

Россия между тем обладает лишь относительно небольшим участком Черноморского побережья. Летний купальный сезон здесь почти на 2 месяца короче сезона в средиземноморских странах. По длине песчаных пляжей российское побережье в десятки раз уступает берегам Турции, Испании, африканских средиземноморских стран. Неблагоприятно экологическое состояние морской воды. Вообще, состояние всего Черного моря внушает тревогу экологам: в нем наблюдается несколько неблагоприятных биологических процессов. А экология Черноморского побережья страдает еще и от неудовлетворительного состояния очистных сооружений, практического отсутствия очистки ливневых вод и многочисленных промышленных отходов. Ядохимикаты и органические удобрения, применяемые при сельскохозяйственных работах в России, обнаружены в лечебных грязях озера Тамбукан (район Кавказских Минеральных Вод), Витязевского лимана (курорт Анапа). А на климатическом курорте Кисловодск помимо превышения предельно допустимого количества в атмосферном воздухе двуокиси углерода обнаруживаются даже фотооксиданты, что свидетельствует о его сильном загрязнении.

Для многих россиян негативным фактором является и относительная отдаленность городов России от российских курортов, что увеличивает транспортную составляющую в расходах туриста. Учитывая все эти факторы, следует признать, что самое большее, на что могут рассчитывать курортные зоны Черноморского побережья России, это восстановление уровня прибытий российских граждан до уровня времен Советского Союза, когда выезд на отдых за границу для подавляющего числа граждан нашей страны был невозможен (за исключением отдыха в социалистической Болгарии).

Другим фактором может служить то, что многие российские граждане все еще неуютно чувствуют себя за границей прежде всего из-за незнания языка. Кроме того, российский гражданин привык к длительному отдыху - 24 дня, а стандартный отдых за границей, который средний класс может позволит 7, максимум 14 дней, вызывает известную неудовлетворенность. Следует также отметить, что, столкнувшись с падением спроса на свои услуги, Черноморские курорты значительно расширили ассортимент летних развлечений для гостей, хотя качество сервиса все еще значительно уступает европейскому уровню. И для того чтобы сохранить наблюдающуюся в последние годы положительную тенденцию роста заполнения черноморских курортов, их владельцам нужно принять серьезные меры по улучшению качества обслуживания.



2019-11-20 215 Обсуждений (0)
В средней и долгосрочной перспективе продолжить диверсификацию и добавить зрелищные виды спорта, а также природный и активный туризм к структуре туристического продукта города. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В средней и долгосрочной перспективе продолжить диверсификацию и добавить зрелищные виды спорта, а также природный и активный туризм к структуре туристического продукта города.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)